12 марта 2002
2628

Продовольственная безопасность России, и ее выход на международный рынок. Условия и перспективы

Продовольственная безопасность России, и ее выход на международный рынок. Условия и перспективы
СОСТОЯНИЕ МИРОВОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА.

Право на жизнь - конституционное право, которое должно гарантировать правительство любой страны. Всемирная встреча на высшем уровне по проблемам продовольствия, организованная ФАО в ноябре 1996 года. Римская декларация, гарантирующая право каждого человека на доступ к безопасному и полноценному питанию.

Ст.6 Международной Конвенции ООН (право на свободу от голода) от 6 дек.1966 г. Тем не менее, на Земле каждую секунду умирает от ГОЛОДА один человек. По прогнозам ученых население за десять лет увеличится еще на полтора миллиарда, в основном, за счет азиатских и африканских стран. Тема обеспечения продуктами питания выходит на первый план.

Диктат развитых стран-мировых экспортеров продуктов питания. Биполярная система США - ЕС. Привлекательность рынков в развивающихся странах. Россия может и должна занять свое место в этом разделении сфер влияния и вернуть славу мирового экспортера.

Продовольственная независимость не только как способность страны к самообеспечению (80%), но и возможность влиять на мировую торговую политику с позиции крупнейшего поставщика. ЧТО МОЖЕТ ПРЕДЛОЖИТЬ РОССИЯ?


Рынок зерна.

С 1997 по 1999 годы доля импорта в общем объеме ресурсов зерна выросла с 0,4 до 7 %. Рост импорта был связан с сокращением валовых сборов отечественного зерна. Хороший урожай привел к снижению доли импорта в 2000 году до 5,9 %, а в 2001 году - до 2,2 %.

Анализируя имеющиеся данные, можно утверждать, что по главному критерию продовольственной безопасности - наличию хлеба в закромах Родины- зависимость России от импорта невелика, она не только в состоянии обходиться собственными ресурсами, но и играть заметную роль на мировом рынке. За половину текущего сельскохозяйственного года уже вывезено 3 млн.тонн ( в т.ч. через порты Прибалтики). Сегодня реально на мировом рынке может быть востребовано до 10 млн.тонн российского зерна. Для сравнения: Аргентина последние годы экспортирует 10-12 млн.тонн, Канада и Австралия - 16-17, США - 27-29 млн.тонн. Если бы мы могли обеспечить стабильные поставки зерна, мы смогли бы войти в десятку основных экспортеров, тем самым повысив роль России на мировом рынке. Мы вполне могли бы войти в число экпортеров по такой статье как твердая пшеница. Природно-климатические условия (Сибирь) позволяют нам это сделать. Однако пока покупаем у Казахстана 1,5 млн тонн ежегодно.

Впрочем, "излишки" зерна у нас пока больше связаны с "недоеданием" в животноводстве ( около 15-20 млн.тонн зерна ). Реальная емкость рынка составляет 95 млн.тонн, а не 75 как сегодня. Более грамотный подход - бросить силы на упрочение кормовой базы, и торговать не только зерном, но и конечными продуктами мясной и молочной отрасли. Рост импорта продовольствия в прошлом году составил 19%, что в 3 раза больше, чем рост собственного производства. И наиболее существенно зависимость от импорта выросла именно по мясу.

Следует отметить, что с 1997 по 1999 гг. доля импорта мяса и мясопродуктов в общем объеме ресурсов снизилась с 35,5 % до 25,4 %. В основном за счет снижения покупательской способности населения. В 2000 году она поднялась до 25,8 %. И напрямую зависела от роста реальных доходов населения.

Когда в 2001 году рост доходов населения привел к увеличению потребления мяса на 11 % (до 45,5 кг на душу населения), отечественная мясная промышленность не смогла удовлетворить растущий спрос, что привело к росту объемов импорта на 47 % и его доли в общем объеме ресурсов до 36,2 %.

Можно с уверенностью предполагать, что эта тенденция будет расти, а значит и зависимость российского рынка от импорта мяса. Хотя нельзя не отметить, что в России растет производство мясной продукции с добавленной стоимостью (колбасные изделия, мясные полуфабрикаты) и сокращается ее импорт. Так, за период с 1998 года объемы импорта колбасных изделий в Россию сократились в 4,5 раза. В 2001 году по сравнению с 1999 годом объемы производства перерабатывающими предприятиями России колбасных изделий выросли на 13,3 %, а мясных полуфабрикатов - на 20,5 %.

Население России составляет 145,5 млн. человек и потребление на душу населения мяса и мясопродуктов сегодня равняется 45,5 кг. Для обеспечения продовольственной безопасности в данной области необходимо, чтобы в России производилось не менее 5296,2 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, т.е. в 1,5 раза больше, чем произведено в 2001 году.

Реальные предпосылки для наращивания производства животноводческой продукции есть, поскольку цены на нее возросли. Прошлым летом за литр дизтоплива сельхозпредприятию нужно было отдавать два литра молока, теперь литр молока стоит дороже литра солярки. Снизились цены на фуражное зерно. Все это, безусловно, можно использовать с выгодой для производства животноводческой продукции. Вопрос в том, сможем ли мы это сделать, хватит ли у государства силы организовать и верно сориентировать этот рынок.

На рынке молочной продукции ситуация с обеспечением продовольственной безопасности кажется более благополучной. Можно сразу отметить, что доля импорта в общем объеме ресурсов данной продукции находится в пределах разумных рамок - до15 %. Однако 2001 год показал, что потребление молочной продукции в стране растет, а производства отечественной продукции вслед за ним поднялось только на 1,8 %, зато доля импорта выросла с 9 до 13,2 %.

Если рост потребления продолжится такими темпами, т.е. где-то на 5 % в год, то рост отечественного производства может не поспевать за темпами роста потребления, что приведет к увеличению импорта и росту зависимости рынка от него.

Другой важнейший фактор развития ситуации на этом рынке - норма потребления молочной продукции. Сейчас она в России составляет 220 кг на душу населения, а рекомендуемая медиками- 392. Т.о. при этих нормах для обеспечения продовольственной безопасности отечественная промышленность должна производить 45628,8 тыс. тонн, т.е. на 39 % больше своего нынешнего объема. Таким образом проблема увеличения поголовья молочного (как и мясного) стада задача уже не завтрашнего, а нынешнего дня.

Еще одним привлекательным для экспорта и стратегически важным для России товаром является подсолнечник и растительное масло. В 1997 году мы покупали за границей более половины растительного масла, а в 2000 уже только треть и в России наблюдался значительный рост производства в этой области, на рынке появились серьезные отечественные игроки. Однако после всем известного решения правительства о повышении тарифов на экспорт, в 2001 году сократились посевы, упал урожай и как ни печально, выросла доля импорта (в общем объеме ресурсов растительных масел) до 42,4 %. Яркий пример непродуманных действий.

Тем не менее внутренний рынок ждет в этом направлении положительных сигналов и готов на них адекватно прореагировать. При действующей норме потребления (в 10 кг на душу населения) отечественные маслозаводы обеспечивают продовольственную безопасность в данной области. (В 2001 году производство составляло 1175 тыс. тонн при потреблении - 1455 тыс. тонн). Если же потребление вырастет до уровня рациональной нормы - 13 кг в год на душу, то есть на 30% больше нынешнего объема, то и такие задачи мощности наших маслозаводов позволяют решать. Проблема состоит лишь в стабильном обеспечении их сырьем.

В настоящее время на мировом рынке востребованы не только наши подсолнечник и зерно. По объемам продаж в стоимостном выражении лидирует рыба и другие морепродукты. С 1999 года по 2000 года объем их продаж вырос с 257,4 млн. долларов до 320,6 млн. долларов, а в 2001-ом - еще на 40%. Но наши соседи, традиционно покупающие их, ведут более умную экспортную политику, ориентируя свою пищевую и перерабатывающую промышленность на выпуск и торговлю конечным продуктом с добавленной стоимостью. Нам давно пора взять этот опыт на вооружение. Переработка стимулирует инвестиционную деятельность и увеличение рабочих мест, что так же находится в сфере интересов национальной безопасности.

За продукцией рыбного хозяйства следуют хлебные злаки. В 2001 году они были экспортированы на сумму около 260 млн. долларов, превысив доходы от продаж в 2000 году более чем в 2,5 раза. На третьем и четвертом местах - молочная продукция и кондитерские изделия. Их экспорт принес прошлом году 82 и 76,5 млн. долларов.

Жира и масла животного и растительного происхождения мы продали на сумму, превышающую 60 млн. долларов. Масличные семена в 2001 году были реализованы почти на 55 млн. долларов. Стоимость экспортированных какаопродуктов в основном в страны СНГ составила около 50 млн. долларов. Практически все эти товары имеют стабильную и хорошую репутацию. Но к традиционному набору я бы добавил ряд необычных, экзотических товаров, спрос на которые по нашим данным предвидится в недалеком будущем.

Интенсивный путь развития сельского хозяйства развитых стран с применением суперсовременных технологий, в том числе - химии достиг определенного предела, за которым угроза экологическому балансу, проблемы перепроизводства и т.д. Актуальность альтернативных форм развития АПК.

Прогнозируемый спрос на экологически чистую продукцию, в том числе выращенную экстенсивным методом. Это и возделанные "кустарным" способом, без химической обработки и применения всевозможных гормонов мясо, молоко, зерно, овощи, и дары природы -ягоды, грибы, орехи, мясо диких животных. Разумеется, для этих видов продукции нужно создавать цивилизованный рынок. Но в стоимостном выражении они могут стать существенной статьей дохода для отдаленных районов и просто способом сохранения традиционной сферы обитания для определенной части этноса, что тоже входит в круг задач национальной безопасности.


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА.

Главное условие: нашему государству надо перестать стесняться защищать национальные интересы и откровенно лоббировать те отрасли, от которых существенно зависит уровень жизни ее народа. Именно так, протекционистски вели и ведут себя в вопросах поддержки сельского хозяйства практически все развитые страны. На мировом рынке продовольствия давно уже действуют по сути не фирмы- операторы, а страны, государства, это и есть реализация политики в области продовольственной безопасности.

Методы поддержки собственных производителей известны. Многие из них сейчас начинает реализовывать и российское правительство, важно, чтобы все меры по поддержке и реформированию того же АПК велись продуманно и неотвратимо. Нужен не просто лизинг, а доступный лизинг, не просто система кредитования, а доступная любому товаропроизводителю. Нужно, чтобы земля в результате реформ действительно сконцентрировалась у эффективных собственников, а не перекупщиков и спекулянтов.

Вопрос продовольственной безопасности и поддержки сельского хозяйства является ключевым на переговорах по присоединению России к ВТО. Россия отстала от развитых стран в техническом вооружении сельского хозяйства на 30-40-50 лет. АПК не хватает до нормы 760 тыс. тракторов, 62% существующих тракторов подлежит списанию. Поэтому, государство должно обязательно и впредь дотировать свое сельское хозяйство, как это делали США в течение последних 70 лет и страны ЕС в течение более 40 лет. В странах ЕС ежегодно выделяется 42 млрд. долларов на поддержку сельского хозяйства. Под хор общих рассуждений о необходимости прямого, беспрепятственного хождения товаров по всему миру, крупнейшие экспортеры продовольствия тем не менее сохраняют высокие заборы таможенных тарифов на решающие, важнейшие для своего населения и экономики товары. В странах ЕС на сахар и мясо - до 300 % , на масло сливочное - 250, на молоко - 113, на зерно - 150-170. В Японии на ввоз риса - тариф доходил до 1000 %! В то время, как нам предлагают средний уровень тарифов около 15 %!

Раскрывая этот рынок для импорта, мы поставим наших сельхозпроизводителей в заведомо неравные условия. Россия должна отстаивать экспортные субсидии в сельском хозяйстве, право на которые имеют все страны участницы, и добиться режима квотирования определенных импортных товаров.

Немаловажным фактором в этом процессе является приведение наших законодательных норм и стандартов в соответствие с международными требованиями. Кроме внесения в ряд законов поправок, полагаю, крайне необходимо разработать Российский продовольственный кодекс, или как его называют за рубежом - Кодекс алиментариус.

Несомненно существенную роль в развитии отечественного АПК, в укреплении наших позиций на рынке должны сыграть отраслевые союзы и ассоциации товаропроизводителей.. Разработка специального закона по саморегулируемым организациям (СРО), которая идет в Госдуме. Различные формы негосударственных объединений - СРО, союзы, ассоциации, агропродовольственное движение - как третья сила, способная стать серьезным фактором при выработки и принятии важнейших, стратегических решений для агропродовольственного комплекса страны.

http://www.viktor-semenov.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован