Десятки тысяч профсоюзных активистов на этой неделе вышли на улицы Брюсселя, где собрались на саммит лидеры европейских стран. Протестующие пытаются привлечь внимание к проблемам, которые может повлечь за собой создание зоны свободной торговли Евросоюза и США. Третий раунд интеграционных переговоров начался в Вашингтоне в понедельник, на повестке дня - вопросы фитосанитарных барьеров, закупки для государственных нужд и малого и среднего бизнеса (АУДИО).
Несмотря на все шпионские скандалы в отношениях ЕС и США, интеграционные переговоры продолжаются. Первый раунд прошёл в июле этого года. Вашингтон и Брюссель стремятся уже к концу будущего года добиться радикального уменьшения торговых барьеров. Такая спешка понятна - нынешнюю глобальную модель, в которой из-за роста американского госдолга доверие к доллару постепенно снижается, нужно менять. Интеграционные процессы набирают обороты на Востоке, а развивающиеся страны усиливают свои позиции в глобальной экономике. Так что Запад спешно пытается найти свои ответы на эти вызовы, отмечает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Гусев:
"Соединённые Штаты с Евросоюзом выстраивают такую политическую модель, которая должна стать определённым мировым центром. Сейчас мир многополярен, а Соединённые Штаты и Европейский союз в значительной степени теряют свои позиции. Создание зоны свободной торговли, конечно, позволило бы обеспечить "подушку безопасности", которая сегодня, безусловно, требуется и доллару, и евро".
Сторонники трансатлантической интеграции обещают выгоду в сотни миллиардов долларов, ускоренный рост ВВП и миллионы новых рабочих мест по обе стороны Атлантики. Но скептики справедливо указывают, что выгоды станут заметны не сразу. А на первых порах большинству стран Европы, которая ещё толком не оправилась от кризиса, придётся очень несладко, говорит Александр Гусев:
"На первом этапе создадутся условия для потери определённой части рабочих мест в Европе. Первый этап объединения всегда таит в себе достаточно большие опасности. Никто по сути дела не знает, как ситуация будет развиваться дальше. Поэтому, конечно, издержки коснутся отдельных людей и отдельных стран - членов Европейского союза. Поэтому, кстати, депутаты Европарламента и члены Еврокомиссии ещё не решили до конца, как всё это будет происходить, все обеспокоены".
Впрочем, отдельные страны ЕС всё же выиграют от трансатлантической интеграции. Неслучайно этот проект продвигают, прежде всего, канцлер ФРГ Ангела Меркель и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон, отмечает заведующий кафедрой торговой политики Российского экономического университета им. Плеханова Геннадий Иванов:
"Для рынков стран Европы положение будет тяжёлое. То есть в связи с тем, что американская экономика более мощная, американские товары будут вытеснять товары европейские. Но это не просто торговля, это и сокращение рабочих мест. Открытие рынков Соединённых Штатов для европейских товаров в силу, прежде всего, менталитета жителей Соединённых Штатов не столь разрушительно. В рамках ЕС выигрывают страны с наиболее сильной экономикой: Германия, Великобритания, отчасти Франция. Все остальные страны ЕС проиграют".
Идея создания трансатлантической зоны свободной торговли принадлежит той же Ангеле Меркель, которая впервые предложила обсудить новый экономический альянс ещё в 2007 году. Сейчас немецкий бизнес имеет большие виды на американский рынок. С особой надеждой за океан смотрят пищевая, химическая, автомобильная промышленность, а также металлургия, сельское, лесное и рыбное хозяйство, которые рассчитывают нарастить поставки в США на 50%.
Профессор Александр Гусев в интервью Леониду Гурьянову на радиовещательной компании "Голос России" http://rus.ruvr.ru/