По мнению The Washington Post, экспорт российской идеологии в Европу позволяет говорить о том, Россия рассчитывает на союз с европейскими правыми партиями ради того, чтобы укрепить свои позиции в Европе. Более того, на майских выборах в Европарламент партии правого толка резко усилились и по результатам голосования могут создать в Европарламенте монолитный блок, выступающий против дальнейшей централизации управления Евросоюзом.
Напомню, что национально-ориентированные партии выступают категорически против усиления роли наднациональных объединений в Европе.
Прежде всего, речь идет о Европейском союзе и НАТО.
По мнению правых, Евросоюз отобрал у европейских народов право распоряжаться своей внутренней политикой, а НАТО - внешней.
Поэтому многие правые партии настаивают на выходе своих стран из состава этих организаций, причем такие настроения характерны и для богатых, и для бедных государств.
Первые не хотят "кормить" всю Европу, а вторые считают, что могли бы лучше разобраться со своими проблемами, если бы в их дела не вмешивались разные "доброжелатели".
Разрыв отношений с НАТО и Евросоюзом становится все более популярной идеей в среде избирателей, разочарованных политикой евросоциалистов, христианских демократов, технократов и других толерантно-либеральных партий, любящих проводить эксперименты над своими соотечественниками.
Кроме правых, политику Европейского союза критикуют так называемые евроскептики, т.е. партии и отдельные политики, считающие, что ради стабильного развития их страны необязательно должны подчиняться Брюсселю. В широком смысле слова, правых тоже можно отнести к евроскептикам, хотя надо отметить, что не каждый евроскептик разделяет взгляды умеренных националистов. Среди противников космополитической Европы есть и либералы, и демократы, и социалисты, и анархисты, и "зеленые", и либертарианцы, и представители многих других политических течений.
Следует отметить, что европейские правые крайне положительно относятся к России. Многие лидеры европейских партий, не представленных во власти, восхищаются решительными действиями России в Крыму и на Украине.
Например, Ханс-Кристиан Штрахе, руководитель австрийской "Партии свободы", сообщил, что, по его мнению, референдум в Крыму является абсолютно законным волеизъявлением народа, и должен быть признан со стороны США и Европейского союза, а президента России Ханс-Кристиан считает интересным политиком и правильно мыслящим государственником.
Альберт Гардин, лидер венецианской организации "Правительство Венето", предложил России стратегическое партнерство. "Правительство Венето" выступает за предоставление одноименному региону независимости от Италии. Не меньшую активность проявляет итальянская партия "Лига Севера", которая настаивает на создании североитальянского государства. Ее представители побывали в Крыму в середине марта и, более того, стали наблюдателями на местном референдуме.
О готовности заступиться за выбор крымчан заявила и венгерская партия "Йоббик". Митинг ее сторонников под лозунгом "Крым - России, Закарпатье - Венгрии" состоялся 28 марта 2014 года возле здания Министерства иностранных дел. При этом популярность партии неуклонно растет. Так, на недавних парламентских выборах "Йоббик" получил 20,5% голосов избирателей, значительно улучшив результат 2010 года - 16,7%.
Лидер болгарской партии "Атака" Волен Сидоров выступает категорически против введения санкций в отношении России и обещает, что если София введет ограничения против Москвы, болгарские националисты начнут работу над свержением правительства.
Но, пожалуй, наиболее важным для России и Европейского союза является мнение, высказанное Марин Ле Пен - лидером "Национального фронта" Франции. Дело в том, что у Марин есть все шансы стать следующим президентом Пятой республики, поэтому ее словам пресса уделяет особое внимание. Марин Ле Пен сообщила, что результаты референдума в Крыму не вызывают никаких сомнений. По ее словам, "народ, живший в страхе, бросился в объятия родной страны". Крым был в составе Украины всего 60 лет, а это очень маленький период в истории.
Национальный фронт под руководством Марин Ле Пен пользуется у французских избирателей все большей популярностью. По итогам недавних муниципальных выборов, представители фронта стали мэрами в 13 относительно крупных городах Франции. Общее количество муниципальных депутатов Национального фронта составляет 1381 человек, т.е. этого хватит, чтобы сделать Марин участником грядущей президентской гонки.
По закону, кандидат в президенты должен собрать 500 подписей мэров и депутатов. В 2012 году у Национального фронта было всего 475 представителей в местных органах власти, что помешало Ле Пен принять участие в избирательной кампании.
Профессор Александр Гусев в интервью журналу "Европейский Союз" 31.052014 года