Рассмотрены основные проблемы подготовки аудиторских кадров для жилищно-коммунального хозяйства Восточной Сибири
Ключевые слова: федеральный университет, основные проблемы, жилищно-коммунальное хозяйство, аудиторская деятельность
______________________________________________________
I.B. LESHCHENKO
Specialist LLC "Baikal-Audit"
Applicant Chair of "accounting and audit"
Baikal State University of Economics and Law
e-mail: leshchenko67@ mail.ru
Problems of training audit staff for the housing and communal services of the East-Siberian region
_______________________________________________
The basic problem of training audit staff for Housing in Eastern Siberia
Keywords: Federal University, the main problems of housing and communal services, the audit activity
___________________________________________________________________________
Жилищно-коммунальное хозяйство (далее ЖКХ) имеет серьезную отраслевую специфику. На наш взгляд, аудитор для сферы ЖКХ должен быть подготовлен не только по программе общего аудита, он еще должен знать экономику и организацию жилищного строительства, законодательство ЖКХ. Сейчас на страницах иркутской прессы научные сотрудники ИГУ считают, что федеральный университет надо создавать на базе ИГУ. Мы считаем, его целесообразно создать на базе БГУЭП и ИРГТУ. Проблема есть в расстояниях, но новый академический мост через Ангару ее решил. Не хотелось бы, чтобы получилось, как с ИВВАИУ, когда Воронежский военный авиационный университет "перетянул одеяло на себя" в результате реформы военного образования, хотя первоначальное распоряжение Правительства России было о перебазировании Воронежского ВАИУ на базу Иркутского ВВАИУ.
На сегодняшний день основным инвестором ЖКХ является население и органы местного самоуправления, региональная власть. Мониторинг сайтов управляющих компаний ЖКХ Иркутска показал, что большинство УК ЖКХ не намерены предоставлять населению "прозрачную" и достоверную информацию о своей деятельности. 731 Постановление Правительства РФ работает лишь частично[]. Например, в управляющей компании ЖКХ "Вектор", управляющей компании "Авиатор" отсутствует информация о тарифах по состоянию 01.01.2013 г., бухгалтерский баланс и др.
На наш взгляд ЖКХ относится к социально значимым отраслям российской экономики и в целях контроля за деятельностью объектов ЖКХ считаем необходимым законодательно снизить пороги обязательного аудита .
Справедливо отмечают проф. ХГАЭП Лахина Л.А.[4], почетный аудитор АПР Рукин В.В. [8] с принятием нового закона, вход в профессию аудитора стал для многих закрыт. Неподъемной стала плата за квалификационные экзамены, аттестацию, обучение на курсах учебно-методических центров.
Непонятна позиция законодателя о новом квалификационном аттестате аудитора. Кому это выгодно? На наш взгляд, сдать экзамен по банковскому аудиту может специалист банковской сферы, проработавший не менее 5 лет бухгалтером в банке, знающий законодательство о банках, Базельскую декларацию, экономический анализ банковской сферы и др.
Самым шокирующим требованием законодателей стала новая аттестация для уже аттестованных аудиторов. Фактически - это экзамен на получение единого квалификационного аттестата, сдаваемый в упрощенном порядке. Аудиторы могли его сдавать до 1 января 2013 г. Хотя Закон не обязывает аудиторов проходить "упрощенные" испытания, вместе с тем он сильно ограничивает участие в аудиторской деятельности тех, кто не стал обладателем единого аттестата. Такие аудиторы уже с 1 января 2012 г. не вправе подписывать аудиторские заключения общественно-значимых организаций, осуществлять проверку банков, государственных унитарных предприятий с долей государственной собственности более 25%, обществ взаимного страхования, инвестиционных фондов, бирж и других объектов, упомянутых в ст. 5 части 3 Закона об аудите. Серьезные вопросы есть и к системе контроля качества аудиторской деятельности. По мнению некоторых государственных органов, которые курируют аудиторскую деятельность, у СРОА низкий уровень надзора за своими членами, формален и недостаточен контроль качества их услуг, который проходят в год не более 10% членов СРОА.
Сейчас национальную политику в области аудита и контроль за СРОА осуществляет Минфин. Однако в условиях совмещения названных функций сложно говорить об эффективности системы саморегулирования.
Надо сказать, что предпринимаются попытки передать функции контроля за СРОА Росфиннадзору. Если это произойдет, Минфин будет разрабатывать лишь направления развития аудита.
Существуют серьезные проблемы и по демпингу. Некоторые эксперты утверждают, что важным фактором стал Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, регулирующий государственные закупки, при проведении которых очень ярко проявляется падение цен, влияющее на весь рынок. На демпинг повлияли и законодательные новации по увеличению порогов обязательного аудита (Федеральный закон от 28.12.2010 г. N 400-ФЗ). Участники рынка неоднозначно восприняли и поправки в Закон N 307-ФЗ. Если крупные компании пострадали не так сильно, то небольшие аудиторские компании потеряли существенную часть своих клиентов.
Вопросы усиления ответственности за непроведение аудита требуют серьезной проработки. Ведь с помощью аудита можно осуществлять серьезный финансовый контроль, например за личными накоплениями, ЖКХ, различными сделками, операциями по кредитованию и т.д.[6]
Если раньше аудиторские фирмы спасали бухгалтерские кадры, пришедшие с предприятий, то сегодня данный ресурс себя исчерпал. Сегодня специалисты из действующих производственных организаций в аудиторские компании практически не идут. Можно даже говорить об обратном процессе: те, кто пришел в аудит в 90-х, начале 2000-х годов, уходят в реальный сектор экономики. Причины этого кроются в серьезном опережающем росте зарплат управленческого персонала организаций, в большей стабильности и уверенности в завтрашнем дне, в отсутствии цикличности в работе. В том, что каждый главный бухгалтер имеет свой отдельный кабинет, социальную защищенность на порядок выше, чем аудитор. В конце концов, в том, что главному бухгалтеру предприятия нет необходимости по 25-30% своего рабочего времени проводить в командировке, в непонятно каких условиях, в отрыве от семьи. Средняя зарплата главбухов колеблется от 53 805 рублей в столице до 21 771 рубля в городах с населением менее миллиона человек. Такие выводы следуют из статистических данных, подготовленных по заказу газеты "Учет Налоги Право" Интернет-сервисом по трудоустройству: Москва - 53 805 рублей; Санкт-Петербург - 37 639 рублей; города-миллионники - 23 851 рублей; другие города-21771рублей. Подпитка молодым поколением также не выдерживает испытания жизнью. Попадая в аудиторские организации, молодежь старается как можно быстрее показать себя, свою здоровую конкуренцию и буквально через год-два ждет повышения по служебной лестнице. Но в том-то и дело, что далеко не в каждой аудиторской организации это возможно. К тому же представители реального сектора экономики активно переманивают специалистов из серьезных аудиторских фирм даже с небольшим опытом работы, сразу же предлагая им не только более интересные с финансовой стороны предложения, но и обещая быстрый карьерный рост. Аудиторским фирмам приятно чувствовать себя кузницей кадров, но ведь и у них должны работать высококлассные специалисты[8].
На протяжении последних пяти лет проблемы аудиторской деятельности в сфере ЖКХ исследовали Лещенко И.Б.[5], Мироненко В.М.[7], Усманова Т.Х[9]., Харитонова Н.Л. [10] и др.
Особое внимание следует обратить на резкое повышение престижности профессии бухгалтера. Это прямое следствие изменения содержания работы бухгалтерской службы и роли бухгалтера в организации. Активное участие бухгалтера в процессе обоснования и выбора управленческих решений, в первую очередь стратегических, крупномасштабных, переводит его из ряда служащих в состав управленческого персонала, превращает в менеджера, основной смысл деятельности которого - не просто фиксация результата работы, а его оценка и осмысление, что становится базой диагностики и прогноза, то есть сопоставления мер по сохранению и упрочению финансового и экономического благополучия предприятия на перспективу.
Минфин Приказом от 30.11.2011 г. N 440 утвердил План по развитию бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на основе Международных стандартов финансовой отчетности на 2012-2015 годы.
Планом предусмотрена:
2012-2013 годы - разработка предложений по развитию саморегулирования в
сфере оказания бухгалтерских услуг;
2013-2014 годы - разработка предложений по расширению подготовки и повышению квалификации специалистов, занятых составлением, аудитом, использованием, контролем, бухгалтерской (финансовой) отчетности по МСФО;
2013 год - разработка предложений по внесению изменений в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (в части должностей, связанных с бухгалтерским учетом и аудиторской деятельностью), направленных на отражение современных требований в отношении применения МСФО;
2014 год - разработка предложений по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров;
2015 год - разработка предложений по введению системы ежегодного повышения квалификации специалистов в области бухгалтерского учета на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров.
В концепции развития бухгалтерского учета и отчетности одним из основных направлений выделена подготовка и повышение квалификации специалистов, занятых ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности.
В связи с этим первоочередной задачей саморегулируемых объединений профессиональных бухгалтеров и аудиторов является подготовка высокообразованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов для сферы ЖКХ - элиты бухгалтерской профессии, востребованных субъектами хозяйствования, развитие и повышение статуса бухгалтерской и аудиторской профессий, представители которой способны предоставлять услуги самого высокого качества в интересах общества[].
Сложность и значимость проблем, связанных с реформированием ЖКХ, проявляются не только в технических, организационных и правовых аспектах, но и в финансово-экономических, что требует серьезного переосмысления подходов и методов управления как отдельными хозяйствующими субъектами, так и отраслью в целом. В этой связи трудно переоценить место и роль специалистов по антикризисному управлению в решении сложнейших вопросов реформирования ЖКХ, а также аудиторов, проводящих экспертизу тарифов, подтверждающих финансовую отчетность управляющих и ресурсоснабжающих организаций (далее - РСО) или осуществляющих анализ степени исполнения местного бюджета.
Основная задача проведения реформы ЖКХ - привлечение частного капитала в данный сектор экономики благодаря повышению его конкурентоспособности. Важнейшие цели указанной государственной политики были закреплены еще в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, основные положения которой в ходе реформы ЖКХ претерпевают определенные изменения .
Так, для эффективной приватизации федерального имущества и ускорения темпов реформирования государственного сектора экономики специалистам, участвующим в данных процессах, целесообразно обосновывать отказ от акционирования малых и средних унитарных предприятий, для преобразования которых наиболее приемлемой организационно-правовой формой является общество с ограниченной ответственностью. Если же имеется возможность, то целесообразно осуществлять увеличение балансовой стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия в целях его дальнейшего преобразования в открытое акционерное общество.
Несмотря на достаточно длительный период проводимых государством преобразований, в настоящее время еще высока доля муниципальных предприятий ЖКХ, которым предстоит пройти процедуру реформирования. Кроме того, даже если такая процедура завершена, очень часто оказывается, что недвижимое имущество (жилищный фонд, коммунальные сети и проч.) не было включено в состав подлежащих приватизации активов. В такой ситуации указанные объекты либо подлежат отдельной приватизации (выкупу) у муниципалитета, либо их необходимо передать РСО во временное пользование наиболее эффективным способом, что сопровождается дополнительными затратами и не способствует повышению рентабельности и так в большинстве своем убыточных организаций и предприятийЖКХ.
Несмотря на то что процесс преобразования унитарного предприятия направлен на увеличение доли частного бизнеса в составе источников капитала вновь созданной организации, зачастую доля государства в уставном капитале оказывается достаточно высокой, что не способствует инвестиционной привлекательности вновь создаваемых хозяйствующих субъектов. Однако позицию государственных органов можно понять - на сфере ЖКХ лежит чрезвычайно важная социальная нагрузка, которая традиционно должна находиться в поле зрения государства.
Мировой опыт свидетельствует о возможности соблюдения баланса интересов государства (качественные услуги для потребителей по минимально возможным ценам) и частного бизнеса (окупаемость вложенных инвестиций) через создание системы частно-государственного партнерства. В России на законодательном уровне прямо предусмотрен только один вариант такого партнерства - концессионное соглашение. По принятой программе "Жилище" в 2010 г. доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры Российской Федерации на основании концессионных соглашений, должна составлять не менее30%.
Следует подчеркнуть, что в развитии концессионного механизма значительная роль отводится органам местного самоуправления, поскольку именно муниципальное образование выполняет функции концедента, на которого возлагается ответственность за подготовку объектов собственности, подлежащих реконструкции, к передаче частному бизнесу. Основные задачи концедента: обеспечение свободы собственности от прав третьих лиц; инвентаризация технического состояния объектов; формирование требований к концессионерам; компенсация части расходов по эксплуатации и реконструкции объекта концессионного соглашения. Что касается концессионера, то на него изначально были возложены неоправданно высокие риски вследствие несоблюдения законодательством интереса сторон. Последнее было частично устранено внесением изменений и дополнений в действующее законодательство о концессиях .
Для повышения действенности экспертизы тарифов целесообразно использовать современные модели аудита, основанные на полной информационной открытости, а также адекватности происходящим в отрасли процессам, что позволит исключить неоправданное завышение тарифов. Кроме того, требуется четкое законодательное регулирование тарифов для населения, товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и управляющих компаний, что облегчит аудиторам решение проблемы оценки правильности и своевременности начисления НДС и предотвратит возможное судебное разбирательство.
В организациях и предприятиях ЖКХ расчет прямой себестоимости осуществляется отдельно по каждому виду оказываемых услуг. Все косвенные расходы распределяются по видам услуг в соответствии с закрепленным в учетной политике порядком: пропорционально прямым расходам, выручке и т. п. Запланированные полные затраты, по существу, являются основанием для утверждения тарифов, если не будет доказано обратное. Уровень рентабельности, в соответствии с которым формируются тарифы, составляет по отрасливсреднем3-5%.
В связи с сильной изношенностью коммунального фонда организации и предприятия ЖКХ вынуждены проводить многочисленные текущие и капитальные ремонты (как планового, так и аварийного характера), однако затраты на эти ремонты не всегда заложены в производственную и инвестиционную программы, утвержденные тарифными комитетами. Следует также подчеркнуть, что проводимые ремонтные работы зачастую приводят к созданию неотделимых улучшений, которые предприятия не могут учитывать в составе собственного имущества, но в то же время и администрация муниципального образования не всегда может их оплатить в связи с ограниченностью средств местного бюджета. В результате у организаций и предприятий ЖКХ накапливаются убытки, обусловленные невозможностью списания на расходы стоимости незапланированных в тарифах и бюджете ремонтных работ. В результате наращивается кредиторская задолженность перед подрядчиками, привлекаемыми для выполнения указанных работ, а также потенциальная (в случае ее признания) дебиторская задолженность органов муниципальнойвласти.
Безусловно, внедрение отдельных элементов современного финансового менеджмента (систем контроллинга и управленческого учета, бюджетного планирования, логистического подхода в работе с поставщиками ресурсов и потребителями оказываемых услуг), имеющее место на многих современных предприятиях отрасли, дает свои результаты, но добиться существенного повышения рентабельности можно только на основе комплексного подхода, позволяющего управлять финансами, выстраивая экономические отношения с потребителями коммунальных услуг на основе не только их заинтересованности в определенном качестве и количестве, но и ответственности за рациональное использование потребляемых ресурсов.
В целом, выход организаций и предприятий ЖКХ на безубыточный уровень работы предполагает реализацию следующих основных задач реформирования отрасли, участие в которых аудиторов и специалистов по антикризисному управлению даст положительный эффект:
1. Создание эффективной организационной структуры организаций и предприятий ЖКХ на основе функционирования юридических лиц всех доступных организационно-правовых форм, в том числе малого и среднего бизнеса, с возможностью применения упрощенной системы налогообложения, наряду с укрупнением в экономически обоснованном масштабе действующих экономическихсубъектов.
2. Финансовое оздоровление организаций и предприятий ЖКХ за счет внедрения мероприятий по погашению дебиторской и кредиторской задолженности, регулярного контроля производственно-финансовой деятельности в целях выявления и устранения экономически необоснованных направлений расходования ресурсов, а также разработки мероприятий по увеличениюдоходнойчастибюджета.
3. Совершенствование проводимой тарифной политики на основе регулярного анализа соответствия установленных тарифов их экономически обоснованным нормативам, своевременности покрытия "выпадающих" доходов за счет бюджетов различных уровней, оценки соответствия утверждаемых тарифов платежеспособности населения и возможностям юридических лиц.
4. Техническое перевооружение отрасли благодаря реконструкции объектов жилищно-коммунального назначения за счет различных источников финансирования, в том числе и за счет привлечения средств населения по целевым программам капитального ремонта, реконструкции и нового строительстваобъектовЖКХ.
5. Поддержка организаций и предприятий ЖКХ предоставлением налоговых льгот. Альтернативой прямого снижения налогового бремени может явиться целевое использование суммы начисляемых налогов (на имущество, НДС и др.) для финансирования целевой программы технического перевооружения отрасли, позволяющей применять ресурсосберегающие технологии, что позволит оптимизировать денежные потоки организаций и предприятий ЖКХ.
6. Регулярный финансовый мониторинг (как со стороны государства, так и органов местного самоуправления), позволяющий отслеживать неэффективные организации и предприятия ЖКХ, имеющие признаки несостоятельности (банкротства), в целях своевременного проведения процедур их финансового оздоровления.
Для успешной реализации указанных задач необходимо, наряду с совершенствованием механизма государственного регулирования, повышение профессиональных компетенций руководящих работников организаций и предприятий ЖКХ, включая сотрудников экономических служб, направленное на расширение знаний в области антикризисного управления и регулирования протекающих процессов как на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, так и отрасли в целом[10].
Таким образом, мы считаем, что все саморегулируемые объединения аудиторов должны объединится, чтобы уменьшить последствия проводимых реформ в аудите, бухгалтерском учете, принимать неотложные меры для сохранения аудита в России и проявить инициативу по изменению законодательной базы осуществления аудиторской деятельности в сфере ЖКХ, без которых невозможно развитие рынка аудиторских услуг в стране и защиты интересов аудиторских организаций, членов саморегулируемых организаций аудиторов, защита интересов основного инвестора ЖКХ - населения Восточной Сибири.
С целью закрепления квалифицированных кадров на территории Иркутской области необходимо будет увеличить обеспеченность жильем с 20,3 кв.м. в 2008 году до 22 кв.м. в 2020 году с учетом своевременной замены ветхого жилья и модернизации коммунальной инфраструктуры. Основным направлением решения этой проблемы должно стать развитие массового строительства, с акцентом на малоэтажное, на свободных территориях с подготовленной инфраструктурой на основе местных материалов с использованием местных трудовых ресурсов.
Иркутская область позиционирует себя к 2020 году в качестве одного из регионов-лидеров по темпам разработки и внедрения инноваций.
Решение поставленной задачи предполагает разработку и внедрение передовых технологий в сфере альтернативной энергетики, жилищного строительства, коммунального хозяйства.
Высокий научно-образовательный потенциал уже на сегодняшний день позволяет Иркутской области быть центром подготовки кадров для Республики Бурятия, Республики Саха-Якутия, Читинской области и регионов Дальнего Востока. Кроме того, развитый научно-образовательный комплекс (НОК) Иркутска позволяет сформировать на его базе межрегиональный центр переподготовки кадров, необходимых для смягчения дефицита кадров, связанного со структурными изменениями экономики региона.
Стратегическое развитие Иркутской области будет проходить в контексте Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, разработанной на федеральном уровне. Стратегической целью развития Дальнего Востока и Байкальского региона является реализация геополитической задачи закрепления населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека в субъектах Российской Федерации, расположенных на этой территории, а также достижения среднероссийского уровня социально-экономического развития. Фактически, это означает, что субъекты Дальнего Востока и Байкальского региона должны будут в период до 2025 года развиваться более высокими темпами, чем остальная часть Российской Федерации. Для этого, в свою очередь, на данной территории необходимо будет создать более благоприятные условия хозяйствования и проживания[3].
Наиболее перспективным фактором долговременного и устойчивого развития Сибирского федерального округа выступает научно-технический и научно-образовательный потенциал. В Сибири работает более 100 институтов и исследовательских центров, многие из которых являются головными в стране по важнейшим направлениям современной науки и техники. К настоящему времени в этих институтах подготовлено к применению более 300 научных разработок. Их реализация позволит в несколько раз сократить материалоемкость и энергоемкость производства, существенно увеличить производительность общественного труда. После укрепления материальной базы и определенной переориентации образовательный комплекс Сибири способен полностью обеспечить потребности развивающейся экономики в квалифицированных кадрах[2].
Таким образом, профессиональный аудитор, знающий специфику аудиторской деятельности в системе ЖКХ, - залог надежности рекомендуемых решений. Участие профессионального аудитора в процессе аудита объектов ЖКХ - процесс не только проверки, но и диалог с экономической службой хозяйствующего субъекта. Во время диалога представители предприятий ЖКХ получают ценную, научно обоснованную информацию по ведению бухгалтерского учета, планированию, анализу и аудиту. Аудит предусматривает выявление непроизводительных затрат и внутренних резервов предприятий с целью повышения эффективности производства, а также повышение ответственности предприятий ЖКХ за экономическое обоснование тарифов на оказываемые услуги. Финансовый аудит служит инструментом повышения достоверности бухгалтерской отчетности и её эффективности[5].
Считаем необходимым и целесообразным создать учебно-методический центр для подготовки аудиторов для сферы ЖКХ Восточно-Сибирского региона на базе БГУЭП и ИРГТУ.
Возможность привлечения в жилищно-коммунальный комплекс как частных, так государственных инвесторов определяется не только перспективами перехода к системе стопроцентной оплаты предоставленных услуг, но и значительным потенциалом ресурсосбережения, которым обладает ЖКХ. Экономическая привлекательность проектов модернизации ЖКХ состоит в том, что в качестве источника погашения заемных средств, взятых на реализацию проекта, могут использоваться средства, сэкономленные в результате снижения себестоимости оказанных услуг и внедрения ресурсосберегающих технологий.
Стимулирование притока инвестиций в коммунальный сектор предусматривает прежде всего пересмотр сложившейся практики расчета тарифов, снижение инвестиционных рисков, разработку гарантий возврата вкладываемых в отрасль государственных и частных средств, усиление финансового контроля, а также поддержку конкуренции в отрасли.
Для интенсификации процессов реформирования отрасли необходимо создавать условия, обеспечивающие компромисс финансовых интересов населения, органов государственной власти и предприятий в сфере ЖКХ, что, в частности, предполагает создание благоприятных условий для реального включение жильцов в процесс управления жилым фондов посредством их объединения в товарищества собственников жилья, для развития профессионального рынка услуг управляющих компаний и договорных отношений в отрасли, а также внедрение ресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Реализация указанных мер позволит нормализовать финансовое положение этой социально-значимой сферы, улучшить ее работу по обслуживанию населения и других потребителей, сократить бюджетные расходы, что будет способствовать оздоровлению всей системы государственных финансов, позволит направить сэкономленные средства на образование, здравоохранение и другие приоритетные направления. Последовательное и поэтапное реформирование ЖКХ является важнейшей предпосылкой устойчивого социально-экономического развития страны.
Наиболее перспективным фактором долговременного и устойчивого развития выступает научно-технический и научно-образовательный потенциал. В Сибири работает более 100 институтов и исследовательских центров, многие из которых являются головными в стране по важнейшим направлениям современной науки и техники. К настоящему времени в этих институтах подготовлено к применению более 300 научных разработок. Их реализация позволит в несколько раз сократить материалоемкость и энергоемкость производства, существенно увеличить производительность общественного труда. После укрепления материальной базы и определенной переориентации образовательный комплекс Сибири способен полностью обеспечить потребности развивающейся экономики в квалифицированных кадрах[2].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 731 г. Москва "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" - "Российская газета" - 1 октября 2010 г. Федеральный выпуск N5301
2. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года
Распоряжение от 5 июля 2010 г. N1120-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года" http://www.sibfo.ru/strategia/strdoc.php
3. Закон Иркутской области "Программа социально-экономического развития Иркутской области на 2011 - 2015 годы" от 31 декабря 2010 года N 143-ОЗ http://www.irkobl.ru/economy/strategy/
4. Лахина Л.А. Проблемы аудита в условиях саморегулирования. - Сборник ХГАЭП, 2011 г. N 6
5. Лещенко И.Б. Независимый профессиональный аудит, как один из основных факторов сдерживания роста цен на услуги ЖКХ. - Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа, аудита и налогообложения: материалы регион. научн.-практ. конф., г. Иркутск, 28 нояб. 2012 г. / под науч. ред. Г.В. Максимовой, Г.Г. Шильниковой. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. - 143 с. - С. 137
6. Лысенко Денис. Проблемы аудита и их решение. - "Аудит и налогообложение" N 8(200), 2012
7. Мироненко В.М. Аудит отчетности товариществ собственников жилья дисс... к-та экон. наук спец. 08.00.12 М., 2009 Государственный университет управления
8. Рукин В.В. Аудит как профессия: проблемы и перспективы "Аудит и налогообложение", N 5, май 2008 г.
9. Усманова Т.Х. Методология, методика и организация учетного процесса и аудита в системе жилищно-коммунального хозяйства //дисс... д-ра экон. наук спец. 08.00.12 М., 2009 Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации. - 442 с.
10. Харитонова Н.А. Экономические проблемы реформы ЖКХ: взгляд аудитора - Антикризисное управление 2011 г N 8
Информация об авторе
Лещенко Игорь Борисович - соискатель кафедры "Бухгалтерский учет и аудит", Байкальский государственный университет экономики и права, специалист ООО "Байкал-Аудит", 664003, г. Иркутск, ул. Карла Маркса , 30, e-mail: leshchenko67@mail.ru
Author
Leshchenko Igor Borisovich - the competitor of faculty " Accounting and audit ", Baikal National University of Economics and Law, the expert of LLC " Baikal-audit ", 30, Karl Marx str., Irkutsk, 664003, e-mail: leshchenko67@mail.ru
И.Б. ЛЕЩЕНКО
Специалист ООО "Байкал-Аудит"
Соискатель кафедры "Бухгалтерский учет и аудит"
Байкальского государственного университета экономики и права
e-mail: leshchenko67@ mail.ru