Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
29 января 2015
6806

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Анализ и прогноз сценариев развития МО и ВПО до 2021-2024 годов и далее

Main podberezkinin8

Характер современных военных конфликтов будет резко отличаться от прошлых[1]

И. Ерохин, военный эксперт

... проблемы с исследованием содержания военного
конфликта, родились не на пустом месте[2]

Ю. Балуевский, М. Хамзатов, военные аналитики


Анализ и прогноз сценариев развития стратегической обстановки (СО), международных и внутренних войн и конфликтов имеет как много общего, так и специфического. Вот почему в первой главе предполагается рассмотреть наиболее общие черты развития сценариев СО, войн и военных конфликтов, а также выделить специфику анализа и прогноза СО, рассмотрев специфику войн и военных конфликтов в последующих главах.

Стратегическая обстановка (как конкретное состояние участников ВПО в конкретный период времени в ходе конкретного военного конфликта) - один из наиболее трудных предметов исследования в силу именно своей практически абсолютной конкретики. Ситуация многократно осложняется субъективностью оценок. В связи с чем возникает вопрос о самой возможности анализа СО, а тем более его стратегического прогноза. Когда же речь идет о сценариях будущих СО, то существующий субъективизм становится той трудностью, преодоление которой представляется невозможным.

Тем не менее задачи стратегического планирования, стоящие перед всеми властными структурами, неизбежно заставляют задумываться о таких сценариях и возможности их прогнозирования. Думается, что в самой постановке таких задач есть определенные разумные основания, которые нивелируют в определенной степени неизбежный субъективизм. Иначе говоря, во-первых, сама постановка задачи предполагает некую возможность ее решения. А, во-вторых, практические потребности оборонного строительства будут неизбежно требовать построения различных сценариев развития СО.

Очевидно, что у человечества накопился определенный опыт построения сценариев развития СО в долгосрочной и среднесрочной перспективе. По сути дела любой серьезный план войны это сценарий сознательного формирования СО. Так, Ганнибал, планируя нападения на Рим, изначально исходил из нескольких возможных вариантов, из которых самый естественный и простой - движение через юг-Сицилию и южную Италию. Но он выбрал другой вариант, который предусматривая не только концентрацию войск в Испании, но и переход (в т.ч. слонов) через Альпы, т.е. "северный маршрут".

В современную эпоху генеральные штабы всех армий так или иначе обязаны заниматься разработкой самих различных сценариев развития СО, которые систематизируются как по своим масштабам, продолжительности, участникам, используемым ВиВТ и т.д. Собственно эти сценарии и созданные на их основе документами и должны лежать в фундаменте военного планирования, которое являет предметом пристального внимания.

[3]

Как видно из рисунка С.П. Белоконя, сценарии развития СО являются фактическим обоснованием для военного планирования. Но не только. Если говорить о том, что нация и страна уже находятся в состоянии войны (как сегодня Россия), то это военное планирование должно происходить в условиях военного времени. Признание фактического состояния ведущейся против нас сетецентрической войны - критически важно, ибо совершенно по-иному формирует условия, в которых развивается современный сценарий СО.

Можно привести в качестве иллюстрации несколько аналогий. Допустим, обратимся к довоенной истории СССР, где четко просматриваются три периода и соответствующие им сценарии развития страны и СО. Сегодня, говоря о современной СО, мы можем выбрать любой из них:

Первый период. Первый сценарий СО (1929-1938 гг.). - Индустриализация, проходившая в относительно мирных условиях, но потребовавшая национальной мобилизации.

Второй период. Второй сценарий СО (1939-1941 гг.). - Милитаризация и прямая мобилизация ресурсов страны.

Третий период. Третий сценарий СО (1941-1945 гг.). - Военная мобилизация всех ресурсов страны в целях войны.

С точки зрения ведущийся в то время против СССР вооруженной борьбы, можно говорить о том, что СО характеризовалась периодическими конфликтами в первый период периодическими войнами (с Японией, Польшей, Финляндией) - во второй период и полномасштабной войной в третий период. В любом случае общими чертами СО всех трех периодов были:

- вооруженные конфликты и войны;

- мобилизация экономики;

- мероприятия в области госуправления и т.д.

Для современной России вполне уместна аналогия с первым периодом развития СО в СССР, когда против страны велась силовая политическая, экономическая, информационная борьба, периодически дополнявшаяся вооруженными конфликтами и угрозой войны со всех стратегических направлений.

При этом следует сразу же оговориться об относительной условности существующих понятий, в том числе основных, таких например, как: "стратегическая обстановка", "война", "военный конфликт" и т.п., которое вызвано не только традиционной разницей в их определениях, но и той стремительной эволюцией, которую они претерпевают в XXI веке. Так, на Западе появилось множество попыток дать определение "психологической войны", "медийной войны", "правовой войны"[4] и т.п., которые вполне обоснованы, по мнению ряда российских экспертов, и совершенно не обоснованы, - по мнению других, полагающих, что война - это вооруженное насилие.

Спор, однако, не столько в терминах и понятиях, а в конкретных действиях, вытекающих из этого спора. Если в 90-е годы было модным утверждать, что России "никто не угрожает" (что было записано даже в первом варианте Концепции национальной безопасности), то правящие либералы соответственно делали выводы о том, что нет нужды ни в ВС, ни в ОПК. Последствия - известны.

Сегодня речь идет о двух противоположных точках зрения, разделивших элиту и экспертное сообщество. Согласно первой, традиционной, современные сценарии СО необходимо разрабатывать на случай будущих войн.

Другая точка зрения, к которой придерживаюсь я, заключается в том, что сетецентрическая война против России уже идет. И она идет по западному сценарию. К сожалению успешно. А у нас нет такого действующего сценария, т.е. национальной стратегии в условиях войны. Разница, как видим существенная. Также как и прогноз развития этих сценариев: в первом случае это будут мирные и военные сценарии СО, а во втором - только военные. Что, к сожалению, целиком соответствует сегодняшней действительности.


_____________________________________

[1] Ерохин Е. Проблемы и направление оборонного и военного строительства в России. 1999. 20 декабря.

[2] Балуевский Ю.Н., Хамзатов М.М. Глобализация и военное дело // Независимое военное обозрение. 2014. 12 августа.

[3] Белоконь С. П. Обоснование основных направлений строительства и развития военной организации Российской Федерации на долгосрочный период. М. 2013. С. 5.

[4] Более того, в военной науке КНР эти взгляды были даже официально утверждены. См.: China`s Military & the U.S.-Japan Alliance in 2030 // Carnegie Endowment. 2013. P. 317.

 

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован