Профессор Александр Гусев в интервью журналу «Европейский Союз»: должен отметить, что важное значение имеет анализ такого управленческого аспекта, как деятельность наднациональных органов Евросоюза, а также механизмов принятия решений и разделения компетенций по предметам совместного ведения Союза и государств-членов.
Как показывает практика, подход ЕС к этим вопросам в рамках концептуализации не изменился с 1984 года, когда был принят Проект договора о Европейском Союзе, впервые обозначивший принцип субсидиарности, как одного из основных принципов управления системы Евросоюза.
С тех пор развитие европейской интеграции шло в рамках субсидиарной концепции, которая препятствует «размыванию» национальной идентичности и направлена на защиту национальных суверенитетов государств-членов. Поэтому в приложении к Проекту договора о Европейском Союзе субсидиарная концепция рассматривается в неразрывной связи с проблемой национальной идентичности и направлена на формирование и функционирование политической системы Союза.
Субсидиарная концепция обладает еще одним важным свойством, которое делает ее очень гибким механизмом регулирования управленческого процесса. Дело в том, что субсидиарность может не только препятствовать деятельности Евросоюза, но также и побуждать его к принятию мер, в том числе и по вопросам, выходящим за пределы его исключительной компетенции.
Не случайно принцип субсидиарности представляется в виде «двустороннего меча», действовать которым можно в обоих направлениях, т.к. он является гарантией защиты полномочий государств-членов и в тоже время позволяя Союзу расширять свои полномочия в целях повышения эффективности своей деятельности.
С этим свойством принципа субсидиарности непосредственно связана еще одна его роль в укреплении интеграционных структур. Принцип субсидиарности может служить своеобразной системой «сдержек и противовесов», которая не позволяет интеграции затронуть те аспекты, на которые она не должна распространяться, что, в свою очередь, препятствует развитию дезинтеграционных процессов.
Таким образом, субсидиарность - это определенный способ построения системы власти ЕС, противоположный принципу централизации, который господствовал в большинстве стран Европы со времен абсолютизма.
Принцип субсидиарности предполагает, что принятие политических решений должно быть максимально приближено к гражданам, т.е. каждый высший уровень власти является субсидиарным или дополняющим по отношению к нижестоящиму. Другими словами, политическая организация Европейского Союза строится снизу вверх, а не, наоборот.
Следовательно, применительно к Европейскому Союзу принцип субсидиарности следует воспринимать, как принцип управления ЕС, позволяющий Союзу определять его исключительную компетенцию, а также действовать в соответствии с основными целями и задачами государств-членов Союза.
Являясь инструментом интеграции на основе сохранения самобытности, принцип субсидиарности, в то же время, предоставляет гарантию против опасности повышения роли отдельных интеграционных объединений, когда определенный государственный институт, партия, само государство становятся самоцелью, т.к. принцип субсидиарности действует и по горизонтали, укрепляя гражданское общество и по вертикали, формируя политическую систему в целом.
Поэтому использование принципа субсидиарности в системе управления Евросоюза всеми структурными элементами европейского сообщества является гарантией незыблемости его демократических устоев…
Профессор Александр Гусев в интервью журналу «Европейский Союз» 04.04.2015 года