10 февраля 2002
4668

Проблемы питания студенческой молодежи Волгограда

Негативные тенденции в состоянии здоровья населения в нашем городе отражают общие тенденции, характерные для России. У нас сложился регрессивный тип народонаселения, когда доля лиц в возрасте свыше 50 лет превышает долю детского населения на фоне снижения общей численности населения; уменьшение количество детей в семье (сейчас на одну семью приходится 1,1 ребенка, тогда как для простого воспроизводства населения необходимо иметь 2,6 ребенка, для сравнения - в странах Африки на одну семью приходится 5,8 ребенка); продолжительность жизни, особенно мужчин, снижается. Все вместе привело к тому, что за последние несколько лет население страны уменьшилось почти на 4 млн, а через 10 лет по прогнозам демографов сократится на 30 млн. человек и будет составлять около 120 млн. В этот же период в США, например, планируется прирост населения в три раза (со 120 млн. до 349 млн. человек.). А это значит, что проблема здоровья населения - это не медицинская проблема, не социальная, это проблема национальной безопасности страны.

Особо негативные тенденции в состоянии здоровья отмечаются в популяции детей, подростков и учащейся молодежи.

Заболеваемость первокурсников в 1998 году составляла 118000 на 100 тысяч подросткового населения, в 1999 году - 136500 на 100 тысяч, а в 2000 году достигла 158700 на 100 тысяч. В наибольшей степени возросла заболеваемость органов пищеварения (почти на 40%), болезни костно-мышечной системы (почти на 30%), а расстройства менструальной функции у девушек возросли более чем на 170%. И это, подчеркиваю, данные официальной статистики, которые, как известно, достаточно сильно расходятся с данными углубленных медицинских осмотров. И это, обращаю внимание, те группы заболеваний, в первичной профилактике которых важнейшая роль принадлежит здоровому образу жизни.

Изменились не в лучшую сторону за год некоторые физиометрические и антропометрические показатели наших студентов. Например, возросло количество студентов, имеющих дефицит массы тела, особенно среди студенток, таких сейчас насчитывается более 12 %.

Причин такой ситуации много, и потому в сложных социально-экономических условиях, сложившихся в стране чрезвычайно важно определить приоритеты - куда в первую очередь направлять усилия и вкладывать средства, для получения реального результата.

Наибольший вклад в "нездоровье" ребенка привносит фактор "образ жизни", на долю которого приходится не менее 50% запаса здоровья. А из всех компонентов образа жизни, в настоящее время по мнению гигиенистов именно фактор питания занимает ведущее место.

Каково питание студентов нашего города?

1.Калорийность суточного рациона как правило на 15-20% ниже нормируемой.

2.Выявлено нарушение режима питания студентов. От 25 до 47% студентов не завтракают, 17-30% едят 2 раза в день, около 40% не обедают или обедают не регулярно.

3.Студенты редко едят горячую пищу. Имеет место поздний ужин, непосредственно перед сном.

4.Результаты изучения наборов продуктов, используемых в питании студентов как дома, так и в стенах учебного учреждения выявили недостаточное употребление такого обязательного в этом возрасте продукта как молоко или молочные продукты. Регулярно употребляют молоко только 42% опрошенных. Студенты, которые никогда не употребляют творог и сыр составляли от10 до 15%, масло к столу никогда не имеют 12-35% студентов. Сырые овощи и фрукты большинство студентов употребляют 1-3- раза в неделю и в недостаточных количествах.

В целом питание студентов однообразное, с преолбладанием углеводной пищитмакароны, хлебобулочные изделия).

5.Особо - витамины. Мы установили, что в среднем обеспеченность организма студентов от необходимого количества составляет от 30 до 50%. Большинство студентов находятся в состоянии гиповитаминоза разной степени выраженности.

Можно и дальше продолжать приводить неутешительные данные о характере питания наших студентов.

Но важнее разобраться в причинах - почему оно такое. Мы должны отдавать себе отчет в том, что существует целый ряд объективных обстоятельств, не позволяющих в полной мере реализовать принципы рационального питания. А ведь одна из заповедей здорового образа жизни гласит: "Здоровый выбор должен быть легким выбором". Но мы должны признаться, что не меньшую роль в том, что питание студентов не рационально и играют такие организационные факторы как нехватка времени для приема пищи в связи с особенностями учебного расписания, или отсутствие самого пункта питания и т.п. И в этом смысле приоритет образовательного учреждения в деле формирования здорового образа жизни трудно переоценить. Учитывая, что современный студент большую часть суток проводит в стенах своей alma mater, именно вуз должен взять на себя миссию организации его рационального питания.

Каким должно быть питание студента в вузе:

1.Исходя из того, что студены проводят в институте 7-9 часов, за это время они должны иметь возможность дважды принять пищу: один раз в виде второго завтрака или полдника с калорийностью 300-400 ккал, второй раз - в виде полноценного обеда с калорийностью 700-800 ккал.

2.Обязателен прием горячей пищи, а не перкус в сухомятку, как это часто бывает.

3.При высоком нервно-эмоциональном напряжении, нагрузке на аналитические функции мышления в связи с большим потоком информации, дефиците времени увеличивается потребность организма студента в витаминах, прежде всего в витаминах группы В (на 25-30%) в аскорбиновой кислоте - на 30%. В связи с этим в рационе должны быть субпродукты, хлеб из муки грубого помола, свежие овощи и зелень. Для обеспечения высокой работоспособности зрительного анализатора необходимо увеличить поступление в организм витамина А или его провитамина ретинола (печень, сливочное масло, морковь).

5.Необходим прием поливитаминных препаратов и витаминных настоев, например, шиповника, особенно в дни экзаменационной сессии и в напряженный эпидемиологический период, например эпидемии гриппа.

6.Необходимо выдерживать норму потребления продуктов, являющихся поставщиком незаменимых аминокислот - это молоко и молочные продукты, рыба, мясо и изделия из них.

7.Пора признать актуальность проблемы лечебно-профилактического питания студентов, необходима разработка специальных рационов и организация лечебно-профилактического питания для студентов, имеющих некоторые хронические заболевания, прежде всего заболевания пищеварительного тракта и эндокринную патологию.

8.Необходимо повышать знания студентов в области рационального питания. Это можно сделать в рамках преподавания тех же основ БЖД. При этом должно проводиться работа по формированию у студентов потребности в здоровом образе жизни и как его важнейшей составляющей - пропаганда принципов здорового образа. Наряду с этим необходима антипропаганда в противовес рекламно-информационному прессингу с экранов телевидения о пользе пива, сникерсов и т.п. Это возможно, например, в виде подготовке и раздачи листовок или памяток студентам в столовых. Например, "О пользе и вреде употребления кофе". И, наконец, необходимо воспитание культуры приема пищи, что напрямую связано с усвоением употребляемой пищи.

volgohealth.narod.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован