05 декабря 2006
4133

Пробки в глазах и ушах

В этом районе очень тяжело с парковкой. Потому что строился он еще до закона. А потом приняли закон, по которому все новые здания должны иметь подземную или наземную парковку, только тогда выдается разрешение на строительство, - объяснял гид в Тель-Авиве. И действительно, в крохотной стране, которая проезжается вдоль и поперек даже с учетом архитектурных особенностей войны за несколько часов, то и дело можно видеть парковки, паркинги и стоянки.

Евреям, на которых мы так любим списывать все беды и заговоры, хватило ума принять закон о парковках. У бесконечно воюющего и обороняющегося Израиля нашлось время подумать о том, где будут стоять машины. В России, которая так гордится своим умом, особостью и мощью, ничего подобного нет и не предвидится.

Почему? Можно найти несколько объяснений. "Гражданское" - автолюбители, жильцы, страховщики и т.п. - не предъявляют властям, хоть федеральным, хоть муниципальным, - явственного и стройного требования заняться проблемой парковок. "Географическое" - улиц слишком мало и дворов, что, кстати, в сравнении с любыми развитыми странами, истинная правда. "Идиотическое" - в то время как в нормальных мегаполисах знаки "остановка запрещена" или "парковка ограничена" действуют в рабочие часы и дни, в России, в Москве они начинают действовать строго наоборот - после рабочего дня. И правильно - гаишники же с эвакуаторами не могут подобраться к запаркованным машинам днем, в пробках, поэтому набрасываются на них ночью. В одиннадцать вечера с Тверской утягивать машины - милое дело. А главное, сколь оно полезно в это время суток!.. Объяснение "национальное" - всем всё по фигу, поэтому паркуются как Бог на душу положит, а остальные тоже заняты другими делами. Поважнее. Например, съездом "Единой России". Куда лучше сказать темпераментную речь, чем заняться реальным, но трудоемким делом...

И вот отсюда произрастает, похоже, самое верное объяснение: у многих чиновников мозги и видение мира давно устроены таким образом, что они просто не замечают проблем, с которыми сталкиваются люди. Даже не потому, что данный конкретный чиновник уже столь велик в своем величии, что не утруждает себя опуститься до "бытовухи" простых граждан. Нет, он действительно уже не ЗНАЕТ обо всем этом.

Скажете, не может быть? Может. Простые примеры: выезжает высокопоставленный чиновник на работу. Как выезжает? На машине с водителем и "мигалкой". Куда девается машина? Встает на отведенную именно для таких машин полосу, включает "мигалку" и пилит. Что делает чиновник в это время? Звонит, раздает указания, собирает информацию, читает газеты, смотрит телевизор, делает зарядку, наконец. Он не пялится озлобленно на задницу впереди ползущей машины и бок справа подлезающей, изнывая от зверства и бесполезно растрачиваемого времени. Он занят делом, и пробки проходят мимо него где-то фоном. "Ну, да, - иногда мелькнет у него, - пробки, так во всех больших городах пробки". Он относится к этому как к погоде. Кстати, не во всех - в том же Лондоне, к примеру, пробок почти нет, и рассчитать, сколько займет дорога от одной точки до другой, можно с точностью до 10 минут. В Москве один и тот же участок дороги в один и тот же день недели в одно и то же время суток может занимать и 15 минут, и 2 часа.

С парковками еще проще. Подъезжает такой чиновник, скажем, в ресторан или кинотеатр. В конце концов, он же тоже человек, вдруг ему на нового Джеймса Бонда захотелось посмотреть. И что он делает? Водитель преспокойно паркует его третьим рядом, окончательно перегораживая улицу, чиновник выгружает свое туловище из машины, захлопывает за спиной дверь и шлепает к входу. Он не паркуется!!

Поэтому - для него нет этой проблемы. Он не мечется между запруженными переулками и главной дорогой с ночными эвакуаторами; не вползает, проклиная бордюр и подвеску, на тротуар; не собачится с неким материализовавшимся из воздуха мордоворотом, который говорит: "Тут нельзя парковаться, служебная парковка". Не отодвигает десятки бесконечных грязных заборов, изгородей, палочек, погнутых железяк, которыми утыкан город Москва, что, несомненно, добавляет ему красоты и изящества.

У дома, очевидно, так же. Он же не живет в каком-нибудь новом районе, где дома с 5-10 подъездами и 20 этажами построили, а про парковки, как всегда, забыли. Чиновники обычно живут к иных домах, по большей части, и вовсе за городом. И машина может там не держаться, водитель довез - "тело" сгрузил, а машину поехал на служебную автобазу ставить.

Поэтому нет проблемы ни парковки, ни хранения машины, ни эвакуаторов. Нет и закона о строительстве и парковках. В итоге, каждый свежепостроенный торговый-деловой-развлекательный центр тут же парализует движение в трех окрестных кварталах. Даже если в нем и оказывается подземный паркинг, он каким-то чудесными образом не имеет отношения ни к машинам половины служащих, ни уж тем более к гостям и посетителям этих офисов.

...В английском языке есть такое слово "friendly". Его даже трудно перевести на русский, потому что точного эквивалента ему до сих пор не появилось. Оно применяется к городу, району, обстановке и означает, в общем, "дружественный". В разных мировых рейтингах и классификациях есть такие понятия - дружественная среда, дружественный район, дружественный город. Это когда шумные загазованные улицы перемежаются маленькими тихими сквериками со скамейками и фонтанчиками, разноуровневыми улочками и закутками, когда парковки строятся так, чтобы не приходилось к ним приставлять еще десять заборов и пять специально обученных охранников эти заборы перемещать, когда "клиент подъехал". Это когда компания, ведомство, министерство, строя или арендуя офис, думают, как к нему (к ней) подъедут клиенты, посетители, просители (в том числе те, у кого нет персонального шофера). С каким настроением они войдут внутрь и будут ли дергаться по поводу своей машины по ходу переговоров. Это когда охранник на входе улыбается и помогает, а не всем своим видом отправляет на... В общем, понятно, куда он отправляет.

Это когда при проектировке нового микрорайона думают о том, сколько дорог туда ведет и оттуда выходит, как люди будут добираться на машинах и автобусах на работу и домой, где ставить машины и гулять с детьми. А не только о том, сколько прибыли снимется со стройки и сколько рапортов об успешной реализации нацпроекта прозвучит.

Когда сам чиновник об этом не думает, ему об этом может напомнить кто-нибудь. Если не избиратели, то родная партия. Что бы, например, "Единой России" не изменить некоторые строительные, дорожные, архитектурные нормы? Вроде и в Думе большинство, и уже почти во всех региональных парламентах. Ведь проблема дружественности - не только московская. Все мегаполисы страдают ею - от Ростова до Владивостока, от Питера до Иркутска, всюду, где есть большие кинотеатры, торговые центры, здоровые офисные здания, старая советская планировка улиц и новый, но во многом все тот же советский подход.

Конечно, сразу раздадутся вопли о невероятном удорожании строительства и жизни, о якобы заботе о людях. Ага, а сегодня, конечно, всем всё доступно, граждане расхватывают недвижимость и радуются. В конце концов, можно немножко норму прибыли уменьшить, взяточные аппетиты понизить. А главное - всем можно подумать о том, что это останется в будущем, создаст удобство сегодняшним жителям и завтрашним, приблизит город, да и страну к тому самому понятию friendly, которое обычно лежит не в плоскости цен на нефть и газ.

В конце концов, да, иногда приходится идти на некоторое временное удорожание, чтобы потом всем становилось легче, безопаснее и комфортнее. И машины когда-то стоили недешево, и первые магнитофоны были золотыми, и хорошую картошку можно вырастить, лишь предварительно удобрив землю. При этом, конечно, должно быть некое общественное доверие и понимание. Чего можно добавиться, лишь демонстрируя результаты, ощутимые и видимые людьми.

...В воюющем Израиле, где круглые сутки действуют повышенные меры безопасности, где проверяют сумки и карманы у всех посетителей торговых центров, кафе и отелей, незнакомые люди могут улыбнуться друг другу, помочь. Потому что, не смотря на войны и постоянные угрозы, они пытаются сделать свою жизнь более friendly.

Светлана Бабаева, шеф-редактор журнала "Профиль" - специально для РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

http://www.rian.ru/authors/20061205/56465121.html

РИА Новости

05.12.2006 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован