Мы едем по горному серпантину: автомобиль, избалованный махачкалинским асфальтным полотном, шустро объезжает еще заснеженные склоны. Въезжаем в аул Вачи - "столицу" Кулинского района. Нам так и хотелось использовать слово "средневековый" в отношении не то чтобы всего района, но обеспеченности его коммунальными благами. Да, раем цивилизации район явно не назовешь.
Место горное и действительно сложное: ежегодный отток населения (это при населении чуть больше 10 тысяч человек), который экономисты называют высоким уровнем трудовой миграции, клубок нерешенных экономических и социальных проблем. Мягко говоря, горцы выживают: неухоженность дорог, перебои с электроснабжением, газ, который никак не дотянется до района. Но это не повод проводить над ними эксперименты.
Немало среди кулинцев своих знаменитостей, известных людей, прославивших не только район, но и Дагестан. Это композитор Ширвани Чалаев, артисты эстрады Ахмед Ахмедов и Лариса Гаджиева, меценат Омари Каллаев - учредитель ежегодных биеналле. А как забыть простых тружеников и людей традиции, которые трудятся над наполнением таких "кулинских брендов", как "лакский сыр", "канатоходцы". Из статусных людей на республиканском уровне на слуху имена руководителей отделения пенсионного фонда Амучи Амутинова и "Авиалиний Дагестана" Мирзы Омариева, его супруги - руководителя санэпидслужбы республики Элеоноры Омариевой.
Кулинский район "НВ"-десантом для своей специальной информационной операции выбран неслучайно. Недавно здесь прошли выборы (о предвыборных перипетиях в формате пьесы в "НВ" N6 от 20 февраля). Переизбран главой Саид Гасниевич Сулейманов, в рабочем кабинете которого обсуждаем то, как он в наше нелегкое время собирается использовать кредит доверия. Прощупываем кулинскую почву...
Проблемные зоны
Ханжан Курбанов: Саид Гасниевич, можем ли мы говорить о том, что Кулинский район не столь развит по сравнению с некоторыми другими дагестанскими районами? Возможно, ему перепадает меньше внимания со стороны республиканских органов власти.
Саид Сулейманов: Нельзя сказать, что из-за того, что район отдаленный, нам не оказывают внимания. Может быть, в некоторых случаях вопросы ставить вовремя не получается... Позитивные изменения, которые произошли в районе, который за последние пять лет на 95% дотационный, говорят о многом. При поддержке руководства республики в районе появились новые физкультурно-оздоровительные комплексы, школы и детские сады, построено несколько многоквартирных домов.
Нельзя сказать, что все проблемы решены. Район преимущественно сельскохозяйственный, базирующийся в основном на отгонном животноводстве. Проблема в том, что пастбищные земли находятся на расстоянии 500 километров от района, на границе с Калмыкией и Ставропольским краем, в районе Южно-Сухокумска. Пока никак не решится вопрос передачи в районное пользование кормосовхоза "Новая жизнь", расположенного в этой зоне. Корма приходится возить из Бабаюртовского района и заготавливать их на кабальных условиях. Поэтому говорить о рентабельности сельского хозяйства не приходится.
Тайгиб Мусаев: В советские времена Кулинский район мог похвастать совхозами, в которых насчитывалось сорокатысячное поголовье скота...
С. С.: Действительно, колхоз "Кулинский" и сегодня может похвастать двадцатитысячным поголовьем. Племенные работы данного колхоза дотируются из федерального бюджета. Хотя нельзя сказать, что все его проблемы решены.
Альберт Эседов: Существуют ли проблемы в сфере инфраструктуры?
С. С.: Можем указать на проблемы с водоснабжением населения (водопроводы практически во всех населенных пунктах района есть, но другое дело - они давно устарели) и плохих дорог.
А. Э.: Что делается в этом направлении?
С. С.: На сегодняшний день идут работы по укладке новой дороги, которая будет пролегать по другому ущелью... Но в последние два-три года финансирование работ было приостановлено. Как вы знаете, все средства направлены в Ботлих. На поддержание порядка 100 километров автомобильных дорог районного и республиканского масштаба выделено всего лишь два миллиона рублей - это мизер, которого едва хватает на заработную плату. Сейчас поднимается вопрос о передаче имущества существующих автомобильных хозяйств в частные руки. Если это произойдет, то проблему плохих дорог нам еще долго придется решать. Ситуация с дорогами практически во всех районах Дагестана не лучшая. Однако решено развивать дороги только отдельно взятого Ботлихского района.
Х. К.: С какими органами республиканской власти, министерствами и ведомствами вы тесно сотрудничаете, находите общий язык, а с какими работать не удается? Желательно услышать и причины этого.
С. С.: В принципе, со всеми министерствами у нас налажены деловые отношения. Понимаете, республиканский бюджет также дотационный, а распределение из него по районам идет на душу населения. Сверх положенного получить невозможно.
Тяжело решаются вопросы, к примеру, в Министерстве экономики. Никак не могу решить вопрос газификации района. Еще в 80-е годы Киевским проектным институтом была подготовлена проектно-сметная документация. В 2001 году проект был пересчитан и пересмотрен, проведение работ было заложено в бюджет тех лет. Однако, по непонятным мне причинам, строка на газификацию района была исключена из бюджета. И по сей день я этот вопрос никак не могу решить.
Если игнорируется вопрос газификации, то хотя бы проблему электроснабжения как-то надо решать. В плачевном состоянии линии электропередач, подстанции, трансформаторы. В некоторых населенных пунктах, особенно зимой, бывают перебои с электричеством.
Х. К.: То есть частичка богатства "Дагэнерго" до вас еще не дошла...
С. С.: Совершенно верно заметили.
Т. М.: Как мы могли наблюдать, населению приходится топить печи теми изделиями, которые временно служат материалом для постройки заборов (смеется), я имею в виду кизяк.
С. С.: Для отопления жилищ населению порой приходится пользоваться дедовскими методами.
Х. К.: Можем ли мы говорить в таком случае, что Кулинский район в этом смысле находится еще в средневековье?
С. С.: Нет, не стоит так утверждать: в учреждениях и организациях района есть отопительные системы. Работа в этом направлении продолжается. Нами составлена программа, и в год по двум объектам за счет и так скудного местного бюджета вводятся в строй новые отопительные системы. В этом году, в частности, планируется провести данную работу в двух школах. Отопительные системы пока (в связи с отсутствием газа) работают на электричестве или на твердом топливе.
А вот население действительно - кто топит углем, кто кизяком.
О политике
Магомед Абдурашидов: Саид Гасниевич, мы приехали в район после недавних выборов на пост главы района, в которых вы одержали уверенную победу и переизбрались на второй срок. Как повела себя оппозиция? Как прошли выборы? Что вами сделано, что запланировано на будущее?
С. С.: Как говорится, выборы готовятся несколько месяцев, проходят за 12 часов. Ничего сверхъестественного с моей стороны обещано народу не было. Было обещано, что ту программу, которую я начал еще в первом сроке, я со своей командой планомерно продолжу. Оппозиции, как таковой, не было. Она была в большей степени выдуманная.
А. Э.: А как кандидат на искомую должность Курбан Османов, выходец из наиболее крупного населенного пункта района села Кули? Вроде, кулинцы в прошлый мой приезд в район, еще в преддверии выборов, выражали готовность единодушно голосовать за своего односельчанина. Да и по итогам выборов, он, по официальным данным, получил около 43% голосов избирателей...
С. С.: Курбан - порядочный человек. Просто за ним оказались силы, известные нам...
Х. К.: ...хорошо, что вы сказали "силы, известные нам", не то последней дагестанской традицией стало ссылаться на "неизвестные силы, которые пытаются дестабилизировать ситуацию в республике извне".
С. С.: Селение Кули - это довольно крупный населенный пункт района. В связи с чем разница в стартовом электоральном капитале тоже была не на моей стороне: я родом из маленького села Хайхи, расположенного на границе с Лакским районом, где проходит, кстати, известный песенный фестиваль "Шунудаг".
А оппозиции, как таковой, в районе я не видел. Были люди, может быть, на меня обиженные, которые не довольны тем, что я нахожусь в этом кресле. Я работу свою делаю, но всем не угодишь.
Х. К.: Существует ли в районе проблема религиозно-политического экстремизма? Если да, то как она решается?
С. С.: Такой проблемы в районе нет!
Созидание: руками земляков
М. А.: В плане решения проблемы ветхого жилья в районе, насколько я знаю, сделано многое. Что еще запланировано в этом направлении?
С. С.: Кулинский район был первым среди горных районов республики, который включился в 2006 году в реализацию данной программы. В этот же год было капитально отремонтировано пять домов, в следующем - 12. На сегодняшний день осталось три дома, но и они в скором времени будут отремонтированы в рамках данной программы. Так что можем говорить, что проблема ветхих домов в районе решена. В мае планируем сдать четыре новых многоквартирных дома и построить 20 коттеджей по программе ипотечного кредитования граждан, а коммуникации к ним мы готовы провести за счет районных средств.
В настоящее время готовим инвестиционную программу района. В представленной Министерству инвестиций республики программе значатся три проекта: молочный комбинат в селении Кули, убойный цех в селении Вачи, тепличное хозяйство в селении Хайхи.
За счет местного и республиканского бюджетов в этом году планируется построить два фельдшерско-акушерских пункта, спортзал, мост. Также планируем построить птицефабрику, создать базу стройматериалов, открыть клуб верховой езды. В общем, есть много проектов, которые можно предложить и частным инвесторам.
Х. К.: Какой интерес для потенциальных инвесторов представляют ваши программы?
С. С.: К примеру, есть бизнесмен Абдулмеджид Маграмов, выходец из селения Цовкра-2, который живет и работает в Москве. Кстати, в 1999 году он оказал материальную помощь району на сумму 200 тысяч долларов. Позже, благодаря его спонсорской поддержке, отремонтировали школу в его родном селе, открыли компьютерный класс. Причем ежегодно капитальный ремонт школы проводится именно за счет Абдулмаджида Маграмова.
Он сегодня настроен построить в родном селе механизированный животноводческий комплекс на 200 дойных коров. Со стороны администрации мы ему выделили под инвестиционную площадку 1000 гектаров земли.
Абдулмеджид планирует уже с этого года разводить пятнистых оленей и дойных коз. В данный момент готовятся документы для развития пчеловодства, которое будет финансироваться Абдулмеджидом Маграмовым.
Х. К.: То есть он планирует получать и коммерческую выгоду от инвестиций?..
С. С.: Нельзя сказать, что в горах сегодня можно получить большую коммерческую выгоду. Создаются новые рабочие места. Сейчас он планирует строить дома для работников животноводческого комплекса. Построит фельдшерско-акушерский пункт, спортивный зал. Наверное, это все-таки больше благотворительность.
М. А.: Другие инвестиционные проекты?
С. С.: Бизнесмен Омари Каллаев, который у нас занимается культурным центром и организацией массовых мероприятий, построил в своем родном Хайхи современный гостиничный комплекс на 200 мест. В этом году заключили с туристической фирмой "Джами" договор о привлечении туристов в район.
Руководитель Пенсионного фонда республики Амучи Амутинов, который является также выходцем из Кулинского района, строит оздоровительный центр для пенсионеров и ветеранов. Для чего нами выделено два гектара земли. Причем финансирование данного проекта делается не за счет средств Пенсионного фонда, а на его личные средства.
А. Э.: Мирза Омариев тоже выходец из Кулинского района...
С. С.: Мирза Омариев, руководитель "Авиалиний Дагестана", реализует проект "Березовая роща", который представляет собой горнолыжную базу с 10-ю коттеджами вместимостью до 100 человек. Планируется также разместить две вертолетные площадки - на высоте 3,4 и 3,6 тыс. м над уровнем моря, на водоразделе рек Кули и Кази-кумухское Койсу; одну вертолетную площадку построят у подножия горы, в пойме реки Акулалу.
Мирза Алиевич завершает строительство бани в родном селении Кули.
С нашей стороны мы своевременно готовим документы на отвод земельных участков под проекты. В общем, перспективная программа развития района до 2020 года составлена с учетом возможностей земляков, имеющих желание и возможность помогать родному району.
А. Э.: На какой срок планируется так называемый "финиш" всех проектов? Когда мы сможем увидеть реальные плоды?
С. С.: Первые результаты маграмовских проектов мы планируем увидеть уже через год. Скот уже куплен, осталось достроить объекты. Судя по настрою самого бизнесмена, готового вложить в районные проекты уже в этом году 60 миллионов рублей, как вы сказали, "финиш" будет скорым.
Х. К.: Саид Гасниевич, видите, как оно получается: пока Министерство экономики пытается понять, что хочет Кулинский район, люди сами решают проблемы.
С. С.: Действительно, душа болит, когда видишь глубину нерешенных проблем в районе.
Альберт ЭСЕДОВ
gazeta-nv.ru