09 октября 2006
4127

Про хитроумного страховщика. Владимир Краснощеков

Есть люди, постоянно пребывающие в центре внимания из-за громких высказываний, резких действий в бизнесе или политике, неожиданных поступков. Генеральный директор СК "Самара" и "Самара-мед" Владимир Краснощеков - не из их породы. Один из крупнейших региональных страховщиков всегда старался вести себя осторожно и держаться подальше от любых скандалов, что, впрочем, не мешало ему то и дело оказываться в них замешанным. То из-за проблем с акционерами, то из-за различных тендеров и конкурсов, в которых участвовали его компании. В общем, несмотря на осторожность, оставаться в тени и тишине Краснощекову редко удается. Хотя, как говорят, в тихом омуте много чего водится.

Есть люди, постоянно пребывающие в центре внимания из-за громких высказываний, резких действий в бизнесе или политике, неожиданных поступков. Генеральный директор СК "Самара" и "Самара-мед" Владимир Краснощеков - не из их породы. Один из крупнейших региональных страховщиков всегда старался вести себя осторожно и держаться подальше от любых скандалов, что, впрочем, не мешало ему то и дело оказываться в них замешанным. То из-за проблем с акционерами, то из-за различных тендеров и конкурсов, в которых участвовали его компании. В общем, несмотря на осторожность, оставаться в тени и тишине Краснощекову редко удается. Хотя, как говорят, в тихом омуте много чего водится.

Начало пути Владимира Краснощекова в страховании мало чем отличалось от дорог, которыми приходили в бизнес многие нынешние предприниматели и банкиры. Закончив Куйбышевский авиационный институт и дослужившись до заместителя начальника цеха на авиазаводе, позже Краснощеков перешел на менее пыльную и более интересную во всех отношениях партийную работу. По тогдашним коридорам власти Владимир Краснощеков проходил восемь лет, что позволило ему обзавестись кое-какими связями. В дальнейшем это сильно помогло ему (как, впрочем, и многим другим предпринимателям тех времен) в становлении его бизнеса.

Согласно легендам, рожденным среди патриархов страхового рынка губернии, в те давние времена, когда любой бизнес, и страховой в том числе, еще только начинался, Владимир Краснощеков оказался вовремя в нужном месте. Начать бизнес бывшему авиаинженеру и партийцу помог один из его знакомых, работавший не где-нибудь, а в КГБ, и порекомендовавший его столичным страховщикам. Именно благодаря дружеской помощи Краснощеков весной 1993 года стал директором самарского филиала московской страховой компании "РОСНО". Чуть позже были созданы две местные компании - "Самара-РОСНО" (сейчас - СК "Самара") и "Самара-РОСНО-мед" (сейчас - СК "Самара-мед"), в которых московские акционеры первоначально располагали контрольными пакетами. Совладельцами компаний стали также Краснощеков, занявший пост генерального директора в обеих структурах, и его знакомый.

Передаваемые из уст в уста легенды гласили, что влияние людей из ФСБ чувствовалось в страховой организации. К примеру, по всему офису были наставлены камеры внутреннего наблюдения, из-за чего женщины-сотрудницы боялись переодеваться на работе. От тех же времен до сих пор в кабинете Краснощекова сохранился "шкаф", который в действительности служил дверью во второй кабинет. Из него был выход на улицу, чтобы в случае чего "уходить огородами". Однако сотрудничество с бывшим сотрудником госбезопасности оказалось не слишком длительным. В дальнейшем пути партнеров разошлись. В результате этого Владимир Краснощеков остался на страховом хозяйстве один.

Впрочем, особую известность Краснощеков получил не благодаря партнеру, а скорее из-за частых неурядиц и споров с акционерами, сотрясавших возглавляемые им компании. Несколько лет назад из компании уволился один из топ-менеджеров, которому в качестве премии был предоставлен небольшой пакет акций. Руководство компании в лице Краснощекова попыталось заставить его вернуть эти акции бесплатно. Менеджер придумал достойный ответ - нанял телефонного хулигана, который в течение нескольких дней названивал Владимиру Петровичу и говорил ему всякие гадости и неприятности. В результате Краснощеков предпочел пойти на мировую и выкупить акции по цене, устроившей продавца.

Видимо, почувствовав слабину страховщика и его готовность идти на мировую, один из конкурентов Краснощекова, не поделивший с ним крупного клиента, нанял пару "добрых молодцев", которые в течение нескольких дней постоянно ездили за Краснощековым на машине. Осторожности ради Краснощеков семью вывез в другой город, а сам стал реже появляться на улице. Однако подобные "мелкие" проблемы не помешали нашему герою наладить отношения с некоторыми крупными клиентами, в том числе с администрацией Самарской области. Дружба Краснощекова с областью началась благодаря нынешнему председателю совета директоров компании Михаилу Александрову и позволила СК "Самара" и "Самара-мед" войти в число придворных страховых компаний. Первоначально с подачи Александрова, тогда работавшего в "АСКОМЕДе", переговоры велись с главой страховой группы "Самара-АСКО" Юрием Цветковым. Однако одним из условий являлось вхождение в состав акционеров компании структур, близких к руководству области. Цветков предпочел отказаться. Как показали дальнейшие события, это решение оказалось "более удачным". Краснощеков, в отличие от Цветкова, на это условие согласился. В результате в числе акционеров "Самары" и "Самара-меда" появились структуры, близкие к главе банка "Солидарность" Алексею Титову. Это самым положительным образом сказалось на показателях работы страховых компаний.

Самарские акционеры довольно быстро перетянули на себя одеяло, и к 1998 году доля участия РОСНО в уставном капитале сократилась до 22% в "Самаре-РОСНО" и 45% в "Самаре-РОСНО-Мед". Как выяснилось, такая ситуация не очень устраивала московских собственников. Впрочем, до поры до времени представители столичного страховщика предпочитали не конфликтовать с самарскими партнерами.

Сложности с московскими акционерами у компаний Краснощекова начались в немалой степени из-за проблем с некоторыми сделками самарского филиала РОСНО. Изначально предполагалось, что на самарский филиал будут оформляться сделки по видам страхования, на которые у местных компаний отсутствуют лицензии, а также самые крупные риски, которые "Самаре" пришлось бы перестраховывать. Однако в дальнейшем на филиал стали оформлять договоры не только по самым крупным, но и по самым рискованным сделкам. Один из таких договоров, по неофициальной информации, обернулся для РОСНО убытками в $1 млн.

После смены руководства РОСНО московские акционеры в начале 2004 года попытались вернуть контроль над своими дочерними компаниями, что немедленно вызвало резко отрицательную реакцию со стороны местных совладельцев компаний Краснощекова. С этого началась длительная полоса неурядиц с акционерами в обеих компаниях. В результате конфликта московский страховщик принял решение избавиться от принадлежавших ему акций. Одновременно Владимиру Краснощекову пришлось отказаться от должности директора самарского филиала РОСНО, потеряв, таким образом, федерального партнера.

Большая часть акций, принадлежавших московскому страховщику, была приобретена юридическими и физическими лицами, близкими к банку "Солидарность" и председателю совета директоров Алексею Титову.

В результате к осени 2004 года структурам, аффилированным Алексею Титову, удалось сконцентрировать примерно 37% акций СК "Самара" и около 60% акций СК "Самара-мед". Еще около 35% акций к этому времени было зарегистрировано на ООО "Бизнес-аудит", основными собственниками которого являлись Владимир Краснощеков (49%) и Михаил Александров (49%).

Официально планы в отношении компаний старались не озвучивать, однако в неофициальном порядке говорилось, что Алексей Титов намерен сформировать региональный страховой холдинг. Помимо СК "Самара" и медицинской СК "Самара-мед", в него должна была войти и компания "Скиф-инком". Новые акционеры в составе страховой компании "Скиф-инком" появились в начале 2004 года. Тогда представители банка "Солидарность" приобрели контрольный пакет акций страховщика у компании "Бриз", принадлежавшей известному самарскому бизнесмену Бену Айвазяну. Окончательно банк установил контроль над "Скиф-Инкомом" в результате проведения дополнительной эмиссии. Акционерами страховщика стали подконтрольная "Солидарности" лизинговая компания "Трейд-Лизинг", президент банка Олег Синицын, вице-президент Григорий Оганесян, а также партнеры Алексея Титова Игорь Шибаев и Алексей Мартынов. После завершения сделки компанию возглавил Владимир Краснощеков.

Перед Краснощековым, остававшимся одновременно гендиректором "Самары" и "Самара-меда", ставили задачу улучшить финансовые показатели компании, у которой начались проблемы после многочисленных перестановок в руководстве и перехода потоков "Куйбышевской железной дороги" в самарский филиал СК "ЖАСО". Предполагалось, что в дальнейшем компания будет реорганизована и станет перестраховочной, что позволило бы "Солидарности" сформировать полноценный страховой холдинг.

Однако, по неофициальной информации, уже к октябрю 2004 года между собственниками страховщика и Краснощековым возникли трения. Вполне вероятно, что этому способствовало и появление информации о возможной продаже акций "Самары" и "Самара-меда", принадлежащих структурам и лицам, близким к банку "Солидарность" и Алексею Титову.

В результате в декабре 2004 года Владимир Краснощеков написал заявление об увольнении по собственному желанию и в январе 2005 года был освобожден от занимаемой должности. Люди, знающие Краснощекова, утверждали, что уволиться ему пришлось, так как акционеры компании не собирались инвестировать средства в ее развитие. Представители банка "Солидарность" вообще предпочитали не затрагивать эту тему. Однако примечательно, что вскоре после увольнения Краснощекова стали поступать предложения о продаже акций "Самары" и "Самара-меда", находившихся под контролем банка.

Впрочем, новый виток проблем с акционерами у Краснощекова еще только начинался. До начала 2005 года в состав акционеров страховщика входили Самарский завод "Электрощит" и топ-менеджмент предприятия, в том числе его генеральный директор Андрей Половинкин, контролировавшие в сумме около 14% акций, а также ЗАО "Самарские городские электросети" (СГЭС). Их доля к концу прошлого года составляла примерно 11%. Эти структуры, а также близкие к Алексею Титову организации и компания "Бизнес-аудит" являлись крупнейшими на тот момент акционерами "Самары" и "Самара-меда".

В начале 2005 года, как утверждали некоторые самарские страховщики, СГЭС выкупили пакеты акций, ранее принадлежавшие Андрею Половинкину и "Электрощиту", хотя первоначально их покупателем называли Владимира Краснощекова. Такой шаг, по словам участников рынка, СГЭС предприняли из-за дружеских отношений между Владимиром Краснощековым и некоторыми топ-менеджерами СГЭС. В результате, предприятию и его топ-менеджменту удалось сконцентрировать блокирующий пакет акций СК "Самара". Интригу ситуации придавало то, что СГЭС были связаны с ассоциацией делового сотрудничества "Волгопромгаз", которая, в свою очередь, располагает контрольным пакетом акций во всех компаниях, входящих в СГ "Самара-АСКО".

Развития ситуации с пакетом акций "Самары" с интересом ждали большинство региональных страховщиков. Если бы Цветкову удалось добиться передачи акций от СГЭС к ВПГ, а от ВПГ - к СГ "Самара-АСКО", это создало бы огромные проблемы для Краснощекова и его компаний. В этом случае Цветкову удалось бы не только быть в курсе всех дел конкурента, но и блокировать наиболее важные его решения. Это позволило бы СГ "Самара-АСКО" существенно нарастить собственные страховые сборы за счет ослабления или даже ликвидации одного из своих основных конкурентов.

Однако получить в свое распоряжение блокирующий пакет акций "Самары" Цветкову так и не удалось. Не исключено, что в этом случае свою роль сыграли и дружеские отношения между Краснощековым и Анатолием Афанасьевым. Впрочем, как бы то ни было, на будущее Владимир Краснощеков решил подстраховаться в этом вопросе, договорившись со своими "друзьями" о некотором перераспределении пакетов акций, в результате которого доля СГЭС уменьшалась примерно до 20%.

Проблемы вокруг акций "Электрощита" и СГЭС оказались только прелюдией к гораздо более острой проблеме с еще одним, наиболее весомым к этому моменту акционером - Алексеем Титовым. Еще в конце 2004 года были начаты переговоры о продаже пакетов акций "Самары" и "Самара-меда", принадлежавших Алексею Титову. Большинство московских компаний, в том числе и РОСНО, от этих пакетов отказались.

Выбор у Владимира Краснощекова в данном случае был невелик. Как утверждают злые языки, предложение о выкупе акций было сделано Краснощекову в ультимативной форме - или покупаешь за $1,5 млн, или их купит кто-то другой. Этим другим, готовым пожертвовать такую сумму, был Юрий Цветков, который благодаря акциям Алексея Титова смог бы полностью взять под контроль ситуацию как минимум в одной из компаний. Скорее всего, на этом их история и закончилась бы. Однако Владимиру Краснощекову удалось разрешить и эту ситуацию. Правда, с большими жертвами для себя и своих компаний. Акции были выкуплены по предложенной Титовым цене - на сами компании. Чтобы обойти запрет на приобретение организацией более 10% собственных акций, Краснощеков организовал выкуп "крест-накрест" - "Самара" приобрела акции "Самара-меда", а "Самара-мед" - акции "Самары".

В попытках найти нового партнера федерального уровня Краснощеков между делом успел поссориться еще и с бывшим владельцем и гендиректором компании "СамСО" Олегом Кокоревым, ставшим директором самарского филиала СК "МАКС". Краснощекову в поисках федерального "друга" удалось договориться с руководством этого страховщика и вытеснить Кокорева из директорского кресла. Впрочем, ненадолго. Кокорев, как утверждают злые языки, предпринял ответные шаги, спровоцировав конфликт между Краснощековым и генеральным директором "МАКСа" Надеждой Мартьяновой. Другие страховщики считают, что в очередном конфликте был виноват сам Владимир Петрович, который начал работать в филиале "МАКСа" так же, как и в РОСНО, то есть переводя туда наиболее рискованные сделки. В результате Краснощеков отказался от кресла директора СФ, которое вернулось к Кокореву. Занимателен был финал всей этой истории. В одной частной беседе раздухарившийся Краснощеков охарактеризовал действия и поступки Кокорева словом "п...с".

Позже Краснощеков попытался обрести желаемого федерального партнера в лице компании "РЕСО-гарантия", филиал которой остался без руководителя после перехода в СК "Россия" Вячеслава Нижегородова. Однако, как утверждал сам Краснощеков, на этот раз подработать его не пустили акционеры, которые сочли, что в данном случае "РЕСО-гарантия будет являться слишком серьезным конкурентам "Самаре".

Параллельно Краснощеков пытался найти инвесторов, способных вложить средства в развитие компаний. Тем более что средств действующих акционеров для развития не хватало. Однако предложения о приобретении части ранее принадлежавших Алексею Титову акций, сделанные Краснощековым нескольким московским компаниям, особого энтузиазма не встретили. Во-первых, потому что москвичей интересовал контрольный пакет акций, в то время как Краснощеков не был готов предоставить даже блокирующий, а во-вторых, потому что запрошенная Краснощековым сумма - $2-2,5 млн - отпугивала даже самых непритязательных покупателей. В результате компания Краснощекова медленно, но верно продолжала терять очки на страховом рынке Самарской области, все больше уступая конкурентам.

Несмотря на все дрязги с акционерами, связи с одним из них - Алексеем Титовым - стали очень важным подспорьем для "Самары". Как утверждают некоторые осведомленные источники, сделка между Титовым и Краснощековым сопровождалась еще и устной договоренностью, что Самару не отлучат от работы с областной администрацией. Несмотря на то, что по некоторым позициям компании Краснощекова действительно сбавили объемы сборов, дружба с областью у страховщика не прерывалась. Показателен в этом отношении последний конкурс по страхованию ОМС неработающего населения. Вхождение на региональный рынок московского медицинского страховщика "МАКС-М", близкого к главе Минздравсоцразвития РФ Михаилу Зурабову, сопровождалось переделом рынка ОМС неработающего населения. В результате с этого поля в пользу СФ "МАКС-М" была полностью вытеснена СК "АСКОМЕД" и уступила часть своей территории тольяттинская СК "АСКО-ВАЗ". "Самара-мед" же сохранила свою долю полностью. И, несмотря на то, что этот конкурс, как и некоторые другие, вызвал множество разбирательств и с ФАС, и даже с прокуратурой, отыграть ситуацию в свою пользу Юрию Цветкову так и не удалось.

Тем не менее в лидерах регионального рынка, как это было в 1990-х гг., компаниям Владимира Краснощекова удержаться так и не удалось. Новые и старые компании на самарском рынке все больше теснят "Самару-мед" и особенно "Самару". Может быть, иногда принцип "Будь осторожен!", которому так старается следовать Краснощеков, оборачивается и во вред.


info.samara.ru

09.10.2006
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован