20 июня 2007
4933

Проблема модернизации управления развитием вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса

Анализ результатов работы Счетной палаты Российской Федерации свидетельствует о снижении эффективности распоряжения национальными ресурсами вследствие крайней неразвитости проектного и программного управления в государственном секторе экономики.
Низкая результативность федеральных целевых программ, в том числе государственных программ вооружения, неудовлетворительное качество и реализуемость бюджетирования, ориентированного на результат, подтверждают негативные тенденции в области обеспечения конкурентоспособности и безопасности страны.
Одной из причин этого является отсутствие комплексного подхода к развитию Вооруженных Сил Российской Федерации и оборонно-промышленного комплекса страны. Преодолеть сложившиеся тенденции невозможно одними лишь административными и бюджетными реформами, включая маловероятное переоснащение основных производственных фондов за счет роста государственного оборонного заказа и доходов от военно-технического сотрудничества. Необходимы формирование современного технологического фундамента для проектного управления ресурсами и подготовка квалифицированных кадров, иначе отставание от ведущих стран мира может стать непреодолимым.
За последние десятилетия мир прошел целый ряд управленческих революций на корпоративном, национальном и транснациональном уровнях экономики, и конкурентоспособность военных потенциалов государств сегодня определяется конкурентоспособностью моделей их развития.
Так, в Соединенных Штатах Америки, ведущей на сегодняшний день военной державе, в октябре 2005 года создано Агентство по реформированию министерства обороны. Задача новой структуры состоит в реализации процессов реформирования в соответствии с архитектурой государственного управления США с целью повышения боеготовности вооруженных сил США. Агентство подчиненно заместителю министра обороны по закупкам, а повседневное руководство данной структурой осуществляют совместно помощник заместителя министра обороны по бизнес-реформированию и помощник заместителя министра обороны по финансам. Новая структура состоит из 7 подразделений: департамента по приоритетам и требованиям реформ, департамента управления инвестициями, департамента по поддержке боеготовности, департамента планирования и исполнения реформ, департамента по информационной и интеграционной стратегии, управления по закупкам бизнес-систем, операционного агентства.
Стратегическими целями военной трансформации являются: обеспечение безопасности союзников и друзей, недопущение появления потенциальных противников и военного соперничества, сдерживание угроз и вызовов интересам США, разгром любого противника в случае неудачи политики сдерживания. Стратегия военной трансформации основана на концепции совместных операций, позволяющей концентрировать ресурсы в нужное время в нужном месте с целью получения максимального эффекта с учетом конкретных возможностей и предполагающей ведение боевых действий с использованием информационных систем.
Следует отметить, что все это является продолжением политики, ориентированной на программно-целевое планирование, начало которой было положено еще в 70-е годы прошлого века с внедрением системы "Планирование - Программирование - Бюджетирование" (Planning-Programming-Budgeting System). Затем были реализованы программа управления по целям (Management by Objectives) и планирование бюджета от нуля (Zero-Based Budgeting), сформирована соответствующая правовая база.
Модернизация министерства обороны США, ставшая очередным этапом развития проектных методов управления, построена на принципах архитектуры целеустремленных систем (Business Enterprise Architecture), которые включают в себя:
- единую структурированную проектную методологию;
- стандартизацию данных, правил, процессов и возможностей;
- применение государственных и промышленных стандартов;
- централизованную информационную систему по всему министерству обороны;
- связь с федеральными архитектурами правительства.
Основными программами модернизации, наряду с управлением личным составом, являются управление жизненным циклом ВВТ, управление поставками и услугами, управление недвижимостью и жизненным циклом оборудования, управление финансами.
Как видно из схемы 1, на сегодняшний день Минобороны США уже израсходовало 12 млрд. долларов, и еще столько же планируется израсходовать в ближайшие годы.

Контроль и корректировка выполнения программ, которые подробно расписаны по целям и задачам, в течение их жизненного цикла выполняется по ключевым точкам, четко определены зоны ответственности (схема 2).


В настоящее время проектные технологии внедрены в управление системами Военно-морских сил США, авиацией и снабжением ВМС, космическими боевыми системами, тыловым обеспечением армии США. Кроме того, действует программа по медицинской реабилитации военнослужащих. Эти технологии также распространяются в странах НАТО и активно используются в Бундесвере (ФРГ), министерствах обороны Великобритании, Канады, Новой Зеландии, Дании и ряда других стран.
Архитектура информационно-аналитической поддержки целевого планирования в странах НАТО представлена на схеме 3.

Таким образом, в Соединенных Штатах Америки делается принципиальный шаг в объединении стратегий развития вооруженных сил и оборонно-промышленного комплекса как единой системы. При этом стремительно возрастает количество пользователей автоматизированных систем. С 2003 по 2005 год их число увеличилось с 37 до 60 тысяч, в 2007 году должно составить 193 тысячи, а в 2011 году - 247 тысяч.
На сегодняшний день только за счет электронных закупок Агентства по тыловому обеспечению получен значительный экономический эффект, превышающий 1 млрд. долларов. В том числе сэкономлено 348 млн. долларов за счет управления запасами, 540 млн. долларов - за счет управления продажами, 437 млн. долларов - за счет расчетов с поставщиками. В будущем предполагается, что 4,6 млн. наименований товаров будет управляться с использованием информационных технологий, и только за счет управления запасами экономический эффект превысит 2 млрд. долларов.

Программно-целевое планирование не является чем-то новым для российской науки и практики. Принципы и методы такого планирования во многом использовались Госпланом СССР, реализовывались при создании крупных систем вооружения, существовали ГОСТы на автоматизированные системы управления на уровне технологических процессов.
В условиях проведения административной реформы складываются предпосылки для использования имеющихся наработок в новых экономических условиях. Выстроена архитектура ответственности органов исполнительной власти. Функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства, функции контроля и надзора - на федеральные службы, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом - на федеральные агентства.
Принят ряд нормативных документов, нацеленных на расширение самостоятельности участников бюджетного процесса и повышения их ответственности за достижение количественно определенных среднесрочных целей и перехода преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающими прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования, установленными исходя из приоритетов государственной политики.
Особенности проектного бюджетирования представлены на схеме 4.
Для реализации управления по результатам необходимо обеспечить:
создание и внедрение комплексной системы ведомственного и межведомственного планирования и проектного управления по целям и результатам деятельности, конкурентного распределения ресурсов между ведомствами и контроля за достижением результатов их деятельности;


разработку ключевых измеримых показателей эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти по основным направлениям их деятельности в соответствии со стратегическими целями государства;
внедрение технологий и процедур целеполагания, обеспечивающих привязку целей к конкретным исполнителям, выработку показателей, позволяющих адекватно оценить степень достижения поставленных целей и действия исполнителей, предпринимаемые для достижения этих целей;
разработку и внедрение управленческого учета, позволяющего распределять ресурсы по поставленным задачам, а также обеспечивать контроль за достижением результатов и определять персональную ответственность руководителей и должностных лиц за решение указанных задач;
разработку и внедрение системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также проводить оценку эффективности бюджетных расходов;
внедрение системы регулярной оценки рисков, препятствующих достижению намеченных целей;
внедрение механизмов управления подведомственными органам исполнительной власти организациями.
Архитектура технологической среды в целом и возможные пути ее модернизации представлены на схеме 5. В левой части схематично отражена структура основных сфер обеспечения экономической политики, включая:
- дееспособность органов государственной власти и эффективность ее основных институтов;
- экономический потенциал страны, включая эффективность государственного и негосударственного секторов экономики;
- конкурентоспособность России в мире, включая эффективность государственной и негосударственной внешнеэкономической деятельности, доступность для России мировых ресурсов, а также соотношение норм международного и национального права.
Очевидно, что все три сферы находятся в разных проблемных плоскостях и должны быть скоординированы на базе национальных информационно-технологических ресурсов (своего рода W3B).
В правом верхнем углу отражено желаемое будущее страны, например, к 2008 году при ее технологической модернизации, а в правом нижнем - деградация технологии управления в случае консервации сложившихся методов и средств управления.
В качестве полигона по применению современных программно-целевых методов бюджетного финансирования, отработки технологий эффективного использования государственных средств на наиболее приоритетных направлениях в настоящее время выбраны приоритетные национальные проекты. Это своего рода пилотные проекты, на которых можно отработать соответствующие механизмы и выстроить систему эффективного использования государственных средств, в первую очередь для решения наиболее значимых задач развития страны.



На схеме 6 представлена архитектура проектного управления, включающая в себя топологическую структуру, конфигурацию объектов и структуру целей применительно к программе военного строительства.
Рассматривая в комплексе развитие Вооруженных Сил и ОПК через призму топологии проектного управления, можно выделить три группы проблем: формирование стратегии развития, определение конфигурации объектного поля и технология управления программами (схема 7).


Очевидно, что с переходом на современные управленческие технологии возникает целый ряд вопросов, к примеру, кто и как будет осуществлять контрактацию, как будет реализована система испытаний и оценок, кто будет сопровождать программу или конкретную систему вооружений в течение жизненного цикла? Все эти вопросы требуют серьезного, системного осмысления (схема 8).




Для обеспечения внедрения управления по результатам в рамках концептуальной модели единой информационной системы в сфере государственного управления, в том числе и в сфере национальной обороны, должны быть разработаны и (или) приняты к использованию эффективные для всех уровней государственного проектного управления информационно-аналитические технологии.
При этом отдельные факты внедрения зарубежных закрытых IT-технологий управления финансами в бюджетной и банковской сферах, а также бизнес-процессами в добывающих и транспортных компаниях России свидетельствуют о растущих угрозах внешнего наблюдения, контроля и, как следствие, вмешательства во внутренние социальные и экономические процессы в стране.
Рассчитывать на создание в обозримом будущем конкурентоспособных отечественных технологий проектного управления при реальных затратах невозможно. Представляется целесообразным на разработки зарубежных производителей программного обеспечения с открытыми кодами наращивать отечественные программы с защищенными операционными системами (схема 9).

Существуют отечественные информационно-аналитические технологии управления по результатам и комплексного активного контроля, апробированные при решении ряда задач государственного проектного управления. Эти наработки могут быть реализованы на единой платформе с учетом имеющегося национального научного потенциала (схема 10).
Принципиальной отличительной особенностью архитектуры предлагаемого информационно-аналитического обеспечения проектного управления является системная интеграция используемых технологий планирования, программирования, бюджетирования и контроля (схема 11).





В Счетной палате Российской Федерации построена интегрированная система информационно-аналитического обеспечения проектного управления (ИС ИАО) построена на основе отечественного программного обеспечения. Основными ее элементами являются имитационно-моделирующие комплексы (ИМК) для этапов долгосрочного (стратегического) планирования, среднесрочного планирования, формирования бюджета, комплексного активного контроля (схемы 12-15). Каждый из этих комплексов включает в себя соответствующую систему методов, моделей, инструментальных средств технологии.
Возможности развития информационного обеспечения проектного управления в Вооруженных Силах (схема 16), могут быть построены на системах класса ЕАМ, позволяющих управлять архитектурой организации, включая управление эффективностью деятельности (системы класса ВРМ) и управление ресурсами (системы класса ERP).







При этом очевидно, что внедрение проектного управления в рамках технологической модернизации страны в условиях, когда технологическим хребтом отечественной экономики все еще остается оборонно-промышленный комплекс, приобретает особую актуальность в сфере национальной обороны. Безусловно, при этом приоритетными задачами является реализации Государственной программы вооружения, тыловое обеспечение Вооруженных сил и другие.
На первом этапе стоит задача определения пилотных проектов, которые могут быть реализованы, например, на базе федеральных целевых программ по переходу к комплектованию ряда соединений и воинских частей военнослужащими, проходящими военную службу, реформированию системы военного образования, а также проектов, связанных с созданием конкретных систем вооружения, например РН Ангара", реструктуризации космической промышленности и др. (схема 17).


Эта работа потребует организационных усилий и финансовых затрат, но, как показывает зарубежный опыт, они окупаются многократно. Предлагаемые меры в совокупности с развитием методов программно-целевых методов планирования и бюджетирования, ориентированного на результат, а также контрактного права, совершенствованием организационной структуры и структуры ответственности должны вывести на качественно новый уровень развитие Вооруженных Сил Российской Федерации и оборонно-промышленного комплекса как единой системы на качественно новый уровень и обеспечить значительную экономию бюджетных средств.

А.А. Пискунов, аудитор Счетной палаты Российской Федерации, кандидат экономических наук

Опубликовано: Материалы Межведомственной военно-научной конференции "О совершенствовании военного планирования на основе программно-целевого метода и разработке (уточнении) соответствующей нормативной правовой базы, М., 2007.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован