Заявление бывшего министра финансов России Алексея Кудрина о том, что с ближайшее время в Россию хлынет поток высокопрофессиональной рабочей силы из стран Европы, подверженных мировому финансовому кризису, конечно, вызывает легкое недоумение. Никакого потока не будет и даже в далекой перспективе его ожидать по вполне понятным причинам не будет.
И, тем не менее, я должен отметить, что Россия сосредоточенно наблюдает за кризисом в Европе, частично и по внутренним причинам, связанным и с нехваткой профессионалов.
Руководство России обеспокоено тем, что кризис в Европе может в скором времени срезонировать и в России. Минэкономразвития уже пересматривает свои прогнозы по росту ВВП на этот год, принимая во внимание неожиданное замедление, вызванное экономическими сдвигами в Европе.
Пока еще высокие цены на нефть еще позволяют России поддерживать большие потоки наличных, которые способны ослабить экономический удар, вызванный негативными событиями в Европе.
За последние несколько лет Россия предприняла несколько шагов, призванных удержать европейцев от объединенных действий против российских интересов, получившие название "кампания хаоса".
Во-первых, Россия заинтересована в покупке акций некоторых очень стратегически важных банков в Австрии, Венгрии, Польше, Турции и Нидерландах. Банки в Центральной Европе важны, потому что на долю банковского кредитования в регионе приходится более 90% всех выдаваемых кредитов. Так как большинство стран Центральной Европы уже зависят от банков в большей части своих кредитов, Россия и российский капитал смогут влиять на распределение этих кредитов.
Во-вторых, Россия хочет скупить множество активов в энергетическом секторе по всей Европе - нефтяные терминалы, поставщиков услуг, розничных продавцов, и крупные нефтяные и газовые компании. Россия, скупая эти активы, спасает многие из этих компаний от закрытия, тем самым препятствуя появлению еще более сильного кризиса.
Третьей частью российского плана является приглашение европейских фирм, ищущих растущие рынки, в Россию. Россия пытается побудить европейские фирмы транспортного, телекоммуникационного, энергетического и, возможно, даже военно-промышленного сектора работать на активном и развивающемся и расширяющемся российском рынке.
Конечно, это потребует от России потратить миллиарды долларов на поддержку этого рынка, но эти траты будут учтены в процессе формирования связей со стратегически важными европейскими компаниями.
Профессор Александр Гусев в интервью радиостанции "Businessfm" http://radio.bfm.ru/