Профессор Александр Гусев в интервью журналу "Международная панорама": Европа от охлаждения отношений с Россией из-за Украины может потерять гораздо больше, чем приобрести.
Представитель госдепартамента Дженифер Псаки и госсекретарь США Джон Керри заявили о том, что сейчас рассматриваются санкции против нашей страны. В официальном заявлении управления торгового представителя говорится о том, что США прерывают любые переговоры с Россией по вопросам торговли и инвестиций до разрешения конфликта на Украине.
Замораживание торгового и экономического сотрудничества с нашей страной со стороны США вряд ли серьезно скажется на российской экономике, т.к. торговые отношения между нашими странами в торговом балансе не велики и не превышают $ 28 млрд и, следовательно, экономическая зависимость практически отсутствует.
Напомню, что основными торговыми партнерами России являются Китай и Германия. В 2013 году товарооборот между Россией и Германией превысил $ 80 млрд, а с Китаем более $ 90 млрд.
Если говорить о странах Евросоюза, то многие из них не поддерживают санкции в отношении России. Так ряд стран Прибалтики уже заявляют о том, что жесткий торгово-экономический разрыв отношений с Россией является мерой нежелательной. Например, премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс заявил, что выступает против предложения ввести санкции в отношении России, поскольку ущерб от них могут понести литовские предприниматели.
По его мнению, эту проблему можно решить только путем диалога. Ни в коем случае нельзя демонстрировать каких-то мер, которые, как я думаю, на самом деле не принесут пользы ни одной, ни другой стороне. Пострадали бы наши предприниматели и те, кто занимается определенной торговлей.
Россия, кстати сказать, яваляется третьим по обороты торговым партнером Евросоюза, а общий товарооборот по итогам прошлого года составил более $ 440 млрд.
На Россию приходится 45 процентов импорта автомобильного сектора Евросоюза и 18 процентов его химической промышленности. В свою очередь, Россия экспортирует в TC 40 процентов добываемого на своей территории палладия, 20 процентов титана и 14 процентов платины, а эти металлы играют важную роль в высокотехнологичных производственных процессах.
Конечно, основным камнем преткновения, о который может споткнуться Евросоюз, являются вопросы в энергетической сфере.
Зависимость Европы от российского газа и нефти настолько велика, что считать финансовые потери, грозящие Евросоюзу в случае ухудшения отношений с Россией на "украинской почве", не стоит.
Все дело в том, что реальной альтернативы российскому газу и нефти у стран ЕС попросту нет, учитывая, что российский природный газ занимает более 35 процентов доли европейского рынка.
Чуть меньше доля российской нефти, но тоже в районе 25 - 30 процентов. При этом в Евросоюзе большая часть стран отказалась от разработок сланцевой нефти, т.к. пока нет апробированных надежных технологий, позволяющих стопроцентно избежать возможного экологического ущерба.
В целом же потери экономики Евросоюза от ухудшения торгово-экономических отношений с Россией могут сократить наметившийся рост ВВП в этом регионе на 5 - 7 процентов, а в периферийных странах Европы и на все 10 - 15 процентов.
Таким образом, экономическое "противостояние" между Россией и Западом приведет к уходу России в другие валюты и вообще созданию собственной валютно-расчетной системы.
Западу не нужно исключать, что у нас многолетние деловые торгово-экономические отношения с нашими партнерами на Востоке.
Мы найдем способ не только обнулить нашу финансовую зависимость от США, но и выйдем из этих санкций с большой выгодой для себя.
Поэтому, господин президент Обама, не напугайте санкциями, прежде всего, себя...
Профессор Александр Гусев в интервью журналу "Международная панорама" 03.04.2014 года