Глобальный экономический кризис нанес наиболее сильный удар по развивающимся странам, таким как, например, Турция. Удар пришелся, кстати и не только по экономике, но и по идеологической сфере, значительно ослабив нелиберальные ценности. В этой связи ведущие мировые лидеры США, Германия, Япония сейчас начинают занимать противоположные позиции по отношению к развивающимся странам. В этом отношении показателен пример Турции.
Только такой взгляд может позволить оценить масштабы тех изменений, которые произошли в Турции в последние три десятилетия и правильно понять ее положение в регионе.
Военный режим, установленный 12 сентября 1980 года в Турции, был продуктом американского военного переворота, который инициировал самый масштабный процесс ликвидации наследия Ататюрка.
Этот процесс включает в себя несколько важных поворотных точек, имевших место в 90-х годах ХХ века, две из которых необходимо детально разобрать для того, чтобы понимать современную ситуацию в Турции.
Во-первых, Турция является членом НАТО с 1952 года, что наделило Соединенные Штаты мощным инструментом для перестройки турецких вооруженных сил в соответствии с западными интересами и перспективами.
Во-вторых, Турцию просто потряс распад Советского Союза.
В силу этого, американское руководство в середине 90-х годов ХХ века поняли, что они не могут достичь своих целей благодаря традиционным правым партиям в Турции. Поэтому для создания подходящего инструмента для реорганизации Турции требовалось создание новой партии.
Уже в 1996 году турецкий еженедельный политический журнал Aydinlik сообщил, что посол США в Турции М. Абрамовитц готовит Рэджепа Тайипа Эрдогана на пост премьер-министра Турции.
Более того, Догу Перинчек, глава "Рабочей Партии Турции", в своем интервью турецкой ежедневной газете Cumhuriyet 17 февраля 1997 года говорил, что США планируют сделать Рэджепа Эрдогана премьер-министром, а Абдуллу Гюла - министром иностранных дел.
Поэтому "Партия Справедливости и Развития" (ПСР) была создана с подачи США и для удовлетворения, прежде всего, американских интересов.
Это, кстати откровенно признали и Рэджеп Эрдоган, и Абдулла Гюль. Известно, что Рэджеп Эрдоган говорил как минимум на 33 разных мероприятиях, начиная с 2004 года, что был одним из сопредседателей "проекта Большого Ближнего Востока".
В этих выступлениях он говорил, что "он был назначен на эту должность" и что "они сделают Диярбекир центром" в контексте этого американского проекта.
В свою очередь Абдулла Гюль признал, что "он создал двухстраничный договор по девяти пунктам в Анкаре с бывшим Госсекретарем США Колином Пауэллом". Этот "договор" никогда не обсуждался и не подтверждался ни в Национальной Ассамблее, ни в каком-либо другом государственном органе.
С тех пор турецкое правительство фактически реализуют эту "программу", и, по-видимому, будет делать это и дальше.
Нынешняя политическая ситуация в Турции сложная. Однако США и ПСР находятся в ещё более затруднительном положении. Большая часть поддержки, которой пользуется ПСР, основывается на социальной поддержке, созданной и управляемой американцами.
Однако американская социальная поддержка не может обращаться к таким структурным аспектам как наследие Ататюрка, глубоко укоренившаяся в массах. Превращение этого наследия в материальную силу требует создания совместного руководства, которое будет охватывать широкий спектр всех национальных сил и иметь четкое видение возврата Турции к идеалам Кемалистской Революции....
Профессор Александр Гусев в интервью радиостанции "Businessfm" http://radio.bfm.ru/