Эксклюзив
01 июля 2012
7369

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Формирование НЧП в современных условиях должно происходить при сознательном участии государства,...

Национальный человеческий потенциал: нынешняя реальность


И связано это... не с тем, что в обществе
формируется заказ на присутствие
представителей спецслужб во власти,
а так просто складываются обстоятельства[1]

Д. Медведев


Формирование НЧП в современных условиях должно происходить при сознательном участии государства, ибо только оно способно мобилизовать необходимые ресурсы. Как показывает практика, иностранные инвестиции не идут в области, определяющие качество НЧП.

В этом-то, как раз, и заключается проблема. Формирование элиты и программы, способной модернизировать страну, должно происходить не "так просто", не из-за "обстоятельств, а по социальному заказу общества, тех его слоев, у которых есть мотивация для развития страны и модернизации.

И во многом по инициативе и под сознательным воздействием руководства страны. Власть может и должна влиять на общество, в т.ч. стимулируя создание и развитие таких социальных слоев и групп сознательным, целенаправленным созданием для этого всех необходимых условий. Этого пока не видно. Если власть определила стипендию в 1500 рублей для очного аспиранта (т.е. цену месячного проездного билета), то невозможно ожидать ни массового, притока желающих, ни тех, кто захочет остаться в науке. И "обстоятельства" тут совершенно не причем. Соответственно и результат. Точнее - его отсутствие.

И наоборот. Беспрецедентные усилия Китая по наращиванию научно-технического потенциала, предпринятые в последние 15 лет, дают весьма впечатляющие результаты. По словам редактора сборника Национального научного фонда США (NSF) Рольфа Леминга (Rolf Lehming), мы впервые сталкиваемся с ситуацией, когда в какой-либо стране расходы на науку 10 лет подряд стабильно растут более чем на 20% ежегодно. Результаты этих усилий отражаются в стремительном росте таких ключевых показателей, как доля ВВП, выделяемая на науку и образование, число выпускников высших учебных заведений и производство наукоемкой продукции. Никаких признаков замедления роста пока не наблюдается. Китай уже догнал США по количеству научных работников: в обеих странах сегодня работает почти по полтора миллиона ученых. Примерно столько же их в странах Евросоюза. Быстро растет число ученых также и в других восточноазиатских странах, особенно в Южной Корее, Тайване и Сингапуре. В России, напротив, наблюдается снижение числа научных работников: в 1995 году их было около 600 000, а сейчас осталось лишь около 450 000. В Китае каждый год число ученых возрастает почти на 9%, а в России - снижается на 2%.

Из 45 стран с наиболее развитой наукой только в двух - России и Украине - количество публикуемых статей из года в год не растет, а снижается. По числу научных публикаций Китай уже поднялся на второе место, уступая только США, а Россия опустилась на позорное 14-е. За последние 15 лет нас обогнали по числу публикаций не только Китай, но и Италия, Испания, Южная Корея, Индия, Австралия и Нидерланды; на пятки наступают Тайвань и Бразилия. Всё это очень печально, особенно если учесть, что чем меньше остается в стране активно работающих ученых, тем разреженнее и беднее научная среда и тем ниже шансы для каждого отдельного ученого добиться чего-то путного в науке[2].

Россия так и не перешла ни в области идеологии, ни в области госуправления, ни в экономике к признанию приоритета интеллекта и человеческого потенциала, в т.ч. социального, а в более широком смысле - жизни человека. В качестве одной из основных угроз, кстати, это признается и в концепции МЭРа. Хотя, следует заметить, что за 2006-2007 годы кое-что сделано в этом направлении. Однако общую тенденцию изменить не удалось: Россия все первое десятилетие нового века по уровню развития человеческого потенциала занимала место в седьмом десятке государств[3].

Ежегодно в докладе ООН "Состояние развития человека" публикуется индекс развития человеческого потенциала. Как пишут авторы доклада за 2006 год, этот индекс "оценивает возможность долгой и здоровой жизни (измеряется показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении), получения образования (измеряется уровнем грамотности взрослого населения и охвата населения начальным, средним и высшим образованием) и поддержания достойного жизненного уровня (измеряется показателем дохода по паритету покупательной способности - ППС)". В последнем докладе эксперты ООН России отвели 65-е место (из 177), признав "человеческое развитие" в ней "средним". На 64 - строчке - Ливия, а на 66-й - Македония.



На самом деле ИРЧП в России не дает полного представления, ибо является среднеарифметическим индексом регионов, где ситуация заметно, даже радикально, отличается друг от друга. Так, региональный ИРЧП г.Москвы (0,896 - в 2005 г. и 0,907 - в 2006 г.), как и все его составляющие, вполне сопоставим с соответствующими показателями развитых стран. Если же в качестве противоположного примера взять Республику Тыву, то ИРЧП (в основном из-за показателей душевого дохода и продолжительности жизни) будет составлять 0,671 и 0,691 за 2005-2006 годы соответственно[4].






Важный вывод, который следует из приведенных данных, заключается в том, что Национальный человеческий капитал это не просто средний показатель региональных ИРЧП и сопутствующих показателей, а производный от них.

Иначе:



Другими словами, увеличить НЧП можно только увеличив региональные потенциалы. Как в судовождении, здесь действует принцип: скорость каравана судов определяет самое медленное судно.

Соответственно требуется и распределение ресурсов, точнее - перераспределение ресурсов со стороны государства. Если лидерам рейтинга может быть достаточно административной, институциональной и фискальной поддержки, то аутсайдерам - целенаправленная помощь из федерального центра.

Важно заметить, что НЧП региона может стать агрегированным показателем эффективности деятельности регионального руководства, где основные элементы ИРЧП уже не раз апробированы. Роль Росстата - существенно возрастает. Он должен стать президентской структурой.

Рассмотрим ситуацию с национальным человеческим потенциалом конкретнее. Так, основная проблема и одна из ведущих критериев оценки НЧП - демографический. Известно, что с 2005 года В. Путин, а затем и Д. Медведев целенаправленно занялись решением этой проблемы. В результате наметились безусловно положительные изменения, которые, во-первых, свидетельствуют о том, что власть может положительно повлиять на ситуацию, если того захочет (хотя в 90-е годы многие неолибералы твердили, что эта негативная динамика - "естественна"), а, во-вторых, что этих усилий очевидно недостаточно. Как видно из приводимых ниже данных, Россия остается в отрицательной зоне, хотя естественная убыль населения и сокращается[5].



Главная перемена 2006-2007 годов в этом вопросе - переход по всем трем направлениям развития человеческого потенциала к политическим декларациям и формулированию среднесрочных задач. Что дало определенные результаты - рост рождаемости, сокращения смертности, как тенденция, стали фактом 2007 года. Хуже с жизненным уровнем и образованием, где практические результаты менее заметны, хотя отрицать их невозможно.

Величина прожиточного минимума
в среднем на душу населения, рублей

Величина прожиточного минимума, в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в ред. Федеральных законов от 27.05.2000 N 75-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации[6].

Взять хотя бы выступление Д. Медведева на экономическом форуме в Санкт-Петербурге в июне 2007 года, где он изначально заявил о том, что "главная цель деятельности нашего государства - развитие потенциала человеческой личности". Можно признать, что в 2006-2007 годы во многом благодаря реализации нацпроектов, тема развития потенциала человеческой личности с трудом, но пробивала себе дорогу. И на заседаниях правительства, и в выступлениях президента РФ, в высказываниях ведущих политиков и чиновников она постепенно становилась в эти годы ведущей темой. Но пока еще так и не стала.

Простой, очень условный, но показательный пример. В вульгарном смысле этого слова человеческая жизнь оценивается самими россиянами в 3 млн рублей (по исследованиям "Росгосстраха"), т.е. примерно в 100 000 долл., а в США, "средняя стоимость жизни" оценивается в 2 630 000 долларов, т.е. в 26,3 раза выше[7]!

На мой взгляд, если бы не только активы отечественных корпораций, но и жизнь рядового гражданина России была бы реально оценена, то и требования к власти, ее политике были бы значительно более конкретны. Так, снижение смертности от травматизма на 10 тыс. случаев в год, вело бы к росту дохода (что является абсолютно реальным) государства и общества на 26 млрд долларов. Те же критерии можно было бы соотнести и к смертности от других несчастных случаев - убийств, ДТП и т.д.

Такой подход обеспечил бы, во-первых, реальное, конкретное целеполагание в стратегии развития страны, во-вторых, повышение эффективности госуправления на всех уровнях, а, в-третьих, решения главной стратегической задачи - сбережение нации.

Напомним о той реальной ситуации, которая сложилась к 2007 году в этой области. По оценкам экспертов Общественной палаты, "... поколение детей лишь на 60% замещает поколение родителей, страна ежегодно теряет 700-800 тыс. человек. Начиная с 1992 г. смертность в России устойчиво превышает рождаемость. За 14 лет (1992-2005 гг.) разница между количеством родившихся и количеством умерших в России составила более 11,1 млн человек. Абсолютная убыль населения (с учетом 5,3 млн въехавших мигрантов) составила за этот период около 5,8 млн (около 400 тыс. человек в среднем за год). Данные последних лет демонстрируют нарастание масштабов убыли населения, за 2000-2005 гг. - около 700 тыс. человек в среднем за год.

Сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности приведет к тому, что численность населения нашей страны к началу 2025 г. может составить 123 млн человек, сократившись на 20 млн"[8].

Заявления на этот счет президента РФ реальной политикой пока подкреплены мало, хотя даже внимание к ней привело к снижению смертности и росту рождаемости уже в первой половине 2007 года. Исполнительная власть по-прежнему ориентируется на устаревшие макроэкономические критерии и показатели, которые давно перестали быть определяющими для стран-лидеров экономического развития. Примечательно, что даже Президент РФ В. Путин, заговорив в сентябре 2005 года о роли человеческого потенциала, поставил этот приоритет в зависимость от макроэкономических показателей.

Вместе с тем, еще раз повторю, нельзя не заметить, что ситуация стала меняться в 2006-2007 годах. Толчок (дополнительный, главный, но не единственный) дало послание В. Путина 2006 года. Как справедливо отметил в марте 2007 года С. Глазьев, "хоть и с большим запозданием, но лед тронулся - мы уходим от примитивной политики вульгарного либерализма к политике развития...>>[9]. Заметна динамика и правильная направленность движения, но сколько потребуется времени, чтобы практически отказаться от "вульгарного либерализма", - это пока еще ясно будет после формирования правительства 2012 года.


_________________

[1] Сванидзе Н., Сванидзе М. Медведев. СПб.: Амфора, 2008. С. 225.

[2] Мировая статистика научно-технического развития: Китай рвется вперед, Россия сдает позиции [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://allkotlas.ru/poslednie-novosti. 27.01.2010

[3] Лавров А., Иваницкий А. Лучший ВВП на всю "восьмерку" // Газета. 2007. 15 августа. С. 11.

[4] Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации. 2008. Россия перед лицом демографических вызовов. М. 2009. С. 198-201.

[5] Естественный прирост населения. Российская Федерация [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://statiufo.biz/ HTML/WIFI/4025A2043L/

[6] [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.statinfo.biz/HTML/M1F14023A2616L1.aspx

[7] Вардуль Н. В какую сторону течет время // Газета. 2007. 10 мая. С. 10.

[8] Национальная программа демографического развития. Общественная палата Российской Федерации (проект). 2007. Февраль. С. 3-4.

[9] Глазьев С. Не играть на чужой свадьбе // Политический журнал. 2007. N 9/10. С. 11.


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

01.07.2012

www.nasled.ru

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован