Профессор Александр Гусев: Субсидиарность - как основная функция управления Евросоюза

Профессор Александр Гусев в интервью журналу «Европейский Союз»: должен отметить, что важное значение имеет анализ такого управленческого аспекта, как деятельность наднациональных органов Евросоюза, а также механизмов принятия решений и разделения компетенций по предметам совместного ведения Союза и государств-членов.

Как показывает практика, подход ЕС к этим вопросам в рамках концептуализации не изменился с 1984 года, когда был принят Проект договора о Европейском Союзе, впервые обозначивший принцип субсидиарности, как одного из основных принципов управления системы Евросоюза.

С тех пор развитие европейской интеграции шло в рамках субсидиарной концепции, которая препятствует «размыванию» национальной идентичности и направлена на защиту национальных суверенитетов государств-членов. Поэтому в приложении к Проекту договора о Европейском Союзе субсидиарная концепция рассматривается в неразрывной связи с проблемой национальной идентичности и направлена на формирование и функционирование политической системы Союза.

Субсидиарная концепция обладает еще одним важным свойством, которое делает ее очень гибким механизмом регулирования управленческого процесса. Дело в том, что субсидиарность может не только препятствовать деятельности Евросоюза, но также и побуждать его к принятию мер, в том числе и по вопросам, выходящим за пределы его исключительной компетенции.

Не случайно принцип субсидиарности представляется в виде «двустороннего меча», действовать которым можно в обоих направлениях, т.к. он является гарантией защиты полномочий государств-членов и в тоже время позволяя Союзу расширять свои полномочия в целях повышения эффективности своей деятельности.

С этим свойством принципа субсидиарности непосредственно связана еще одна его роль в укреплении интеграционных структур. Принцип субсидиарности может служить своеобразной системой «сдержек и противовесов», которая не позволяет интеграции затронуть те аспекты, на которые она не должна распространяться, что, в свою очередь, препятствует развитию дезинтеграционных процессов.

Таким образом, субсидиарность - это определенный способ построения системы власти ЕС, противоположный принципу централизации, который господствовал в большинстве стран Европы со времен абсолютизма.

Принцип субсидиарности предполагает, что принятие политических решений должно быть максимально приближено к гражданам, т.е. каждый высший уровень власти является субсидиарным или дополняющим по отношению к нижестоящиму. Другими словами, политическая организация Европейского Союза строится снизу вверх, а не, наоборот.

Следовательно, применительно к Европейскому Союзу принцип субсидиарности следует воспринимать, как принцип управления ЕС, позволяющий Союзу определять его исключительную компетенцию, а также действовать в соответствии с основными целями и задачами государств-членов Союза.

Являясь инструментом интеграции на основе сохранения самобытности, принцип субсидиарности, в то же время, предоставляет гарантию против опасности повышения роли отдельных интеграционных объединений, когда определенный государственный институт, партия, само государство становятся самоцелью, т.к. принцип субсидиарности действует и по горизонтали, укрепляя гражданское общество и по вертикали, формируя политическую систему в целом.

Поэтому использование принципа субсидиарности  в системе управления Евросоюза всеми структурными элементами европейского сообщества является гарантией незыблемости его демократических устоев…

Профессор Александр Гусев в интервью журналу «Европейский Союз» 04.04.2015 года

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован