В России сейчас работает более ста коллекторских агентств и агентств по взысканию долгов с физических и юридических лиц. Их можно разделить на два типа: одни изначально занимались только востребованием долгов, другие появились на базе ранее созданных юридических фирм. Примером последнего является одно из крупнейших коллекторских агентств - "Центр Юридического Сопровождения Бизнеса" во главе с известным юристом Александром Федоровым.
Александр Владимирович Федоров во многом известен благодаря своему форуму, "Форуму Федорова", где он поднимает актуальные на сегодняшний день вопросы о развитии коллекторского бизнеса, своих конкурентах и коллегах, публикациях в СМИ, проводит обзоры и делает прогнозы.
Газете "Долговой Фактор" он рассказал о своем бизнесе и о рынке взыскания долгов в целом.
С какого времени Ваша компания работает по вопросу возврата долгов?
Наша компания зарегистрирована в 2003 году, первый договор о коллекторской деятельности заключен в 2004 с банком Ренессанс-капитал. Мы были одним из первых коллекторских агентств, с кем они начали сотрудничать.
На каких стадиях задолженности ведется работа (soft, hard, legal, middle)?
Мы специализируемся на сочетании soft и legal collection. Hard у нас представлен в меньшем объеме и в основном в регионах. В Москве нам проще, отработав soft, осуществлять hard уже на стадии исполнительного производства, используя государственные методы принуждения. Мы не принимаем деньги от населения, а направляем должников туда, где можно оплатить долг. Выезд по самым проблемным заемщикам осуществляется на досудебной стадии.
Какое количество сотрудников работает в штате? Сколько всего сотрудников?
В московском офисе - не менее 100 сотрудников, в регионах - более 200. С привлеченными сотрудниками мы работаем в регионах, где у нас нет представительства. Офис открываем тогда, когда появляются достаточные объемы, которые необходимо отрабатывать.
С какими банками у Вас заключены договоры на обслуживание?
Есть один банк, самый крупный, который не хочет афишировать работу с коллекторскими агентствами. Также мы работаем с банками "Юниаструмбанк", "Ренессанс-капитал", "Московский банк реконструкции и развития", "Енисейский объединенный банк", между прочим, он 128 место занимает, самый крупный банк Красноярского края, "Амибанк", "Норвикбанк", "Финам", "Тинькофф.Кредитные системы", "Мой Банк". Плюс еще пять банков, которые передали по несколько задолженностей, и есть подозрение, что больше передавать не будут, так как кредитование - это не их профиль (банки "Социальный городской банк", "Ресурс-траст", и т.д.). Мы также работали с Федеральным Фондом Поддержки Малого Предпринимательства, и более чем с десятью кредитными потребительскими кооперативами граждан.
Что касается возраста задолженности, мы предпочитаем работать с просрочкой от 90 до 150 дней. Есть долги и от года. Это не значит, что мы работаем только с вышеозначенными сроками. К примеру, один банк передавал нам просрочку от 365 дней до 540, мы отрабатывали 20% за 3 месяца.
Существует ли у Вас действующее программное обеспечение, которое обеспечивает защиту информации? Какие стадии работы с задолженностью оно охватывает?
У нас существует программа, переделанная из Business Control. К тому же те, кто обслуживает наш сервер, установили программы, которые блокируют вход извне. Специальной программы для коллекторов у нас нет.
Наше программное обеспечение работает на всех стадиях работы. В программах убрана возможность копирования данных, а у каждого сотрудника свой уровень доступа на сервере. Несмотря на то, что в настоящее время существующее программное обеспечение нас полностью устраивает, в ближайшее время советом директоров будет рассмотрен вопрос о покупке программного обеспечения следующего поколения.
Существует ли у Вас товарный знак? Зарегистрирован ли он?
Да, зарегистрирован. Однако сейчас мы проходим перерегистрацию из коллекторского агентства "Центр ЮСБ" в "ЮСБ Коллектор".
В каких сегментах Вы работаете?
Мы сейчас выходим на ЖКХ, причем только в регионах, потому что в Москве потребности в услугах коллекторов в этой сфере нет. Также работаем с банками, со страховыми компаниями и в сфере корпоративного коллекторства. Среди страховых компаний наших клиентов, к примеру, Югория.
Сколько у Вас филиалов, подразделений, представительств? Где они находятся?
На данный момент самое дальнее представительство у нас в Иркутской области. Всего же представительств 16: Москва, Санкт-Петербург, Курская, Ростовская, Нижегородская, Белгородская, Самарская, Астраханская, Рязанская, Калининградская, Кировская, Иркутская область, Красноярский, Ставропольский, Краснодарский край, Республика Марий Эл. Предположительно, до конца года еще откроются несколько представительств: в Сыктывкаре, Республике Коми, Череповце, Вологде, Махачкале.
Каким образом вы передаете свои права дочерним компаниям?
По договору. Мы собираемся запускать франчайзинг со следующего года. Наша цель не безумное зарабатывание денег, а максимальный региональный охват.
Каких людей вы берете в штат? Имеет ли значение юридическое образование или опыт работы в правоохранительных органах?
Мы работаем в тесном контакте с центром социальных программ при МВД России. У них есть различные программы трудоустройства своих сотрудников. Это люди, которые нанимаются для выезда, для общения с должниками. А для работы на телефоне мы берем людей, которые хотят обучаться на коллекторов. Для такой деятельности нужен определенный склад характера. Здесь не столько важны навыки, сколько готовность работать. В обзвоне работают также студенты юридических вузов. Из общей массы задолженностей 60% мы собираем на этапе soft-collection. Всего собираем до 50%. Имеются в виду все виды задолженностей. На этапе судебного разбирательства обычно получаем 20% и еще 20% после суда.
Обучаете ли Вы своих сотрудников?
Мы провели более 10 открытых и закрытых семинаров в разных городах России, начиная от Иркутска и заканчивая Москвой. Собираемся делать еще в Калининграде и Санкт-Петербурге. У нас есть тренера, практически написана книга. Раз в неделю во всех офисах устраиваются собрания, где обсуждается что интересного произошло за неделю, кто что придумал, какие фразы применил. В работе активно используем НЛП. Специальных психологов в компании, как правило, нет, потому что наши тренера преподают все, что необходимо в работе.
Входите ли Вы в какие-либо ассоциации?
В ассоциации мы не входим. Кстати сведений о том, что зарегистрирована вторая ассоциация, нет. Пресс-конференция, которую они проводили, была посвящена тому, что такая ассоциация только создается и в нее ведется набор членов. Но сообщения об официальной регистрации в Минюсте данной ассоциации не было. АРКБ все хорошо делают, но мы считаем, что нам там не место. Мы хотим создать свою ассоциацию. Ее отличие в том, что она будет полезной. Мы ведь развиваемся в регионах, открывая там не филиал, а дочернюю компанию. Смысл в том, чтобы в ассоциации было представлено только одно коллекторское агентство из региона.
Долгое время в профессиональном сообществе говорят о необходимости написания закона о коллекторских агентствах. Как Вы считаете, действительно ли он необходим и в каком виде?
В закон о коллекторских агентствах мы не верим. Нам как юристам видно, кому на самом деле он нужен. Сколько уже разговоров было о том, чтобы в закон о потребительском кредитовании внести упоминание о коллекторах. Однако не стоит думать, что коллекторская деятельность ограничивается только работой в кредитной сфере. Конечно, закон необходим, но мы не начнем действовать, пока не увидим, что хоть какой-то проект внесен в Федеральное Собрание.
В связи с написанием закона много информации об уставном капитале. Как Вы считаете, стоит ли включать этот пункт в закон?
Мы считаем, что это не решит проблему, о которой говорят представители НАПКИ. Можно вложить в уставный капитал 10 млн, а на следующий день оттуда забрать 9 млн. 850 тыс. Это приведет только к тому, что возрастет стоимость фирмы-однодневки. Однако я слежу за рынком и, честно говоря, таких фирм еще не видел. В обзорах, которые я делаю, указываются фирмы, которые не вызывают ощущение фирм-однодневок. Просто ребята только пришли на рынок и решили заниматься коллекторским бизнесом.
Какие, на Ваш взгляд, наибольшие достижения в работе вашего агентства?
Я считаю, что нам стоит гордиться тем, что мы продвинули такое новое направление для рынка, как корпоративное коллекторство. Нашими клиентами уже стали компании Nike, Otis, Северсталь. Сейчас продолжаем вести переговоры.
Некоторые хотят, чтобы мы с самого начала осуществляли проверку всех их контрагентов.
К тому же мы вывели на просторы прессы саму процедуру взыскания. Если клиент отказывается платить, мы сразу же сбрасываем информацию в СМИ.
Что касается рекламы, нами ни разу не была проведена рассылка (директ-мейл). Мы работаем с теми, кто к нам приходит сам. А наши старые клиенты сейчас передают нам долги уже из своих региональных представительств.
Какие проблемы Вы видите на нынешнем рынке долговых обязательств?
Его мифологизируют. Отсутствует регламентации деятельности, нет единых стандартов. Мы считаем, что наилучшим решением проблем будет создание саморегулируемых организаций.
Вы считаете, что это оправданно?
С 1996 по 2002 год я занимался банкротствами. Там постоянно что-то менялось. Некоторое время был даже специальный орган, который следил за банкротной деятельностью. Потом этим мог заниматься кто угодно, потом ввели лицензирование. В итоге все отдали на откуп самим организациям, и стало лучше всего. Если в законе о коллекторской деятельности будет прописано, что коллекторы это те, кто занимается взысканием банковских долгов, тогда мы просто одну фирму назовем коллекторской, а другую фирмой по взысканию долгов.
Вы начали заниматься взысканием долгов в 2004 году. Каким образом Вы пришли в этот бизнес?
Я работал в Минимуществе России. После того как его преобразовали в агентство, ушел работать заместителем генерального директора в Центр юридического сопровождения бизнеса. Однажды мне позвонили знакомые из банка и спросили, не хотим ли мы попробовать взыскать их долги. Мы согласились.
И сразу появились люди, программы?
Нет, конечно. Мы все делали постепенно. И до сих пор мы покупаем все необходимое только тогда, когда видим в этом целесообразность.
Таким образом, на примере "Центра ЮСБ" мы видим, что качественные услуги может предоставлять компания с многолетним опытом работы и четкой структурой бизнеса. Именно правильно выбранная модель развития и профессиональный менеджмент помогли достичь тех высот, которые занимает на данный момент это коллекторское агентство.
Королёва Кристина
09 ноября 2007
http://www.dolgfactor.ru/business/4465.smx