20 марта 2007
6543

Проблемы реализации военно-технической политики России

ГПВ-2015 ДОЛЖНА ОБЕСПЕЧИТЬ КАЧЕСТВЕННОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ВОЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА

В 2003 г. президент России Владимир Путин утвердил "Основы военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 г. и дальнейшую перспективу". Ведется работа по формированию Государственной программы вооружения на 2006-2015 гг. Активно обсуждаются возможные направления реформирования авиационной отрасли. В этой связи об основных направлениях реализации военно-технической политики государства рассказал в интервью "Военно-промышленному курьеру" советник президента Российской Федерации Александр Бурутин.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

БУРУТИН Александр Германович

Родился 24 декабря 1956 г. в городе Тапа Эстонской ССР. В 1978 г. окончил Московское высшее общевойсковое командное училище, проходил службу в войсках на командных и штабных должностях. В 1986 г. окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе, в 1997 г. - Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. В 1992-2003 гг. служил в Генеральном штабе Вооруженных Сил РФ. С апреля 2003 г. - советник президента Российской Федерации. Генерал-лейтенант. Женат, двое детей.


- Уважаемый Александр Германович, примите искренние поздравления с успешным завершением первого года вашего пребывания на посту советника президента Российской Федерации и состоявшимся в рамках проводимой административной реформы переназначением на эту высокую должность. С учетом того, что зона вашей ответственности распространяется на военно-техническую политику и развитие оборонно-промышленного комплекса, закономерен первый вопрос: каковы основные направления и приоритеты реализации военно-технической политики Российской Федерации?

- Обеспечение обороны и безопасности страны - одна из важнейших функций государства. Она характеризуется его способностью эффективно противостоять любым внешним и внутренним угрозам. Сегодня доминирующая роль в решении этой задачи принадлежит стратегическим ядерным силам и высокомобильным группировкам сил общего назначения, оснащенным современными системами и комплексами вооружения, позволяющими в кратчайшие сроки добиться перевеса в вооруженной борьбе.

Очевидно, что только наличие высокоэффективной, построенной на основе современных технологий системы вооружения Вооруженных Сил способно обеспечить реализацию военно-технической политики государства. В свою очередь, достижение требуемого качественного уровня системы вооружения Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов Российской Федерации и являются главной целью современного этапа (2006-2015 гг.) реализации военно-технической политики (ВТП) Российской Федерации.

Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин определил, что строительство Российской армии должно вестись в первую очередь по пути ее качественного совершенствования: "Стране нужна квалифицированная, хорошо подготовленная армия, и мы будем стремиться, чтобы она была именно такой. Этого требуют и наши национальные интересы, и обстановка - само время требует такого состояния армии. Избранный нами путь на модернизацию и качественное повышение возможностей Вооруженных Сил потребует большой работы и серьезных результатов. Государство будет изыскивать ресурсы, изыскивать обязательно, несмотря ни на какие проблемы текущего характера".

Очевидно, что уровень оснащенности современными видами вооружения военной организации государства всецело зависит от состояния оборонно-промышленного комплекса страны, его способности производить для Вооруженных Сил совершенные высокотехнологичные образцы вооружения и военной техники, не уступающие по своим тактико-техническим характеристикам зарубежным аналогам. Естественно, что такие вооружения будут обладать и высокой конкурентноспособностью на мировом рынке.

Как вы правильно заметили, в 2003 году Владимир Владимирович Путин утвердил "Основы военно-технической политики Российской Федерации на период до 2015 года и дальнейшую перспективу" (Основы). В соответствии с этим документом основными направлениями реализации военно-технической политики государства на период до 2015 года являются совершенствование системы вооружения Российской Федерации, прежде всего Вооруженных Сил, развитие оборонно-промышленного и научно-технического комплексов и дальнейшее совершенствование системы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Очевидны и основные приоритеты ВТП - это силы ядерного сдерживания, силы общего назначения, прежде всего постоянной готовности, и современные информационно-управляющие системы, обеспечивающие эффективное противодействие существующим и перспективным угрозам безопасности страны. Однако жизнь не стоит на месте. Она ставит перед нами новые, дополнительные задачи, а следовательно, появляются и новые приоритеты ВТП - это обеспечение на необходимом уровне решения специальных задач, в том числе в ходе антитеррористических операций, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ведению борьбы с организованной преступностью, незаконной миграцией, контрабандой наркотиков и т. д.

Основная задача ВТП на среднесрочную перспективу заключается в том, чтобы поддержать существующую (сформированную еще в 1990-е годы) систему вооружения и создать организационно-экономические условия для перехода к формированию качественно новой системы. Поэтому на период до 2006 года из числа многих задач, которые необходимо решить, приоритет отдан созданию научно-технического задела для последующего качественного обновления системы вооружения.

- Реализация военно-технической политики - одна из приоритетных задач государства, решаемая в условиях жестких ограничений: с одной стороны - это экономические возможности, с другой - давно назревшая необходимость качественного перевооружения армии и флота России. Каким представляется вам разумный баланс экономических и оборонных интересов государства?

- Россия получила от СССР в целом хорошо сбалансированную систему вооружения, способную эффективно решать любые задачи по военно-техническому обеспечению национальной безопасности. Однако в ходе "перестройки", а затем и в процессе реформирования военно-экономической организации страны система вооружения оказалась разбалансирована и частично демонтирована. В конце 80-х годов руководство СССР сократило объем государственного оборонного заказа. В дальнейшем этот процесс продолжался, что повлекло за собой прекращение поставок в войска современных вооружений и свертывание серийного производства на подавляющем большинстве оборонных предприятий. В условиях фактического отсутствия внутренних и значительного сокращения внешних заказов, разрыва кооперационных связей с партнерами из бывших советских республик с особой остротой проявились дезинтеграционные процессы. Проведенная без должной подготовки приватизация привела к ликвидации крупных научно-производственных объединений.

В несколько раз сократилась численность работающих в оборонно-промышленном комплексе (ОПК), средний возраст работников увеличился почти вдвое: с 30 до 55 лет.

При разработке предыдущей Государственной программы вооружения (ГПВ) расходы на национальную оборону планировались в объеме, превышающем 3,5% валового внутреннего продукта, но реально они не превысили 2,3-2,8% ВВП. В рамках ГПВ на 2001-2010 годы на финансирование национальной обороны выделяется в среднем ежегодно около 2,7% ВВП. Сохранение сложившихся принципов, параметров и приоритетов финансового планирования ГПВ неминуемо ведет к недопустимому снижению оборонного потенциала страны и его деградации.

Лишь наращивание финансирования национальной обороны, по расчетам независимых экспертов, до уровня 3,5% ВВП и более может поддержать к 2015-2020 годам боевой потенциал Вооруженных Сил на минимально допустимом уровне и обеспечить минимально эффективную загрузку производственных мощностей системообразующих предприятий оборонной промышленности.

Кстати, в США общие военные расходы достигли в 2004 финансовом году 3,9% ВВП, в 2005 финансовом году на национальную оборону планируется выделить 3,7% ВВП. По мнению независимых экспертов, для преодоления негативных тенденций в техническом оснащении войск и развития ОПК требуется безотлагательная корректировка бюджетной политики государства в области обеспечения национальной обороны. По их оценкам, расчет основных параметров ГПВ на 2006-2015 годы необходимо осуществлять исходя из трех фундаментальных положений: прогноз экономического роста - 7,2% ВВП, обеспечивающий удвоение ВВП за десятилетний период, ежегодные отчисления на национальную оборону не менее 3,5% ВВП и законодательное закрепление невозможности секвестирования объемов финансовых средств, спланированных на реализацию гособоронзаказа. При этом следует понимать, что рост оборонных расходов с нынешних 2,7 до требуемых 3,5% ВВП обеспечит, наряду с устойчивым развитием оборонных отраслей промышленности и структурной перестройкой экономики, дополнительный экономический рост России. А дальнейшее затягивание с началом перевооружения Вооруженных Сил чревато недопустимо высокой нагрузкой на экономику в период 2010-2015 годов, когда для поддержания минимально допустимого уровня обороноспособности страны придется выделять на национальную оборону до 5-6% ВВП.

- Как бы вы прокомментировали ход выполнения второй Государственной программы вооружения (на период до 2010 года) и определили приоритеты ГПВ-2015?

- В целом, Государственная программа вооружения на 2001-2010 годы выполняется. Существенно возросли объемы финансирования НИОКР по созданию перспективных образцов вооружений. Закупаются отдельные образцы современной ракетно-космической, авиационной и военно-морской техники, системы управления войсками, военное имущество и снаряжение. За четыре года первого президентского срока Владимира Владимировича Путина государственный оборонный заказ России вырос в реальном исчислении более чем в два раза. Тем не менее, выделяемых по оборонному заказу финансовых ресурсов для начала серийного производства новой техники, как я уже отмечал, явно недостаточно.

Что касается разработки ГПВ на 2006-2015 годы, прежде всего необходимо вернуться к нормальному процессу ее планирования на основе принципов программно-целевого обеспечения реализации военно-технической политики, изложенной в утвержденных президентом Российской Федерации Основах. При работе над новой программой вооружения следует исходить не столько из пессимистических прогнозов роста экономики, представляемых Минэкономразвития России, сколько из реальных, пусть и минимально достаточных потребностей военной организации государства. Причем такие фундаментальные вопросы, как оценка реальных потребностей Вооруженных Сил в новых ВВТ и финансовых ресурсах, необходимых для их приобретения, а также возможности государства по их удовлетворению, следует предварительно рассматривать на заседании Совета безопасности Российской Федерации.

В конечном счете, ГПВ-2015 должна коренным образом изменить ситуацию с качественным перевооружением Вооруженных Сил и других войск. Очевидными приоритетами новой программы вооружения должны стать закупки современных ВВТ и разработка высококонкурентных во всех отношениях образцов вооружений новых поколений. Недопущение дальнейшего снижения обороноспособности страны, утраты научно-производственного и кадрового потенциала ОПК к 2015-2020 годам возможно лишь при условии начала закупок серийных образцов ВВТ уже с 2006 года. Только в этом случае возможно планируемое к 2015 году наращивание доли современных вооружений в частях постоянной готовности, в стратегических ядерных силах и в антитеррористических формированиях до требуемых уровней.

- Сколь необходима, на ваш взгляд, более тесная взаимоувязка разрабатываемой Государственной программы вооружения и существующих федеральных целевых программ, к которой призывают многие эксперты и специалисты ОПК?

- Необходимость качественного перевооружения Вооруженных Сил и обновления научной базы и производственных фондов ОПК в условиях очевидного недостатка финансовых ресурсов у государства и предприятий с особой остротой ставит вопрос о выделении приоритетных программ разработки новой техники, как того требует президент Российской Федерации - выбора основных приоритетов. В малой эффективности практики "распыления" бюджетных средств по сотням направлений ГПВ, федеральных целевых и прочих программ сомнений нет. В то же время концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях развития новой техники позволит устранить параллелизм разработок, ликвидировать избыточные производственные мощности, повысить эффективность производства и конкурентноспособность отечественной продукции военного назначения на внешнем рынке. Эту работу необходимо организовать как можно быстрее.

Что касается модернизации производственной и технологической базы предприятий ОПК, то она должна осуществляться с учетом планируемого развертывания на них серийного выпуска новых образцов ВВТ. Финансирование соответствующих мероприятий по подготовке этих производств к серийному выпуску новой продукции военного назначения следовало бы начать уже сегодня, причем в достаточных объемах так, чтобы к плановому сроку начала серийного производства конкретных образцов ВВТ предприятие было готово к их производству.

Таким образом, взаимоувязка ГПВ с федеральными целевыми программами, а также планами военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами позволит, в том числе и за счет роста серийности производства, существенно сократить расходы Минобороны России на приобретение новых вооружений.

- В соответствии с утвержденными президентом РФ "Основами политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" в качестве основного направления реформирования ОПК определено создание интегрированных структур с контрольным пакетом акций у государства. Каково в этой связи ваше отношение к идее формирования на базе предприятий авиационной промышленности России Объединенной авиастроительной компании (OAK) и возможности продажи 49% акций OAK зарубежным инвесторам в лице таких, например, корпораций, как "Боинг" или EADS?

- Нет сомнений, основное направление реструктуризации оборонной промышленности выбрано правильно - это объединение предприятий в крупные интегрированные структуры. И авиастроение не является здесь исключением. В интеграции один из главных факторов развития и повышения конкурентноспособности всей российской авиационной промышленности. Вопрос в том, каков рациональный уровень консолидации?

В 2001 году основным направлением реструктуризации отрасли правительством Российской Федерации было определено создание двух мощных авиастроительных объединений на основе формируемых, с одной стороны, ОАО "АХК "Сухой", ОАО "Ильюшин", ОАО "Миль", с другой стороны ФГУП "РСК "МиГ", ОАО "Туполев" и ОАО "Камов". Мы, в принципе, пошли по пути, диктуемому мировым опытом. Для примера, стремление не допустить чрезмерной монополизации внутреннего рынка боевых самолетов обусловило сохранение в США двух аэрокосмических корпораций: "Локхид Мартин" и "Боинг". В Западной Европе боевые самолеты тактической авиации выпускаются международной корпорацией EADS, британской корпорацией "БАЕ Системз" и французской компанией "Дассо Авиасьон". Китай, столкнувшись с проблемой отсутствия конкурентной среды на внутреннем рынке авиационной техники, был вынужден расчленить созданную на базе предприятий и научно-исследовательских учреждений Министерства авиационной промышленности единую компанию на две государственные авиастроительные группы.

В 2003 году по инициативе частного сектора возникла концепция формирования на базе создающихся интегрированных структур одной Объединенной авиастроительной компании (OAK). Однако приход к управлению авиационной промышленностью частного бизнеса в планируемых объемах таит и немало опасностей, например, закрытия очевидно нерентабельных производств, связанных с производством самолетов дальней или стратегической авиации, таких, как "Туполев", или угрозы ликвидации целого ряда научных школ - конкурентов (к примеру, "Сухой" - "МиГ" - "Яковлев" или "Миль" - "Камов"). А это уже проблемы поддержания оборонного потенциала государства и социальной стабильности в обществе. К тому же создание монополиста в лице OAK входит в противоречие с действующим в стране антимонопольным законодательством и может стать большой проблемой для заказчиков авиационной техники.

Нельзя не отметить высокий риск продажи активов OAK западным конкурентам. Особо хочу подчеркнуть: не партнерам, а именно конкурентам. Для примера, за 10 лет сотрудничества Пермского моторного завода и американской двигателестроительной корпорации "Пратт энд Уитни" так и не появилась предназначенная для гражданских авиалайнеров современная модель двигателя ПС-90А2. Сотрудничество ОАО "Миль" с европейским "Еврокоптером" до сих пор не привело к выходу на рынок вертолета Ми-38.

Вспомним пример из нашей совсем еще недавней истории. В результате неэффективного управления государственной собственностью в 1994-1999 годах от акционирования 71% предприятий авиационной отрасли ни государство, ни предприятия так и не получили столь необходимых финансовых ресурсов. Стратегических инвесторов у отрасли не появилось.

В случае снятия ограничений на участие иностранного капитала в активах отечественного авиастроения существенно возрастает риск обострения недобросовестной конкуренции. Опасность такого развития ситуации имеется и на более развитых рынках. Видимо, не зря ограничения на продажу активов ОПК зарубежным инвесторам имеются практически во всех развитых странах Запада.

Большие риски, кроме того, связаны с тем обстоятельством, что до сих пор законодательно не определено правовое положение создающихся интегрированных структур в ОПК, не появились законы, регламентирующие обязанности и ответственность собственников и руководителей ни перед государством, ни перед предприятиями, ни перед работниками.

- И, наконец, во многих наших публикациях поднимается вопрос об отсутствии эффективной вертикали государственного управления реализацией утвержденной президентом России военно-технической политики. Можете ли вы согласиться с такой оценкой?

- В плане выстраивания вертикали государственного управления реализацией ВТП крайне необходимы концентрация властных полномочий государства в руководстве создающимися оборонно-промышленными холдингами, управлении принадлежащими государству материальными и нематериальными активами ОПК, а также программно-целевое управление производством ВВТ в рамках Государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, федеральных целевых программ и планов военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами.

Для создания условий нормального функционирования создающихся оборонных корпораций требуется обеспечить возможность выстраивания эффективной вертикали управления. Прежде всего, речь идет о передаче в создающиеся интегрированные структуры контрольных пакетов акций включаемых в их состав предприятий с последующим переходом на единую акцию. Фактическим завершением интеграционных процессов объективно может считаться только переход на единую акцию. До этого момента очевидна необходимость введения моратория на приватизацию интегрированных структур, тем более включаемых в их состав предприятий.

Слабым местом сложившейся сегодня системы управления ВТП является отсутствие на государственном уровне единого координирующего центра (органа), способного увязать порой несовместимые интересы министерств и ведомств силового, финансово-экономического и отраслевого блоков правительства, отвечающих в той или иной мере за реализацию военно-технической политики государства. Как известно, основной задачей замыкающегося непосредственно на президента Российской Федерации силового блока в лице Минобороны России и других силовых министерств и федеральных служб является обеспечение военной безопасности страны. Поддержание обороноспособности государства на должном уровне, пусть и минимально достаточном, требует значительных финансовых ресурсов. Главная же цель финансово-экономического блока в лице Минэкономразвития России и Минфина России - обеспечение экономической стабильности и минимизация государственных расходов, в том числе и на оборону. Отраслевой блок в лице соответствующих министерств (промышленности и энергетики, транспорта, связи и др.), отвечающий за состояние научно-производственной базы ОПК и инфраструктуры страны, также как и силовой блок, безусловно, заинтересован в наращивании государственных инвестиций.

В отличие от силового блока, финансово-экономический и отраслевой блоки находятся в непосредственном подчинении председателя правительства Российской Федерации, который руководит реализацией ВТП через Комиссию правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам.

Видимо, назрела необходимость выстраивания соответствующей вертикали управления, направленной, прежде всего, на формирование военно-технической политики Российской Федерации и контроль за ее реализацией, реформирование оборонно-промышленного комплекса страны и совершенствование системы военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами на всех уровнях государственного управления.

Соответствующие просьбы и предложения стали все чаще и чаще поступать от руководителей оборонных предприятий, а также заинтересованных руководителей федеральных органов исполнительной власти в ходе моих рабочих поездок по предприятиям ОПК и рабочих встреч с соответствующими руководителями.

Источник: ВПК No32 (49) 25 - 31 августа 2004 года
Игорь КОРОТЧЕНКО

http://rosprom.gov.ru/news.php?id=200
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован