Со смертью в начале декабря 2013 года бывшего президента ЮАР Нельсона Манделы в галерее харизматичных политиков мира стало, увы, намного тусклее. До Манделы ушел самый яркий президент современности, венесуэльский Уго Чавес. Итальянцы изгнали из парламента и фактически "погасили" политическую карьеру главного "мальчиша-плохиша" Европы, экс-премьера Сильвио Берлускони. А в Австралии потеряла пост первая женщина-премьер, "лейбористская амазонка" Джулия Гиллард (АУДИО).
Всех ушедших в мир иной или потерявших посты можно любить или ненавидеть. Но в одном им не откажешь: это личности, которые не давали скучать ни "зрителям", ни прессе, ни соперникам, ни коллегам-президентам. А теперь многие из оставшихся потеряли былой блеск.
К примеру, президент США Барак Обама не ушел, но его "аккумуляторы" так подсели, что не поможет никакая подзарядка. Внимание к нему растет исключительно через минусы: скандалы с глобальной слежкой АНБ, провалы во внешней и внутренней политике.
Большинство экспертов утверждают, что такие "сумерки" в политике не редкость, а довольно частое явление. Это сродни циклическим изменениям климата - переходам от потеплений к ледниковым периодам. Особенно часто такое случается после финансовых кризисов. Здесь не до веселости - нужны опытные технократы. А у них в характере все больше мягкие, пастельные полутона. Как у канцлера Германии Ангелы Меркель, "mutti" ("мамули") для всех немцев. Она в сентябре стала канцлером на третий срок и, вполне возможно, займет пост даже в четвертый раз.
Не все, конечно, потеряно. Например, новый папа римский Франциск обещает расцветить ландшафт Ватикана не только кардинальными реформами. Викарий Христа уже отказался от шикарного лимузина, помпезности церемоний и переехал из ватиканских апостольских апартаментов в скромную гостиницу "Санта-Марта". А массивный золотой папский крест Франциск сменил на обычный стальной.
Российский президент Владимир Путин явно обходит по популярности многих коллег, включая Обаму. Во всяком случае, в большинстве мировых рейтингов он стоит на первых местах. Но ни глава всех католиков, ни глава России не могут позволить себе политические "коленца" или высказывания, которые выделяли Чавеса, Берлускони или, скажем, бывшего президента Франции Николя Саркози. У них иной калибр.
Со сцены действительно ушли очень харизматичные лидеры, и найти им замену трудновато, а может даже и не нужно.
Президент Обама действительно утратил большую часть своего авторитета. Но в политике, как и в природе, не бывает пустоты, и на место ушедших в 2013- 2014 годах придут новые яркие лидеры, такое мнение в интервью "Голосу России" высказал директор Института стратегического планирования и прогнозирования профессор Александр Гусев:
"Рейтинговые службы агентства Bloomberg и журнала Forbes достаточно определенно ставят сейчас на второе и даже третье место президента Барака Обаму. Многие выдвинули на первое место президента России Владимира Путина. И это совершенно не случайно. Безусловно, Владимир Путин - это яркая и значимая фигура на политическом небосводе".
Сейчас наступило такое время, что большинству стран не до фейерверков. Это тенденция, увы, мировая, говорит эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер. В ЮАР президенты Табо Мбеке или Джейкоб Зума никак не могут сравниться с харизматичным Нельсоном Манделой. В Венесуэле президент Николас Мадуро - это блеклая тень покойного Уго Чавеса, сказал Владимир Брутер "Голосу России":
"Думаю, что в европейских странах сейчас будет достаточно продолжительный период наименее ярких политиков. К этому располагает социально-экономическая ситуация. Наиболее популярным политиком во Франции стал министр внутренних дел Мануэль Валь, который достаточно успешно справляется с незаконной иммиграцией и ее последствиями. Это политики несколько иной волны. Я бы назвал ее "постмодернистской". Это период, когда и политик не может понравиться, и решения принимаются примитивные".
Дело, правда, может исправить Николя Саркози, проигравший выборы в мае 2012 года "блеклому" и скучному социалисту Франсуа Олланду. Саркози со свойственным ему непостоянством вдруг взял и заявил в декабре, что возвращается в большую политику. Хотя перед выборами 2012 года клялся, что если проиграет, то политическое поле покинет раз и навсегда.
"Вопрос не в том, хочу я или не хочу возвращаться. Я не могу не вернуться. У меня нет выбора. Это судьба", - заявил Николя? Поль Стефа?н Саркози? де На?дь-Бо?ча (Саркози - сын венгерского иммигранта) на собрании активистов своего правоцентристского "Союза за народное движение" (UMP). Политический мир, сказал он, стал "смертельно скучным". По данным последнего опроса Figaro Magazinе, 46 % французов хотели бы сегодня видеть Саркози в Елисейском дворце. Только 27 % отдают предпочтение действующему президенту Франсуа Олланду.
До выборов во Франции ждать еще долго - они пройдут в 2017 году. Но если уж Le Sarko объявил, что возвращается, политические фейерверки во Франции начнутся гораздо раньше. И мало никому не покажется.
Профессор Александр Гусев в интервью Андрею Федяшину на радиовещательной компании "Голос России" http://rus.ruvr.ru/