Эксклюзив
Подберезкин Алексей Иванович
26 сентября 2014
5139

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Измерение соотношения сил между различными центрами силы в мире в XXI веке

Main podberezkinin4a

... Москва и Пекин уже сейчас разрабатывают планы
военно-политического союза - альянса, который
драматически может изменить соотношение сил в мире[1]

А. Розэ, журналист


В основе реалистичности любых сценариев развития международной обстановки (МО) лежит общность или противоречие интересов локальных цивилизаций и стран, реализованная в некой внешнеполитической стратегии, основанной на реальном соотношении сил - политических, экономических, финансовых, военных иных. Именно реализация той или иной внешнеполитической стратегии, основанная на реальном соотношении сил в мире, является адекватной политикой, которая создает допустимые рамки для правящей элиты в принятии тех или иных решений.

Таким образом мы вновь возвращаемся к известному рисунку, описывающему политический процесс, но уже с точки зрении возможного сценария развития МО, который основывается на противоборстве разных локальных цивилизаций и их соотношения сил.



Как видно из рисунка, базовые ценности и интересы локальной цивилизации лежат в основе всей политики. Их масштабы, сроки, способы реализации зависят прежде всего от ресурсов и возможностей, внешних условий и эффективности управления правящими элитами. Но в основе всего, все-таки, лежит система ценностей и национальные интересы, что, кстати, еще раз доказали события на Украине 2013-2014 годов.

Таким образом неизбежно следует вывод о том, что в условиях развития многополезности и противоборства локальных цивилизаций важнейшим ресурсом становится ресурс цивилизационной идентичности, готовности защищать интересы локальной цивилизации. Что, кстати, также стало очевидным в ходе событий на Украине. Вот почему замеры общественного мнения (идентичности, патриотизма и т.д.) могут показать реальное соотношение сил между локальными цивилизациями, зависящее не только от объемов ВВП и государственной мощи, но и от национальной самоидентификации.

[2]

При этом было давно уже замечено, что сомнение в действительном соотношении сил, как правило, провоцирует конфликт. И наоборот: уверенность, например, что "государства А" определенно сильнее / слабее "государства Б" делает конфликт бессмысленным.

Именно поэтому очень важно знать реальное соотношение сил в мире, диктующее правящим кругам образ поведения и выбор средств в реализации своей внешнеполитической стратегии. Так, если предположить, что "государство А" стремится распространить свой контроль над всей Евразией (это его объективный и субъективный интерес / потребность), то, естественно, возникает вопрос о том, какие ресурсы у него имеются и какие ресурсы могут быть противопоставлены для противодействия реализации этой идеи. В самом простом виде эта мысль наглядно иллюстрируется на примере соотношения военных сил, в частности, ВМС в АТР.

[3]

Другой пример - соотношение ВМС гитлеровской Германии и союзников во время Второй мировой войны (1944 г.) в Атлантике показывает абсолютное превосходство в соотношении сил союзников:

- по подводным кораблям;

- авиации

и превосходство Германии в подводном флоте

[4]

Одновременно объяснялось, что с середины 1943 по середину 1944 года доля военного производства в интересах ВМС Германии снизилась с 9,% до 5,:%, что предопределило успех высадка союзников в Нормандии и изменение ВПО в Европе в 1944 году.

Очень важно понимать, что процессы изменения в соотношении сил должны тщательно оцениваться, избегать инерционности в подходах. Так, в связи со стагнацией и кризисом 2008-2012 годов в США и в ряде развитых стран возникло неверное убеждение, что эти государства перешли в стадию устойчивой стагнации, что совершенно неверно. Во-первых, потому, что масштабы и качество их экономик все еще существенно превосходят другие государства, а, во-вторых, потому, что относительно других стран мира на развитие идет достаточно устойчивыми темпами и "списывать" США с роли лидера - рано. Как видно из ниже приводимых данных, ежегодные темпы роста экономики США в 2013-2016 годы оцениваются более 3%, что для такой крупной и современной экономики означает достаточно быстрый рост потому, что 1% прироста ВВП равен 12-15% прироста ВВП России[5].



В настоящее время наблюдается стремительный процесс вычленения отдельных самостоятельных центров силы в мире из просуществовавшей некоторое время однополярной системы, в основе которого лежат, в свою очередь, процессы изменения экономических, финансовых, демографических (и, как следствие) политических и военных сил. Это ведет к неизбежному переформатированию все МО уже в ближайшем будущем и коренному изменению в долгосрочной перспективе. На рисунке это процесс изменения МО можно изобразить следующим образом принимая внимание историческую МО и конкретность ее социально-политического характера.







Можно привести конкретный пример, проделанный группой международных исследователей под руководством А. Агеева и Г. Менша (Германия) и Р. Мэтьюза (Великобритания), в котором дается "оценка ретроспективного, текущего и прогнозного статусов интегральной мощи государства осуществляется в модели стратегической матрицы по девяти базовым факторам[6]. Изначально следует оговориться, что в целях стратегического планирования, предусматривающего целеполагание, прогнозирование, планирование и программирование, оценки всех этих и других факторов имеют исключительно важное значение[7]:

1) система государственного и общественного управления;

2) территория;

3) природные ресурсы;

4) народонаселение;

5) экономика;

6) культура и религия;

7) наука и образование;

8) вооруженные силы;

9) внешняя политика (геополитическое позиционирование).

Сравнение цивилизаций, коалиций и государств по этим показателям в принципе дает основание для выводов относительно соотношения сил между существующими центрами силы в мире. При этом их сравнение не должно быть механическим, что признают в принципе авторы: "Последовательность факторов в модели стратегической матрицы не отражает их иерархии. Значения факторов, описывающие территорию, природные ресурсы, население, культуру и религию, определяют потенциал развития государства. Факторы реализации имеющегося потенциала охватывают переменные групп "экономика", "наука и образование", "вооруженные силы" и "внешняя политика". Фактор управления является подсистемой управления в группировке всех компонентов интегральной мощи"[8].

Такой констатации мало. Влияние различных факторов государственной мощи проявляется не только по-разному, но и в разное время. Так, в XXI веке решающим фактором мощи государства становится не только численность граждан (народонаселение, как у авторов), а его качество, которое с 1990 года измеряется индексом развития человеческого потенциала ИРЧП[9].

В настоящее время этот показатель стал ведущим при определении государственной мощи и от него зависят:

- темпы прироста ВВП;

- качество экономики;

- наукоемкость и т.д., а в военной области:

- качество личного состава ВС;

- качество управления ВС;

- качество и эффективность использования ВиВТ.

Соответственно, одни факторы обнаруживают сравнительно меньшую, другие - сравнительно большую амплитуду изменений. К первым относятся территория, природные ресурсы, население, ко вторым - внешняя политика и синтезирующий все эти элементы фактор управления, который находится в зависимости от качества лидерства и эффективности системы государственного управления, а также от того, насколько она скоординирована с корпоративным и общественным управлением[10], - справедливо полагают авторы. В частности, факторы, обладающие "большой амплитудой" изменений - масштабы финансирования внешнеполитической и военно-политической деятельностью. Эти масштабы отнюдь не безграничны и колеблются в определенных пределах (как правило, от 1% до 7% ВВП),однако в абсолютных величинах могут представлять большую разницу. Например, расходы США в 2000-2010 годах выросли в 2 раза (с 350 до 700 млрд долл. / или на 350 млрд долл.

[11]

Использование многофакторной модели позволяет судить об устойчивости государства, рассматриваемого как большая система. Чрезмерное развитие одних факторов при существенном отставании других создает риски дестабилизации системы. Идеальная модель жизнеспособного государства - многогранник, вписанный в круг, с равномерным и по возможности максимально развитым уровнем факторов его мощи.

Для графической интерпретации получаемых результатов используется энниаграмма - окружность с вписанным в нее девятиугольником (рис.). Графическое отображение многофакторной модели позволяет наглядно продемонстрировать стратегическую траекторию трансформации государства на заданном временном отрезке. Каждый из используемых частных параметров оценивается коэффициентом относительной важности и сопоставляется с другими параметрами[12].

В различные периоды у стран возникает потребность в ускоренном развитии. При этом государство должно идти на форсированную эскалацию значений отдельных факторов с целью формирования импульса развития. Но и здесь желательным состоянием остается достижение на более высоком уровне баланса факторов с компенсацией при необходимости низких значений одних факторов более высокими показателями других. Функции управления в этом случае отводится ключевая роль мобилизации ресурсов страны для достижения амбициозных целей ускоренного, прорывного развития. Тогда решение задачи требует разработки эффективной стратегии активизации факторов, обеспечивающих реализацию сценария ускоренного развития: экономики, науки и образования, внешней политики[13].





Сознательное форсирование динамики развития системы невозможно без общественного согласия в отношении целей и механизмов реализации стратегии ускоренного развития. В этом контексте культурно-духовная сфера общества играет ключевую роль в обеспечении успеха любых реформ, нацеленных на модернизацию страны.

Значения всех факторов и составляющих их переменных соотнесены со специальными критериальными шкалами. Они определяют уровень развития государства в диапазонах значений "сверхдержава", "великая держава", "региональная держава", "малое государство". Каждый из базовых факторов рассматривается в соответствии с нечеткой четырехзначной топологической шкалой, численные значения которой находятся в диапазоне от 1 до 10 (табл.)[14].


___________________________

[1] Розэ А. Запад недооценил дружбу России и Китая // Российская газета. 2014. 25 марта.

[2] Национальная идентичность и будущее России. Доклад Международного дискуссионного клуба "Валдай" / http://vid1.rian.ru/ig/valdai/doklad_identichnost_RUS_ISBN.pdf. С. 69.

[3] http://www.thejakartapost.com/files/images2/naval strength (the korea herald).jpg

[4] Боевые действия в Атлантике в 1944 г. Соотношение сил / http://www.protown.ru/information/hide/5343.html

[5] Confinued recovery, but downside risks have increased Nordic Outlook. Economic Research Auqust 2014. P. 5.

[6] Глобальный рейтинг интегральной мощи 100 стран. Доклад-2012 к обсуждению. 3-е издание, переработ. и дополн. - М.: Международная Академия исследований будущего, Институт экономических стратегий, 2012. С. 4.

[7] Федеральный закон от 29.08.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

[8] Глобальный рейтинг интегральной мощи 100 стран. Доклад-2012 к обсуждению. 3-е издание, переработ. и дополн. - М.: Международная Академия исследований будущего, Институт экономических стратегий, 2012. С. 5.

[9] Подберезкин А.И. Идеология русского социализма / Человеческий капитал. Т. I. М.: МГИМО(У). 2012.

[10] Глобальный рейтинг интегральной мощи 100 стран. Доклад-2012 к обсуждению. 3-е издание, переработ. и дополн. - М.: Международная Академия исследований будущего, Институт экономических стратегий, 2012. С. 5.

[11] Доклад национального разведывательного совета США. "Контуры мирового будущего". 2004 / http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=2087

[12] Глобальный рейтинг интегральной мощи 100 стран. Доклад-2012 к обсуждению. 3-е издание, переработ. и дополн. - М.: Международная Академия исследований будущего, Институт экономических стратегий, 2012. С. 5.

[13] Глобальный рейтинг интегральной мощи 100 стран. Доклад-2012 к обсуждению. 3-е издание, переработ. и дополн. - М.: Международная Академия исследований будущего, Институт экономических стратегий, 2012. С. 5.

[14] Глобальный рейтинг интегральной мощи 100 стран. Доклад-2012 к обсуждению. 3-е издание, переработ. и дополн. - М.: Международная Академия исследований будущего, Институт экономических стратегий, 2012. С. 6.

 

 

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован