13 марта 2009
2544

Проблемный район

В ночь на 7 марта, примерно в 00:05, на выезде из селения Ново-Шушия Новолакского района (новостроевские земли, недалеко от северной окраины Махачкалы) было совершено покушение на председателя избиркома Цунтинского района Шамиля Алилова.

"Ауди", на которой ехал Алилов, была обстреляна двумя молодыми людьми, которые скрылись на автомашине "ВАЗ-2109". Председатель избиркома не пострадал. Скорее всего, данный инцидент связан с итогами выборов, прошедших 1 марта (об их итогах "НД" писало в прошлом номере), когда жители Цунтинского района выбирали главу МО. Напомним, что во второй тур прошли нынешний глава Гусейн Магдиев и руководитель управления культуры и туризма района Шамиль Гаджимурадов. Соперничество было нешуточным - по нашим данным, расходы предвыборных штабов кандидатов составили: у одного - 9, а другого - 22 млн рублей. В такой обстановке у кого-то могло появиться желание и решить вопрос вне рамок закона.

Необходимо отметить, что в прошлом Алилова, уроженца села Бежта, обычно зачисляли в команду односельчанина, председателя комитета по местному самоуправлению Народного собрания Абумуслима Курбаналиева. Но в последнее время отношения между Алиловым и Курбаналиевым если не испортились, то, по крайней мере, стали прохладными. Исходя из этого, нельзя исключать, что данный обстрел мог иметь целью дискредитацию Курбаналиева, т.е. сделать его главным подозреваемым в данном преступлении. Хотя нельзя исключать и желания элементарно запугать чиновника от избиркома одной из сторон. Отношения же между Курбаналиевым и Алиловым подпортили помимо всего прочего и результаты последних выборов по Бежтинскому сельскому собранию, где выиграли оппоненты брата Абумуслима - Ризвана, возглавляющего МО "Бежтинский участок". В целом ослабление позиций Ризвана Курбаналиева в Бежтинском участке очевидно - из числа команды братьев ушла довольно солидная группа молодежи и влиятельных бежтинцев, которые уже сформировали свою "участковую" оппозицию. Можно не сомневаться, что на ближайших выборах главы участка эта бежтинская группа составит серьезнейшую конкуренцию Ризвану Курбаналиеву. Говоря о причинах ослабления влияния братьев Курбаналиевых, логичнее, наверно, просто привести отрывок из письма бежтинцев, опубликованного в газете "Чистовик" за 11 августа 2007 года. По мнению автора письма, власть Ризвана Курбаналиева "не ограничена ни законами, ни Конституциями РД и РФ. Его желания, его повеления должны исполняться всеми: и должностными лицами, и техническим персоналом. Резко разделил людей на своих сторонников и противников. Сторонники пируют на повышенные зарплаты, а противников увольняют списками".

Источник, близкий к окружению Курбаналиева, говорит, что подобные настроения исходят от оппонентов главы, недовольных тем, что лишние посты и должности сокращаются или их занимают более компетентные люди. Оппоненты в свою очередь говорят о засилье в районных структурах родственников главы. В отличие от него, в команде Магдиева как клановые, так и географические предпочтения отходят на второй план, что делает его поддержку более широкой.

Ризван Курбаналиев был избран главой МО "Бежтинский участок" 8 апреля 2001 года, а Гусейн Магдиев - главой МО "Цунтинский район" в 2005 году. Предшественник Магдиева Басир Магомедов был вынужден подать в отставку после серии митингов, инициатором которых была команда, выигравшая на последовавших затем всенародных выборах. Прошедшие 1 марта всеобщие выборы главы МО "Цунтинский район" и участие в них жителей Бежтинского участка еще раз на практике показали несоответствие нормам законодательства РФ отдельных законов РД. Речь идет о принятом 28 декабря 2004 года законе "О статусе и границах муниципальных образований в Республике Дагестан" (статьи 39 и 59). Дело в том, что в выборах главы Цунтинского района, по сути являющегося главой только самого Цунтинского участка (без включения Бежты), согласно Уставу МО, принимают также участие избиратели Бежтинского участка. Однако последние 17 лет (с момента разделения района в 1992 году и образования Бежтинского участка) компетенция администрации МО "Цунтинский район" не распространяется на Бежтинский участок. Данный участок в настоящее время имеет свой Устав, как отдельное МО, там действует своя исполнительная власть, аналогичная существующим органам самоуправления во всех остальных районах республики. От других районов республики он отличается только тем, что не имеет статуса района. Население участка избирает органы местного самоуправления своих поселений и самого участка и одновременно принимает участие в выборах главы Цунтинского района.

Само разделение района на две части тоже было результатом долгих трений между ними. Дело в том, что со времени повторного образования Цунтинского района в 1950-х годах райцентр находился в Бежте. А Бежта, как известно, для 2/3 населения района находилась за опасным Гинухским перевалом, который в зимнее время особенно труднодоступен. "Заперевальная" часть района, естественно, протестовала против подобной несправедливости, требуя перенести райцентр на их сторону. В 1992 году они добились своего: райцентр перенесли в Кидеро. Бежтинский участок является "совладельцем" общих с Цунтинским районом учреждений. К примеру, госкомзем, общий для двух субъектов, находится в Цунте, а прокуратура - в Бежте... Так из одного района в 1992 году образовался малопонятный гибрид. Это ненормальное положение было закреплено вышеуказанным законом РД "О статусе и границах муниципальных образований в Республике Дагестан". Статья 39 данного закона предусматривает наделение статусом "муниципальный район" МО "Цунтинский район" и статусом "сельское поселение" входящих в его состав 8 муниципальных образований. Подпункт 1 этого закона наделяет уникальным по своей сути статусом "муниципальный участок" МО "Бежтинский участок" в составе Цунтинского района и статусом "сельское поселение" входящие в его состав четыре МО. Одно из МО, а именно "сельсовет Бежтинский", включает в себя прикутанные поселения, как населенные бежтинцами (Караузек и Качалай), так и цунтинские (40 лет Октября, Ахайотар, Ачи-Чунгур и Каратюбе), что труднообъяснимо, поскольку обычно прикутанные поселения или образуют отдельные сельские МО в составе тех районов, или входят в состав сельских МО, на землях которых образованы эти поселения и выходцами из которых они населены.

Репрессии и их последствия
Цунтинский район в силу своей отдаленности всегда оставался в стороне от тех событий и процессов, которые происходили в остальном Дагестане. Здесь в Асахском ущелье расположено село Терутли, жители которого последними во всем Дагестане приняли ислам. Произошло это лишь в 1820-х годах, тогда как первые мусульмане на территории Дагестана появились более чем за тысячу лет до этого. Однако в течение короткого времени цунтинцы стали на порядок более ревностными мусульманами, чем их соседи, чьи предки приняли эту религию тысячу лет назад и уже воспринимали ее как часть традиций, а не образ жизни. В ходе восстания 1877 года одними из первых и наиболее ожесточенное сопротивление царским карательным войскам оказали именно они. Стоит упомянуть, что спровоцировали восстание целенаправленные действия царских чиновников грузинского происхождения, которые затем говорили арестованным восставшим: это вам за ваши набеги на наши земли. Хайдарбег Геничутлинский так описывает эти события: "Против цунтинцев выступили полки, сформированные из мунафиков и многобожников. Те вскоре убедились, что капитуляция их не спасет, и тогда укрепились в селении Асах, ибо это было неприступное селение с несколькими крепкими замками, которое до того времени еще никогда не захватывалось врагами. Засевшие в Асахе были подвергнуты сильному обстрелу из пушек и ружей, который в течение двух дней не стихал с утра и до вечера.

Наконец, дома жителей Асаха превратились в развалины, а их замки рассыпались, но цунтинцы, находившиеся там, стояли непоколебимо и храбро сражались за дело Аллаха. В конце концов, почти все они, за исключением примерно двадцати человек, пали мучениками за веру. А ведь этих цунтинцев было там около тысячи бойцов! После подавления восстания значительная часть жителей района была на 7 лет поселена в центральных губерниях, а другая часть бежала в Турцию, где в горах к югу от Черного моря основала несколько селений, в которых и сейчас звучит родная для цунтинцев речь.

Ничем не лучше оказался для цунтинцев и век двадцатый. В ходе восстания 1930 года и последовавших репрессий вплоть до 1944 года были убиты около 7% жителей района. Еще больше потерь понесли цунтинцы в ходе депортации 1944-1957 годов, намного больше, чем чеченцы, которые были депортированы в Казахстан. Тогда в Веденском районе, куда были переселены цунтинцы, погиб каждый третий. Из-за голода и эпидемий только в течение 1944-1946 годов Кимятлинский сельсовет потерял 31% населения. По архивным данным, в сентябре 1937 года здесь проживало 979 человек. За 13 лет, проведенных в Веденском районе, из числа жителей села погибло 310 человек. По селам данные по смертности следующие. В Терутли: умер 31 житель (жителей было 110), Махалатли: 12 (80), Цокох: 20 (43), Удок: 24 (48), Шия: 27 (50), Хора: 6 (19), Асах: 11 (25), Иха: 3 (20), Чатли: 9 (31), Акди: 59 (131), Кимятли: 29 (143), Ретлоб: 44 (104), Ицирах: 24 (70), Геназох - нет данных (33), Чалях - нет данных (72).

Цунтинский район был единственным в Дагестане, население которого поголовно подверглось депортации в Чечню, а при этом все населенные пункты были разрушены, дабы жители не возвращались обратно. Поэтому с 1950-х годов населению района фактически пришлось заново осваивать целинные горы: строить населенные пункты, прокладывать дороги и многое другое. Естественно, эти насильственные действия государства, которое не раз ставило эксперименты на жителях района, обусловило социально-экономическое отставание района даже от своих соседей со схожими природно-географическими условиями.

Учитывая сложное социально-экономическое положение данного региона, правительство Дагестана 20 мая 2004 года приняло постановление "О социально-экономическом развитии Цунтинского района и Бежтинского участка". Однако часть средств пропадала еще в Махачкале, часть на месте, а оставшихся денег мало на что хватало. Поэтому многие вопросы социально-экономического развития Цунтинского района и Бежтинского участка остаются нерешенными. По обеспеченности и техническому состоянию объектов социальной инфраструктуры указанные МО занимают последние места в республике. По последним открытым данным, износ зданий больничных учреждений Цунтинского района и Бежтинского участка составлял соответственно 40% и 32%, амбулаторно-поликлинических учреждений - 53% и 47%, школьных учреждений - 42% и 50%.

В связи с этим в последние два года этому региону было уделено особое внимание. Развивалась социальная инфраструктура: было построено 16 детских яслей, 15 начальных школ, сооружено 18 ФАПов, построен родильный дом с современным оборудованием, в районный центр была переведена больница, проведен капитальный ремонт трех среднеобразовательных школ, построен спортзал.

При помощи республиканских энергетиков в районе была решена проблема отключений света. Большое внимание уделено транспортным магистралям - достроена жизненно важная для цунтинцев дорога Эчеда - Шаури. Сейчас стоит вопрос о ее расширении и благоустройстве. В районе было построено 10 мостов и так далее. То есть работа местными властями при помощи республиканских властей все-таки проводится. Другое дело, что, учитывая степень отставания Цунтинского района от даже соседних районов по уровню развития транспортной инфраструктуры и обеспечения социальных объектами, этой работы пока явно не достаточно.

Тем более что строительство объектов даже при наличии финансирования из центра идет со скрипом. Так, например, в начале ноября 2008 года в Цунтинский район приехали министр образования и науки республики Алексей Гасанов, заместитель министра здравоохранения Абдула Гаджиев, председатель комитета НС Абумуслим Курбаналиев, глава дирекции федеральной целевой программы "Юг России" Магомедгаджи Зайнулабидов. После открытия двух объектов в Кидеро гости отправились в селение Бежта, где на следующий день намечалось открытие участковой больницы на 15 коек. Приехав туда, Зайнулабидов вместе с Ризваном Курбаналиевым посетили сдаваемый объект. Тщательный осмотр выявил массу недоделок, на следующий день на рабочем совещании было решено отложить открытие новой больницы, о чем писала "Дагправда" (11.11.2008 г.). Строили больницу два подрядчика: ЖКХ МО "Бежтинский участок" и фирма "Источник", которую возглавляет брат Ризвана - Курбанали (он же депутат местного законодательного собрания). Так же проблемно идет строительство школы в селе Нахада. Строит ее тот же "Источник", у которого на очереди еще несколько объектов (Хашархотинская школа, спорткомплекс в селе Бежта и так далее). Естественно, такие проколы ударяют и по братьям Курбанали Курбаналиева. Притом, что республика, понимая сложное положение в регионе, выделяет средства и пытается решить проблемы, на месте эти усилия сводятся на нет подобным отношением к бюджетным проектам.

Магомед Саидов
ndelo.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован