Западные бизнесмены потянулись на Восток. Но на сей раз не, как обычно, в Азиатско-Тихоокеанский регион, а в Иран. Смягчение режима западных санкций против Исламской Республики даёт надежду на новый импульс к сотрудничеству с зарубежным бизнесом. Для Европы это может стать серьёзным стимулом к восстановлению собственной экономики.
Спецпроект "Тегеранская оттепель, часть 4.
Количество визитов зарубежных гостей в Иран в последние месяцы бьёт все рекорды. В отелях Тегерана трудно найти свободный номер, а авиакомпании спешно увеличивают количество рейсов на иранском направлении. На этой неделе в Тегеране высадился десант из ста бизнесменов Франции, ранее с визитами побывали британцы и итальянцы.
Часть 1. Иранские активы начали "размораживаться" (АУДИО)
Такая активность вполне логична: за период действия международных санкций в Иране образовался настоящий инвестиционный голод, говорит главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Гусев.
"Страна с точки зрения поступления инвестиционных ресурсов фактически пуста. Есть несколько китайских, индийских, пакистанских компаний, которые имеют интересы в Иране, но это достаточно незначительные средства. Поэтому постепенное ослабление санкций, конечно, привлечёт в Иран большие финансовые ресурсы".
В составе французской делегации, например, компании Renault и Peugeot, которые уже сообщили о намерениях возобновить деятельность в Исламской Республике. Этот рынок может приносить Европе до 60 миллиардов евро в год.
Часть 2. Иран возвращается на рынок нефти (АУДИО).
Так что старания европейцев вполне понятны, отмечает начальник аналитического департамента управляющей компании "Русский стандарт"Сергей Суверов.
"Конкуренция за региональный рынок будет очень острой. Иностранцев привлекают неудовлетворённый отложенный спрос, а также активное молодое население. Наиболее интересные проекты связаны с такими отраслями, как энергетика, инфраструктура и потребительский рынок".
Для самого же Ирана наибольший интерес представляет энергетика. У страны гигантские нефтяные и газовые запасы, которые необходимо осваивать. Тегеран уже заявил о готовности работать с ведущими западными компаниями этого сектора, в том числе с французской Total, итальянской Eni, англо-голландской Shell и американскими ExxonMobil и ConocoPhillips. С их помощью Тегеран надеется вывести свою добычу на прежние уровни и решить проблемы истощения части месторождений. Впрочем, несмотря на активность сторон, скорого возвращения западных нефтяников ждать не стоит.
Иран: трудное возвращение на рынок (АУДИО).
О первых конкретных договорённостях можно будет говорить не раньше, чем через полгода, а то и год, полагает эксперт Института Ближнего Востока Николай Кожанов.
"Конечно, западные компании готовы вернуться в Иран хоть завтра. Проблема заключается в том, что существует целый ряд политических моментов по линии Тегеран - Вашингтон. И договариваться они будут достаточно долго. В тех же США до сих пор не достигнуто единого мнения относительно того, стоит ли выстраивать отношения с существующим (в Иране) режимом, а если стоит, то в каком формате? Если администрация действующего президента (США) готова создать некий "худой мир", то значительные произраильские силы, представляющие интересы монархий Персидского залива, естественно, выступают против этого".
У Ирана огромный потенциал и на газовом рынке. При наличии инвестиций и отсутствии политических проблем страна могла бы занять существенные позиции на европейском рынке, а также решить энергетические проблемы Пакистана и Индии. Но и в этом секторе, несмотря на некоторые подвижки, пока значительных изменений не ожидается, продолжает Николай Кожанов.
"На индо-пакистанском направлении есть существенные разногласия между участниками проекта газопровода Иран-Пакистан-Индия. Индийцы фактически уже в этом проекте не участвуют, заняли выжидательную позицию. На европейском направлении всё зависит от того, насколько успешно будет реализовываться сотрудничество европейцев с американцами в плане поставок сланцевого газа. В самом Иране существует активное противоборство внутри экономической и политической элиты. Одна группировка выступает за сотрудничество с Западом, другая - с азиатскими странами. Также существует третья группировка, которая считает, что добытый газ нужно использовать для нужд собственной промышленности, а также для того, чтобы поддержать уровень добычи нефтяных месторождений за счёт закачки этого газа в старые скважины".
В Тегеране инвестиционные потребности нефтегазового сектора оценивают в колоссальную сумму - четверть триллиона долларов. Однако, несмотря на то что потепление в отношениях с Западом у Ирана наметилось ещё осенью прошлого года, пока о конкретных совместных проектах ничего не слышно. Не планируется подписание контрактов и в ходе нынешнего визита французской делегации. То есть западный бизнес пока крайне осторожно подходит к возвращению в Исламскую Республику. В то же время у неё есть партнёры, отношения с которыми не просто имеют большой потенциал, но уже успешно развиваются вокруг конкретных проектов. Об экономическом сотрудничестве Ирана и России - в заключительной части нашего специального проекта.
Профессор Александр Гусев в интервью Леониду Гурьянову на радиовещательной компании "Голос России" http://www.rus.ruvr.ru/ 06.02.2014 года 11:29 мск.