Сокращение числа библиотек (не такое уж и значительное) вызвано двумя причинами: сокращением сельских библиотек и развитием интернета.
При этом заметно, что даже в условиях жесткого социально-экономического кризиса заметно выросла доля лиц с высшим образованием (с 19,9% в 1995 году до 29,0% - в 2009 году), т.е. и в этой области объективно креативный класс, точнее - его социальная база - расширялась.
К сожалению, этот потенциал мало был использован. Что хорошо видно на примере инновационных товаров и услуг по отраслям деятельности, хотя и здесь обращает внимание динамика внедрения в отдельных отраслях (выделяются, например, химическая и транспортная отрасли).
В этой связи встает, острая проблема использования созданного креативного потенциала, превращения его в фактор развития. Что зависит прежде всего от эффективности управления государством и обществом.
Реализация идеи "Большого скачка" потребует, прежде всего, сознательного формирования целого социального слоя креативного класса со стороны государства и общества, а главное, - сознательного допуска представителей этого класса к государственному и местному самоуправлению: "Люди познания, обучения и созидания определяют положение страны в мировом сообществе в эпоху бурного развития технологий"[16]!
То есть одновременно правящая элита должна сама стимулировать развитие креативных социальных групп, решая экономические и социальные задачи, и продвигать эти группы во власть, решая политическую задачу. Но элита этого-то как раз и не хочет. И не делает. Понятно почему: в современной России власть это синоним денег, а так как деньги - главный приоритет элиты, то и власть она никому не отдаст. Кто же отдаст добровольно деньги?
Подобная острая постановка проблемы, да еще и в условиях кризиса, выглядит угрожающей и несвоевременной, но я уверен, что, не начав двигаться по этому пути, т.е. не повышая качество госуправления и управления экономикой и обществом, мы не сможем не выйти из кризиса, ни тем более развиваться опережающими темпами. И не выходим. Только имитируем такой выход.
Такой целенаправленной государственной политики "внедрения во власть" до сих пор не было (речь не идет о политических декларациях В. Путина и Д. Медведева о стремлении увеличить долю среднего класса до 60% и даже 70% и своевременном выступлении В. Суркова 28 ноября 2008 года в поддержку среднего класса на Форуме "Стратегия-2020". Эти политические сигналы так и не превратились пока в реальную государственную политику). Без такой политики "само по себе" изменение в качественном развитии России произойдет недопустимо медленно. Иными словами, проблема (количественная) роста экономики и (качественная) развития экономики России - это проблема не столько экономическая, сколько социальная, а в конечном счете политическая. Она выражается в простой формуле: "Власть - креативному классу".
Изучая политические волнения 1950-1960-х годов, Хантингтон отмечал, что ускорение развития экономики и общества часто приводит к переворотам, революциям и путчам. Это можно объяснить, утверждал ученый, несоответствием имеющихся институтов закрытого общества стремлению молодого и активного поколения к участию в политической жизни страны. Главной силой, борющейся с существующим режимом, в подобных обществах оказываются не беднейшие из бедных, а развивающийся средний класс. Это стало нормой в последние десятилетия.
Сказанное справедливо по отношению и к Тунису, и к Египту. В обеих странах в последние десятилетия отмечается существенный социальный прогресс. Составляемый ООН Индекс развития человеческого потенциала (интегральный показатель состояния здоровья, уровня образования и доходов в странах) за период с 1990 по 2010 год вырос в Египте на 28%, а в Тунисе - на 30%. Доля горожан резко выросла. Протесты в этих странах возглавила образованная, технически грамотная и национально ориентированная молодежь из среднего класса. Похоже, что это ждет и Россию.
Хантингтон подчеркивал дестабилизирующий потенциал новых социальных групп, жаждущих участия в политической жизни. Раньше людей мобилизовали газеты и радио. Сегодня их побуждают к действию мобильные телефоны и социальные сети. Пример Норвегии поразителен. В июле 2011 года за один день в 4-х миллионной стране на демонстрацию вышли сотни тысяч людей. "Организатором" которых выступил Интернет.
Первые эксперименты с "кадровыми событиями" и "тысячами" убеждают, что элита пока что не готова заниматься этой проблемой. Для того чтобы только начать двигаться в этой области, необходимы как минимум следующие условия:
- во-первых, необходим исходный материал для выбора, то, из чего, собственно, надо выбирать. Этот "материал" должен представлять достаточно большой массив информации о десятках и сотнях тысячей людей;
- во-вторых, этот "материал" должен оцениваться публично и гласно, т.е. он должен быть доступен каждому гражданину, например, в Интернете;
- в-третьих, должны быть утверждены критерии, по которым отбираются такие кандидаты. Ну, например, А. Кузнецов предлагает ориентироваться на "образ нового государственного деятеля России", а сама процедура состояла бы из трех этапов:
1. Письменное предварительное испытание и конкурс резюме, в которых предъявляется жизненный путь претендента и его успешность в один из самых тяжелых периодов существования России.
2. Трехэтапное конкурсное испытание - персональные задания, умение работать в команде, ситуация противоборства и отстаивание своей программы действий.
3. Специализированный конкурс отобранных кандидатов по занятию конкретной должности[17].
Сегодня ничего подобного нет. Нет ни критериев, ни исходного материала, ни тем более понятных аргументов в пользу назначения того или иного чиновника. Хуже - в обществе сложилось убеждение, что назначения "продаются", а кадровая политика заключается в том, чтобы "поставить своих людей на деньги". Другими словами, в качестве главных критериев отбора действуют коррупционные схемы. Которые, естественно, могут привести только к такой же коррупционной и неэффективной политике.
Без креативного класса эти задачи не решаемы. Необходимо понимать, что при сохранении нынешней государственной и социальной политики по отношению к креативному классу (точнее - ее отсутствия) качественных изменений в российской экономике, политической и социальной системе ждать придется долго. Наверное, более 15-20 лет. Не случайно В. Сурков заметил по этому поводу осенью 2008 года: "Инновационная экономика - это не столько, собственно, про экономику, сколько про людей. Важно, чтобы все, кто на это способен, смогли проявить свои таланты, и тогда инновационная экономика и модернизированное общество будут построены естественным путем"[18].
Вопрос в том, что внешние и внутренние обстоятельства могут не дать России такой временной ресурс. События на Кавказе в августе 2008 года показали, что за небольшим региональным конфликтом скрываются глобальные цели: ограничить влияние России на её территории, а затем, вероятно, и ослабить, и дезинтегрировать страну.
Кавказский кризис оказался весьма показательным. С одной стороны, он продемонстрировал, насколько далеко может пойти Запад в отношении России: от консолидированной внешней и информационной политики до угрозы санкций, военных демонстраций и откровенных попыток изолировать Россию.
С другой стороны, этот же кризис продемонстрировал ограниченность возможностей России, прежде всего информационных. Оказалось, что у России нет не только глобальных информационных ресурсов, но и элементарных средств информирования мировой общественности. Хуже - нет идеологии (как системы взглядов и идей), в рамках которой можно было бы проводить последовательную и долгосрочную информационную политику хотя бы вовне. По сути дела, против России была развязана откровенная и циничная информационная война. Война, которую Россия проиграла.
Тем важнее сегодня сделать правильный прогноз относительно будущего России. На мой взгляд, он очевиден: изменения в соотношении сил в мире, угроза военных конфликтов, стремление внешних сил дестабилизировать внутриполитическую ситуацию в стране, а возможно, и угроза дезинтеграции России - все эти факторы при сохраняющемся качественном разрыве в развитии могут привести к развалу России и потере ею суверенитета уже в среднесрочной перспективе.
Логика современного развития достаточно проста, и я о ней уже говорил выше. Повторю еще раз применительно к теме этого раздела, используя выдержки из статьи А.В. Барышевой: "Знания изменяют и экономику, и технологии, и человека, и социум. Непосредственно знания количественно оценить невозможно, для этого используются оценки косвенные - 80% ВНП развитых стран составляют знания. Это значит, что доля продукции и услуг, произведенных в сфере высоких технологий и информации, в общем объеме производства составляет 80%. Знания измеряются также рыночной стоимостью решений (технологических, социальных, организационных, управленческих), получаемых с их помощью. Например, 80-90% стоимости современного автомобиля приходится на воплощенные в нем знания. На долю новых знаний, воплощенных в технологиях, оборудовании и организации производства развитых стран, приходится 80-95% прироста ВНП. Капитализированная стоимость компании может в десятки раз превышать балансовую за счет высокой стоимости интеллектуального капитала в ее активах - рынок оценивает капитал, воплощенный в знаниях, выше, чем капитал в материальной форме...>>[19]
Иными словами, любая развитая экономика - это экономика знаний, на которую приходится до 95% прироста ВВП. И эта тенденция не просто сохранится, но и укрепится. Соответственно носители этих знаний и навыков уже стали движущей силой экономики. Кроме того, они уже изменили социальную структуру общества. Просто наша элита этого не видит.
Далее А.В. Барышева справедливо делает вывод: "О формировании к началу XXI века нового класса, или страты, новой общности людей, социальной категории, творческой элиты, писали Э. Тоффлер, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, В.Л. Иноземцев, Р. Флорида. В.Л. Иноземцев считает, что сформированная новая элита призвана стать господствующим классом общества и экономики знаний, и определяет его как социальную общность людей, воплощающих в себе знание и информацию о производственных процессах и механизмах общественного прогресса в целом. Новая элита наделена способностями контролировать и направлять процессы, диктуемые логикой технологического прогресса. Таким образом, творческий потенциал сегодня является движущей силой хозяйственного развития и его детерминантой, основным источником конкурентных преимуществ. Но одновременно творческий потенциал превратился в источник власти, что создает сложные коллизии в обществе, возможности напряжения и раскола"[20].
Добавлю, что творческий потенциал - это пока что только потенциальный источник власти, но не сама власть. Власть в России пока что принадлежит финансово-бюрократической элите. И в этом - главная причина наших неудач в экономике и в социально-политической сфере. Особенно важно определиться с понятием "бюрократия" применительно к современной России. Можно согласится с суждением Н. Федоренко, которая охарактеризовала российскую бюрократию следующим образом:
1. Государственная бюрократия как институт власти в ее современном виде начала формироваться в 90-е годы. Сегодня она представляет собой иерархически и социально организованную группу людей, наделенных властными полномочиями по осуществлению государственной политики, удовлетворяющих требованиям современного менеджмента, характерного для рыночной экономики.
2. В 1990 году общая численность работников, занятых в системе органов государственной власти, насчитывала 663 тыс. человек, в 2002 году - 1140,6 тыс. (1,8% занятого населения). В среднем на 1 тыс. российских граждан приходится 8 чиновников, которые трудятся в органах государственной власти и местного самоуправления. Следует заметить, что разброс этого показателя по регионам весьма значителен: в 20 субъектах Федерации он равен среднему по стране, в 19 - несколько выше, достигая 10 человек (в районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера). Крайние значения зафиксированы в Эвенкийском АО (58 бюрократов на 1 тыс. человек) и в Республике Ингушетия (4 человека). В 2005 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, только численность гражданских госслужащих без "обслуживающего персонала" составила 1,316 тыс. человек.
3. В нынешних условиях сильная государственная бюрократия становится чуть ли не единственным фактором успешных преобразований в стране. Без ликвидации управленческих дисфункций государственной бюрократии невозможно создать предпосылки для экономического роста, становления подлинной демократии. Симптоматично, что бюрократия является реальным претендентом на занятие более высоких позиций - политическая элита в нашей стране рекрутируется преимущественно из чиновничьего аппарата. Однако социальное поле меняется, во все большей степени человеческий капитал становится определяющим фактором не только развития экономики, но и двигателем модернизации политической системы[21].
Третий вывод, безусловно, требует комментариев. Прежде всего государственная бюрократия и элита (символично совпадая по численности) - отнюдь не одно и то же. К элите можно отнести лишь небольшую часть бюрократии, тех, кто реально может принимать решения и влиять на их реализацию. По моим наблюдениям, их не более 5% от всего числа госслужащих. Остальные 95% - простые исполнители, наемные работники, полностью зависящие от своих начальников. А некоторые даже - представители креативных слоев.
Также важно подчеркнуть, что госслужащие как "служивое сословие" стали опорой государства и власти после кампании по развалу государства и его институтов, развернутой в конце 80-х и 90-х годах XX века. Именно они возродили государство в начале первого десятилетия XXI века. Но они же стали во многом и причиной его стагнации в 2005-2011 годах.
Наконец, именно государственные служащие (как входящие в элиту, так и вне её) постепенно стали объективным препятствием для развития креативного класса. Элита - потому, что не хочет делиться властью, а остальные 95% - потому, что вынуждены подчиняться исполнительской дисциплине и исключать любые проявления творческой активности как в своей среде, так и за ее пределами. Просто потому, что система управления требует этого.
И здесь обнаруживается новая тенденция: человек начинает заменять суверенитет государства, а НЧП - общества. Происходит конфликт между государством и личностью, ликвидировать который может только развитие НЧП, заменяющего государства, прежде всего национальных институтов социального потенциала как важнейшей части НЧП. Если этому сознательно не содействовать, то конфликт по линии "государство-личность" может принять неуправляемый характер. Как это намечается в Европе. "Экономическая сила, которая в свое время содействовала суверенитету отдельных государств, сегодня действует в противоположном направлении, создает угрозу их независимости. Национальные границы становятся все более прозрачными и все менее значимыми с экономической точки зрения, это создает новую политическую угрозу для развития национального государства и для утверждения национальной демократии. - Пишет М.И. Данилова. - "Вместе с исчезновением национальной идеи как очевидной, наглядной и доступной пониманию идеологической основы в Западной Европе в центр внимания ставится индивид, его личностный потенциал и его собственный интерес"[22].
______________________
[1] Пляйс Я.А. Россия в поисках новой элиты // Мир и политика. 2010. декабрь. N 12(51). С. 71.
[2] Закатнова А. Привычка к инновациям // Российская газета. 2011. 10 марта. С. 2.
[3] Вллерстайн И. Конец знакомого мира: социология XXI века / пер. с англ. под ред. В.И. Иноземцева. М.: Лотос, 2004. С. 5.
[4] Хангельдиев И.Г. Информационное общество и концепция креативного класса. Доклад на международной конференции "Информационное общество и личность XXI века". Анапа, 23 сентября 2006 г.
[5] Готово ли российское общество к модернизации? С. 38.
[6] Савиных А. Время халявы прошло // Известия. 2011. 27 мая. С. 3.
[7] Фомченков Т. WiFi поплыл // Российская газета. 2011. 27 мая. С. 5
[8] См., например: Подберезкин, А. Коровников А. Россия и глобализация. М.: Финансовый контроль. 2003. С. 50-58.
[9] Пляйс Я.А. Россия в поисках новой элиты // Мир и политика. 2010. Декабрь. N 12(51). С. 71.
[10] См.: Подберезкин А. Качество личности как новая идеологема и национальный приоритет // Приоритетные национальные проекты - идеология прорыва в будущее: сб. / сост.: А.И. Иванов [и др.]. М.: Европа. 2007. С. 77.
[11] Окара А. Креативный класс как партнер государства // Независимая газета. 2009. 22 декабря. С. 3.
[12] Межуев Б., Черняев А., Куркин Н., Павлов А. Интеллектуальный класс и перспективы российской модернизации. 30 марта 2011 г. [Эл. ресурс]. URL:http://www.russ.ru/pole/
[13] Там же.
[14] Никонов В. Три года Медведева // Известия. 2011. 11 марта. С. 6.
[15] Российский статистический ежегодник 2010. М.: Росстат. 2010. С. 138.
[16] Магаршак Ю. ...И спи спокойно // Время новостей. 2007. 29 марта. С. 4.
[17] Кузнецов А. Опубликована первая сотня кадрового резерва Президента России. 13 сентября 2008 г. [Эл. ресурс]. URL:http://www.kommentarii
[18] Сурков В. Динамичное развитие России невозможно без новых эффективных людей. 10 сентября 2008 г. [Эл. ресурс]. URL:www.viperson.ru
[19] Барышева А.В. Экономика знаний - что это значит. 18 декабря 2009 г. [Эл. ресурс]. URL:http://www.nest-expert.ru
[20] Там же.
[21] Федоренко Н. Стратификационные признаки российской бюрократии. [Эл. ресурс]. URL:http://www.chelt.ru/2008/5-08/fedorenko-508
[22] Данилова М.И. Политика образования в условиях глобальной конкуренции. 7 марта 2011 г. [Эл. ресурс]. URL:http://www.viperson.ru
Алексей Подберезкин - профессор МГИМО
08.12.2011
www.allrus.info