06 февраля 2007
3647

Профессия: коммуникатор

Как рассказал декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский, основной тенденцией журналистского мира на сегодняшний день является выход на первый план вопросов теории коммуникации: "В мире, в отличие от России, учат теории коммуникации, а не журналистике как таковой", - рассказал декан журфака МГУ на форуме деканов факультетов журналистики вузов России и стран Евразии "Глобальное и национальное в моделях подготовки журналистов". На животрепещущий же вопрос "Надо или нет учить журналистике?" [1] Засурский ответил, что этот конфликт существует до сих пор и имеет как сторонников, так и противников. Однако скорее всего ответ на него лежит в трансформации мировой системы образования журналистов, которая будет приобретать другие очертания и становиться более гибкой.

По его словам, самой сильной школой на сегодняшний день является американская школа журналистики - как с точки зрения профессионализма, так и с точки зрения количества самих школ: "В Америке модель обучения очень практична и основана на работе с практиками. Там существует два типа школ - школы журналистики и школы коммуникации. В первых работают профессиональные журналисты, которые зачастую даже могут не иметь степени бакалавра, но являются высокими профессионалами своего дела. Во вторых в основном готовят специалистов по рекламе и PR. Разница между теми и другими существует довольно серьезная, причем, как правило, на рекламщиков не распространяются этические нормы журналиста", - рассказал Засурский. Вместе с тем, в отличие от мировой практики, в России нет разделения на журналистов и рекламщиков, и зачастую и те, и другие специалисты обучаются вместе.

В Европе все более серьезно. Европейская журналистская школа была создана в 50-е гг. XX века - там система обучения более фундаментальна и делится на две части - университетскую, с серьезной теоретической подготовкой и известными профессорами, и другую, более прикладную, - профессиональные школы при известных изданиях, в основном при крупных газетах. "Например, в 50-е гг. была создана школа журналистики при ежедневной газете "Le Monde", которая существует по сей день. У нас же таких школ нет, за исключением нескольких примеров по России", - рассказал Засурский. Также декан отметил слабость современной российской международной журналистики: "Слабые места - это качество и язык, весь мир ведь говорит на английском, к тому же практически полностью отсутствует в СМИ полемика с западными коллегами".

В основном же Россия по-прежнему отличается от Европы и Америки глубокой теоретической подготовкой и фундаментальными знаниями. По словам замдекана по научной работе факультета журналистики МГУ профессора Елены Вартановой, безусловно, в мире таких больших факультетов журналистики нет: "В основном они существуют в виде кафедр или отделений, встроенных в общественно-политические факультеты и факультеты искусств. Наша традиция ближе ко второй, где сильно гуманитарное начало", - говорит специалист. Вместе с тем ни в одной стране мира нет и такого глубокого изучения своего собственного языка: "У нас русский язык преподается как сквозная дисциплина в течение всех пяти лет обучения. Опыт общения, например, с американскими коллегами показал, что они с завистью относятся к такой системе подготовки".

По словам Вартановой, очевидно одно - для современного журналиста недостаточно одной бакалаврской степени (даже если это образование нежурналистское). "Во всем мире склоняются в пользу более фундаментального образования и широкого кругозора, достаточного для освещения всех сложных процессов, происходящих в обществе", - заключила профессор Вартанова.

06.02.2007

www.expert.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован