Профессор Александр Гусев в программе «Право голоса» с Романом Бабаяном на телеканале «ТВЦентр»: то, что мир стал многополярным по-моему ни у кого уже не вызывает возражений. Однако в многополярном мире каждому из больших игроков необходимо постоянно демонстрировать свою силу, а без предъявления космической и ядерной мощи сделать это невозможно.
Успехи в космонавтике и атомной энергетике – это способность государства решать сверхзадачи, обозначение передового края собственной науки и инженерии, создание условий для обеспечения военного превосходства.
Логично, что первые санкции, затронувшие Россию из-за украинского кризиса, коснулись именно области космических проектов и закупки российских ракетных двигателей. К сожалению, прорывы в высокотехнологических секторах сегодня очень сильно зависят от возможностей научно-технологического сотрудничества и взаимодействия между ключевыми игроками в международном контексте.
США – бесспорный лидер среди мировых держав, как в сфере высоких технологий, в сфере космоса, так и вооружений, причём не только по расходам, но и по амбициозности своих программ. Страны, стремящиеся развивать собственные высокие технологии, делают это с оглядкой на американские программы, а государства-лидеры определяют свои стратегии развития, отталкиваясь от поиска слабых мест в американской стратегии.
Несмотря на успехи и очевидное преобладание американских технологий в международном космическом и военном секторах, механизм внедрения стратегии на внутреннем уровне здесь крайне сложен из-за участия в процессе большого ряда игроков. Даже в сфере обеспечения безопасности возникают частые разногласия между Пентагоном, ВВС США, ВМС США, Национальным управлением воздушно-космической разведки и Национальным управлением по аэронавтике и космонавтике, а также целым рядом других управлений, которые конкурируют между собой за ограниченные ресурсы.
Что касается России, то для адаптации к рыночным условиям российское руководство приняло решение создать объединённую ракетно-космическую корпорацию, которая будет управлять всем производственным комплексом, в то время как Роскосмос будет заниматься стратегированием и координацией на политическом уровне. Однако до сих пор непонятно, насколько такие попытки перестроить советское наследие на рыночные рельсы могут быть реализуемы.
Теперь о военном секторе. Российская военная доктрина допускает применение стратегического ядерного оружия в качестве ответа на массированную агрессию и в ситуации, которая является критической для национальной безопасности. При этом военно-космическому потенциалу отводится важная роль, однако сегодня стратегическое оружие (ракеты и противоракетные технологии) нельзя рассматривать отдельно от военного потенциала страны в сфере обычного вооружения.
Основной баланс сейчас смещается в сторону новых видов обычного оружия и развития пятого поколения вооружения: высокоточного, опирающегося на космос и не ограниченного положениями нового договора СНВ.
Так, что у России непочатый край работы в этих направлениях…
Профессор Александр Гусев в программе «Право голоса» с Романом Бабаяном на телеканале «ТВЦентр» http://www.tvc.ru/ 26.06.2015 года, эфир в 18:25 мск.