07 сентября 2007
2296

Пробел в законе - находка для коррупционера

Комиссия по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции, созданная при комитете по законодательству, получила новый статус. Теперь она практически приравнена к комитету областного Совета. Единственное отличие заключается лишь в том, что она не обладает правом законодательной инициативы в облсовете.

В связи с этим на заседании антикоррупционной комиссии в минувший вторник, 4 сентября, ее председатель депутат Игорь Гришунин рассказал о необходимости внесения соответствующих изменений в Регламент областного Совета.

Вообще, первое после депутатских каникул заседание комиссии носило организационный характер. Однако депутаты долго и живо, совсем не "по-протокольному", обсуждали план своей работы на 2007-2008 годы. Много редакционных замечаний прозвучало от одного из опытнейших депутатов, вошедших в комиссию по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции, коммуниста Вадима Агеенко. Кстати, именно он напомнил собравшимся о внеполитичности, внепартийности комиссии, предложив заменить пункт о взаимодействии комиссии с партией "Единая Россия" по некоторым из ее партийных проектов на пункт о взаимодействии с общественными организациями и политическими партиями. В антикоррупционную комиссию входят представители всех четырех фракций областного Совета - "Единой России", КПРФ, АПР и ЛДПР, и было бы несправедливо в данном случае ограничиваться взаимодействием лишь с одной партией. Впрочем, наметившееся было политическое противостояние не переросло в конфликт: руководитель фракции "Единой России" в облсовете, член комиссии Юрий Алаферовский выразил свою солидарность по этому вопросу с коллегой-коммунистом. С коррупцией надо бороться сообща, и соответствующая комиссия действительно должна быть вне политики.

С дельным предложением выступил член комиссии депутат Александр Замиралов: надо внести в план пункт о взаимодействии с гражданами области, обязав членов комиссии вести прием людей, столкнувшихся с проявлениями коррупции в своей жизни и безуспешно пытавшихся добиться справедливости. Игорь Гришунин согласился: в комиссию постоянно идут письма с жалобами, а то и криками о помощи от жителей Новосибирска и области.

Один из важных пунктов в плане работы комиссии по взаимодействию с правоохранительными органами и противодействию коррупции - обучение работниками прокуратуры депутатов областного Совета довольно сложной методике проверке законов на предмет их коррупциогенности. Такие семинары для всех изъявивших желание народных избранников пройдут в ноябре-декабре этого года. Однако Игорь Гришунин призвал коллег уже сегодня активно участвовать в работе межведомственной группы при прокуратуре Новосибирской области по изучению правовых актов и их проектов на предмет противодействия коррупции через своих представителей. Эта группа была создана весной 2007 года, и в нее вошли три члена антикоррупционной комиссии облсовета: Игорь Гришунин, Валентин Сичкарев и Вадим Агеенко. Депутаты Гришунин и Сичкарев уже направили в межведомственную группу предложения проверить на коррупциогенность несколько правовых актов. Один из них - совсем свежий Закон НСО "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области", принятый 7 июня 2007 года. Основанием для экспертизы послужила статья закона, содержащая положение, предусматривающее привлечение перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок на основании договоров об организации пассажирских перевозок уполномоченными органами. При этом порядок привлечения перевозчиков по результатам конкурса либо на условиях временной работы определяется уполномоченным органом в соответствии с настоящим законом и иными нормативными правовыми актами. Получается, что в данном случае вопросы по сути осуществления предпринимательской деятельности будет решать уполномоченный орган, тогда как в соответствии с Конституцией РФ и Гражданским кодексом РФ вопросы законодательного регулирования предпринимательской деятельности относятся к исключительной компетенции РФ.

Насторожили депутатов и пробелы в Законе НСО "О правовом статусе лиц, замещающих государственные должности Новосибирской области". Этот закон принят в 2000 году, незначительные изменения в него вносились в 2006-м. По словам Игоря Гришунина, в период с момента принятия закона динамично совершенствовалось законодательство о государственной гражданской службе. Однако лица, замещающие государственные должности, статус которых регулируется данным законом, обладают значительно большими властными полномочиями, чем гражданские служащие (к ним относятся: заместители губернатора области; депутаты областного Совета, работающие на постоянной профессиональной основе; председатель избирательной комиссии НСО; председатель Контрольно-счетной палаты НСО, его заместители и аудиторы КСП). Их трудовые функции, обязанности, ответственность практически не закреплены в законодательстве. Немного более подробно регламентируется статус председателя, заместителей и аудиторов КСП, поскольку принят областной закон о КСП НСО. Было бы целесообразно, говорит Игорь Гришунин, прописать и особый порядок назначения лиц, претендующих на выполнение общественно значимых и государственно важных функций, как это предусмотрено, например, в проекте закона Санкт-Петербурга "О дополнительных мерах по противодействию коррупции в г. Санкт-Петербурге".

Проверку на коррупциогенность предстоит пройти и Положению о комитете внешнеэкономического сотрудничества и туризма администрации НСО, утвержденному постановлением губернатора от 18 апреля 2005 года. Согласно этому документу, комитету предоставлены полномочия выполнения на территории Новосибирской области положений Соглашения между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках. Однако, в соответствии с Конституцией РФ, выполнение международных договоров РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ и, соответственно, указанные вопросы должны регулироваться федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами субъектов РФ. В данном же случае вопрос выполнения международного договора урегулирован подзаконным актом субъекта РФ, вернее даже не урегулирован, а данным Положением структурному подразделению администрации области, по сути, представлено полномочие выполнять на территории области Межправительственное соглашение практически на свое усмотрение.

Заместитель председателя антикоррупционной комиссии депутат Олег Мануйлов справедливо заметил, что надо ввести практику проверок на коррупциогенность нормативных правовых актов еще на стадии проектов. Чтобы не устраивать коррупционную "чистку" уже действующих законов. С ним согласился и Юрий Алаферовский, напомнивший коллегам, что основная задача комиссии - именно предотвратить появление таких пробелов в законодательстве, которые и порождают коррупцию.

07.09.2007
vedomosti.sfo.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован