Эксклюзив
26 мая 2012
10270

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Образ России в решающей степени зависит в XXI веке уже не от политики государства и ее дипломатии, а от результатов и инициатив творческого класса...

Образ России креативный класс и либеральная идеология

... инновационная экономика основана на эффективном
использовании "человеческого капитала[1]

Т. Добрынина, В. Севостьянов

Вечная историческая борьба совершается в политической,
религиозной, философской или какой-либо иной идеологической области[2]

Ф. Энгельс


Привлекательный образ России в решающей степени зависит в XXI веке уже не от политики государства и ее дипломатии, а от результатов и инициатив творческого класса. Прежде всего достижений в науке, культуре, образования, бизнесе, имеющих мировое и конкурентоспособное значение. Например, конкурентоспособность университетов, которая является ключевым показателем не только в образовании, но и в целом, но НЧК среди ведущих стран.

Но прежде всего следует оговориться, что я понимаю под понятием "креативный класс" в данном случае[3] просто потому, что в 2011-2012 году в части российского общества воспринята точка зрения, в соответствии с которой креативный класс это те недовольные деятели науки и культуры (а чаще - "преферансисты"), которые выходили на протестные акции.

Это совершенно не соответствует действительности. Ядро креативного класса составляют ученые, деятели культуры и образования, творческая часть бизнеса и госслужащих, а в целом - бюджетники, - которые еще не только сохранились в России, но и формируют ее интеллектуально-духовный потенциал. По ряду оценок, это до 30 млн человек, а не та тонкая прослойка конферансье, которая претендует на это социальное определение. Как справедливо заметил писатель Виктор Топоров, характеризуя поведение этого социального слоя за последние десятилетия, "Я помню этих людей полвека назад: они ходили на Райкина и повторяли потом его шуточки как свои. Они писали книги и снимали фильмы, держа кукиш в кармане. Они перехватывали друг у друга заказную работу, жен и путевки: умри ты сегодня, а я завтра. И да, они стучали друг на друга, о чем сейчас и пишут романы (как, допустим, Людмила Улицкая), все они или почти все друг на друга, а уж тем более друг на врага постукивали.

Я помню этих людей четверть века назад: они провозгласили себя прорабами перестройки. Они жгли партбилеты, но не дипломы о научных степенях и ученых званиях, полученных благодаря членству в партии; они рвались на Запад - девушками по вызову за сто баксов в тамошние университеты, но соглашались и на Корею. Они приезжали в Мюнхен, продавали икру и водку и становились в очередь на выступление на "Свободе". Они дружно отреклись от М.С. Горбачева (которого презрительно оттолкнули и сейчас) - и столь же дружно "легли" под Ельцина... Они благословили расстрел парламента. Они объявили (тогда), что не нужна стране демократия, что Россия для демократии не созрела, а нужен России, оказывается, с диктаторскими полномочиями президент-демократ"[4].

Сами по себе эти люди занимают ничтожное положение в обществе и экономике (по оценке директора ВЦИОМ В. Федорова, они заплатили в бюджет в 2011 году 0,3% всех налогов)[5], но претендуют на представительство всего креативного класса.

Во многом этот образ предопределяется и личными качествами элиты страны и темы нравственными императивами и нормами, которые эта элита (и особенно ее творческая или деловая часть) руководствуется у себя в стране и за рубежом. Так, известный и успешный финансист У. Баффет, не только передал обществу десятки миллиардов долларов (чему последовал в России только В. Потанин), но и предложил пересмотреть налоговое законодательства в сторону его увеличения на доходы сверхбогатых (увеличив собственное налогообложение с 17% до 30%)[6].

В ХХ веке сложилось мнение, что образ страны можно искусственно создавать с помощью государственных институтов. Это было правдой. И на это направлялись огромные ресурсы. И не только СССР и США, но и других стран, инвестировавших в свой "национальный бренд" - государство.

В XXI веке ситуация стала стремительно меняться. "Пиар", т.е. теле- картинка уже стали не столь эффективны, потому, что "казаться" перестало быть тождественным "быть" из-за массового проникновения Интернета и социальных сетей. Соответственно значение пользователей этих сетей и Интернетом в формировании образа государства стало стремительно расти. Иногда один видеоролик, размещенный в сетях, наносил больше вреда, чем полнометражный фильм, показанный по нескольким телеканалам.

Наметилась и ясная тенденция сокращения влияния парламентских партий, с одной стороны, и усиления влияния институтов гражданского общества, с другой. Во многом это объясняется более быстрой реакцией, таких институтов, чем инерцией (а порой и неадекватностью) парламентских партий. Как справедливо заметил лидер "Правого дела" А. Дунаев после встречи партийных лидеров с президентом Д. Медведевым, "На меня эта встреча произвела удручающее впечатление - я увидел, насколько далеки от реальности представители парламентских партий"[7].

Другая сторона вопроса - качество тех, кто производит и потребляет эти Интернет-продукты, т.е. прежде всего качество национального человеческого потенциала. Поэтому общий вывод для России, применительно к XXI веку, таков: будущий образ России формируется прежде всего определенными (креативными) социальными группами и доминирующей в идеологии частью элиты. Это могут (и бывают в разное время) быть самые неожиданные сочетания, которые, как показывает российская история, оказывают огромное влияние на политику России. От И. Грозного до М. Горбачева и В. Путина мы видим насколько сильна роль личности и ее окружения в истории России, как иногда представляемые слабыми социальные группы становятся движущей силой реформ, революций и социальных катастроф. Что и показала "арабская весна" и протесты в России в 2011 году. Похоже, что правящая элита России пока недооценивает численность среднего класса в России, его влияние и роль в социальной политике. Так, говоря о 15-20% - доля среднего класса в населении страны - можно, конечно, твердить о незначительной роли, ставить задачу его роста на будущее, но сегодня пора уже понимать, что не этими процентами определяется его роль в экономике и политической жизни страны. Например, рост числа пользователей автомобилями почти в 5 раз за последние 20 лет говорит о том, что основные проблемы, связанные с автотранспортом, становятся прежде всего проблемами среднего класса[8].



Пробки на дорогах, недовольство "мигалками" и прочим барством российской элиты, - уже стали острой социально-политической проблемой, за которой стоит активная часть среднего класса.

Вот и сегодня, говоря о модернизации страны, воображая себе будущий облик России, необходимо четко представлять кто будет двигателем этого процесса. Сегодня эту волю Д. Медведева и В. Путина к инновационному развитию представляют в основном управленцы-исполнители, преимущественно профессиональные чиновники, не объединенные по сути ничем, кроме своей "вертикали подчиненности". Между тем будущий образ России должен стать прежде всего идеологическим продуктом, национальной идеологией модернизации, продвигаемой конкретной социальной группой - творческим классом.
По сути, в 2007-2012 годах Россия стояла перед таким же идеологическим выбором, перед которым она стояла в 1917 году и в конце 1980-х годов, когда были сделаны неверные идеологические и политические выводы из очевидной потребности в модернизации страны и общества. Прежде всего, игнорирующие приоритеты развития национального человеческого потенциала и его институтов. Что привело к стагнации, потере национальной самоидентификации. И в первом, и во втором случае есть конкретные виновники - западники - либералы.

У нации не было сверхидеи, идеологии и даже сколько-нибудь привлекательной стратегической модели развития. Отсюда - утрата ценностных ориентиров, рост коррупции, потеря управляемости "Прагматизм" политики объективно противоречил национальному характеру, ориентированному на решение сверхзадач - ГОЭЛРО, пятилетки, первыми в космосе, достижению военно-стратегического равновесия и т.д., без чего немыслимо идеологическое лидерство. Как писал А. Блок,

"И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль"[9].

Рост разочарования в 2009-2011 годы был вызван, на мой взгляд, не столько кризисом и его последствиями, а отсутствием у нации внятной стратегической перспективы и планов развития. В конечном счете - идеологии.

Это отчетливо проявилось в 2012 году. Уместно привести мысль В.Никонова относительно февраля 1917 года, которая адекватно отражает не только ту историческую ситуацию, но и вполне подходит к описанию нынешней ситуации в России: "Нигде в мире интеллектуалы ("мы") так не противопоставляли себя власти ("они"), как в России. Распространению подобных настроений способствовала и сама власть, не подпускавшая интеллигентов к административной деятельности (впрочем, они и сами к этому мало стремились), что превращало их в антисистемную силу. Интеллигенция не думала о том, чтобы улучшить, модернизировать государственный строй, - она стремилась его свергнуть. Прогресс, демократия представлялись не как результат эволюционного развития и реформаторских усилий, а как естественное для человека состояние, стремление, реализации которых мешает только одно - самодержавный строй.

Большое значение для мировоззрения российской интеллигенции, которое в основе своей было если не западническим, то космополитичным и беспочвенным, имела трансплантация на русскую почву некритически заимствованных идей французских просветителей XVIII века и немецких материалистов XIX века. Западные абстрактные теории, интересные только самим философам, в России становились руководством к действию"[10].

Эти же "абстрактные теории" в 90-е годы XX века привели к крупнейшему социально-экономическому кризису в России, демографической катастрофе и развалу государства. Сегодня это, кажется, признается уже большинством. И не только в России. Но это одна часть правды. Другая же заключается в том, что, отрицая чужие идеологии ("абстрактные теории"), неизбежно придется опираться на свою, "доморощенную", ту, над которой заранее, изначально уже иронизируют отечественные интеллектуалы-западники. Что отчетливо проявилось в 2012 году: власть по-прежнему игнорировала, либо презрительно относилась к идеологии, ее интеллектуальному обеспечению. Это неизбежно сказывалось на практической политике, которой очевидно не хватало стратегии. "Прагматизм", ставший идеологией В. Путина и Д. Медведева, таким образом отрицал содержательно-стратегический подход. Что немедленно обнаруживалось и остро ощущалось. Так, по справедливому замечанию политолога И. Фомина, "... СССР был разрушен не на полях сражений, а прежде всего на смысловом и идейном уровне... "Путин и теперь проигрывает в первую очередь на информационно-идеологическом поле, к работе с которым наша власть традиционно относится высокомерно-презрительно или в лучшем случае невежественно. И крайне симптоматично, что в статье, посвященной вопросам национальной безопасности, этому на сегодняшний день важнейшему смысловому, идеологическому, интеллектуально-информационному ее аспекту не посвящено ни слова.

Поэтому ключевая проблема материала, на мой взгляд, - понимание национальной безопасности в основном только как военно-технической проблемы, игнорирование действительно стратегических, политических, идеологических аспектов этой проблемы"[11].

Но если нет внятной идеологии и стратегии, то нет и внятного представления о будущем образе России. И не будет. А это, в свою очередь, означает, что не будет и внятного стратегического целеполагания и планирования. Не будет и внятного и точного распределения национальных ресурсов.

В который уже раз мы пытаемся заимствовать не только чужие философские концепции, но и идеологические приоритеты, опираясь на ошибочные представления о роли интеллигенции и творческого класса, их взаимоотношения с властью. Происходит смещение понятий: общий, критический настрой интеллигенции по отношению к власти, прежде всего властной элите, характерный во все времена, в российских условиях превращается в противопоставление творческого класса государству и остальному обществу. Чего на самом деле нет "Ядро" креативного класса - ученые, преподаватели, работники здравоохранения - имеют мало общего с тем, что называют креативным классом либеральные СМИ - верхушку деятелей культуры и искусства. И это расхождение стало в 2012 году реальной политической проблемой, с которой столкнулась власть. Как справедливо заметил ректор МГИМО(У) А. Торкунов, "Для решения этих задач важно осмыслить привычные представления о роли интеллигенции в современном российском обществе. Российская интеллигенция, во всяком случае ее часть, всегда любила отстраняться от власти. Такая отстраненность считалась залогом беспристрастности, без которой не может быть подлинного знания, справедливости и мудрости, хранителем и носителем которых интеллигенция себя представляла"[12].

Либеральный подход "отстраненности", даже противопоставления интеллигенции государству, ее вечной оппозиционности - злой рок, который не раз в истории России приводил к потрясениям. Особенно явно в феврале 1917 года и в конце 80-х годов ХХ века.

Отдельная тема - качество креативного класса. Реформы 80-х и 90-х годов фактически привели к сокращению, даже исчезновению его массовой социальной основы - профессиональных ученых, инженеров, деятелей культуры, - а из новых профессий. "Ядро" креативного класса заменили лица свободных профессий. Как правило, появившиеся в последние два десятилетия. По замечанию Л. Григорьева, "... он стал формироваться не из представителей интеллигенции - врачей, учителей, инженеров, ученых, деятелей культуры, которые просто обнищали и вынуждены были либо кормить себя занятиями вроде челночной торговли, либо уезжать в эмиграцию.

Здесь надо учитывать, что если родину от бедности покидал комбайнер, то в другую страну он мог приехать шофером. Если же эмигрировал интеллигент с определенным уровнем образования, с неплохим начальным знанием языка, да еще и обладающий способностями к социальной адаптации, умеющий учиться и переучиваться, то он в конце концов вписывался в чужую модель государства человеком, способным конкурировать на рынке достойных вакансий.

Поэтому и случился этот очень сильный отток нашей прослойки с далеко идущими негативными последствиями для России"[13].

"Отстраненность от власти части интеллигенции в советские годы стала отстраненностью и от государства (подч. - А.П.) - подчеркивает А. Торкунов. - С тех пор многое изменилось. 1990-2000-е годы показали, что без эффективного государства в условиях российской жизни сложно обеспечить человеку и свободу, и справедливое воздаяние за его труд, и даже безопасность. Наша политическая система - все еще в стадии становления, она остается хрупкой"[14]. Эти же годы показали, что государство без национального самосознания превращается в бюрократический, а, нередко, антинациональный институт. В 2011-2012 годах антинациональность части интеллигенции проявилась в ее антигосударственной и антиобщественной форме, хотя в действительности проблема глубже - именно антинациональная позиция интеллигенции, которая во многом перестала идентифицировать себя с системой национальных ценностей, национальными и государственными интересами России.

"Творческий класс" с которым стала себя ассоциировать антинациональная часть интеллигенции, превратился в ту самую либеральную общественную силу, которая в феврале 1917 года уничтожила Россию. Повторилось то, что произошло не только в истории России, но и современной истории Молдавии, где "в числе традиционных ценностей, подлежащих переоценке, оказались нормы молдавского языка и молдавская графика. Идеология румынизма была выработан не в Молдавии и Валахии, а в австрийской провинции Трансильвания, где валахи жили на подчинённом положении"[15].

"Интеллигент не может не играть особой роли в укреплении демократических основ и суверенитета России. Это не только эмоциональная, психологическая и этическая базы фундаментальности для тех, кто занимается общественными науками. Это универсальный угол зрения, метаметодология производства знаний, способных не только объяснить противоречия русской жизни, но и найти пути их преодоления"[16].

Приходится признать, что не только философские и идеологические заимствования становятся модой, но и, как следствие, модели социально-экономического развития, способы решения проблем, стоящих пред обществом и государством. Между идеологическими заимствованиями и поведением элиты, процессом принятия решений наблюдается самая прямая, непосредственная связь. И, наоборот, опыт производственной и коммерческой деятельности (менеджеризм") пытаются перенести (особенно в России первого десятилетия) в государственную и общественную деятельность. Как правило, из этого ничего путного не выходит - менеджеры, приглашенные во власть оказываются неэффективными управленцами, а часто просто жуликами. Но тенденция такая существует. Как справедливо замечает Г. Сорина, "многие современные производители каких-то обыденных товаров и услуг, а вовсе не интеллектуальных продуктов, претендуют на то, что они не просто продают эти товары и услуги, но предлагают целую философию жизни, т.е. взгляд на мир и свое место в мире. Более того они предлагают инструменты изменения мира, в качестве которых как раз и выступают, с их точки зрения, рекламируемые ими товары и услуги. Новый мир, по их мнению, должен быть наполнен множеством предлагаемых ими предметов. При этом каждый человек индивидуально должен решать, насколько выстроенный другими мир соответствует его мироощущениям и мировоззрению, насколько этот мир достижим для него и т.д. Подобный подход к обыденности является, с одной стороны, своеобразным основанием для нового витка прагматической интерпретации философии, с другой - для построения различных философских концепций обыденности во множестве ее прагматических и семиотических контекстов"[17].

Нынешние модели политического устройства и идеологии, существующие на Западе, в России почему-то считаются по-прежнему идеальными и универсальными, а их критика (если такая и есть) касается лишь отдельных, частных аспектов (хотя и на Западе есть немало критиков). Типичный пример такого подхода дается во введении к работе "Концепции и определения демократии. Антология", где автор, известный политолог, пишет: "В настоящее время либеральная демократия остается наиболее эффективной моделью экономического и политического развития. Однако еще в 1920-е годы немецкий философ Освальд Шпенглер предупреждал: попытки механически пересадить на германское общество англосаксонские порядки в момент, когда в Германии идет напряженная борьба различных групп, приведут к тому, что демократия разорвет тело нации"[18].

Признавая за неолиберальными демократиями "наибольшую политическую и экономическую эффективность", автор изначально уходит от ответа на вопросы о необходимости и возможности существования более эффективных и современных моделей. Он умалчивает, что либеральные модели совершенны для узкого круга избранных развитых стран, паразитирующих, по сути, на отсталости остальных. Так, по оценке специалистов Международного института исследований экономического развития, 90% всех мировых богатств находятся в странах Северной Америке (34%), Европе (30%) и "Азиатских тигров" (24%). При этом два процента населения владеют более половиной всех мировых богатств[19].

Профессор Гарвардского университета Роберт Бэрроу так суммировал результаты своих исследований этой проблемы: "Мысль о том, что демократия необходима для экономического роста, также неверна, как и утверждение, что бедным странам непременно нужна диктатура, чтобы вырваться из бедности. Для страны со слабыми институтами "развитие демократии менее важно, чем укрепление правопорядка". Наши расчеты и исторический анализ подтверждают его заключение[20].

Наконец, есть и еще более фундаментальные причины. Капитализм и его ведущая идеология - либерализм - отнюдь не вечны. Его идеология, экономическая система, которые развивались на протяжении столетий, к началу ХХI века достигли той точки, где развитие уже может быть прекращено. Или замедлено, как минимум. Что в условиях ускорения мировых темпов развития равнозначно отставанию. И кризис 2008-2011 годов это наглядно показал.


_________________________

[1] Добрынина Т.В., Севостьянов В.Л. Идеологические регуляторы формирования национальной инновационной системы // Мир и политика. 2010. Апрель. N 4 (43). С. 50.

[2] К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. Т.21. С. 259.

[3] Этому вопросу я посвятил специальную книгу: "Креативный класс и идеология русского социализма". См. подробнее: Подберезкин А.И. Национальный человеческий капитал. Т. 3. Идеология русского социализма. М.: МГИМО(У), 2011. С. 599-840.

[4] Топоров В. Против кого дружим, и дружащие против // Известия. 2012. 1 марта. С. 9.

[5] Самарина А., Твердов П. Путин-3 - креативный деструктор // Независимая газета. 2012. 1 марта. С. 3.

[6] Губернато Нью-Джерси: "Уоррен Баффет должен выписать чек и забыть" / Эл. СМИ. "Наследие" 23 февраля 2012 г. /http://www.nasledie.ru

[7] Шкель Т. и др. Полит-совет // Российская газета . 2012. 16 февраля. С. 2.

[8] Грицюк М. За рулем без пива // Российская газета. 2012. 22 февраля. С. 1.

[9] Блок А. Из цикла "На поле Куликовом" / Честь имею, Россия! / Сост. А. Бобров. Из-во: "Фавор", 2010. С. 15.

[10] Никонов В. Мартовские тезисы // Стратегия России. 2007. N 3(39). С. 13.

[11] Фомин И. Тактика без стратегии // Известия. 2012. 21 февраля. С. 9.

[12] Торкунов А. Фундаментальность в общественных науках // Независимая газета. 2007. 7 декабря.

[13] Григорьев Л. Средний класс - от учителя до менеджера // Независимая газета. НГ-сценарии. 2012. 27 марта. С. 9.

[14] Торкунов А. Фундаментальность в общественных науках // Независимая газета. 2007. 7 декабря.

[15] Букарский В.В. В кн.: Восточная политика Румынии в прошлом и настоящем (конец XIX - начало XX вв.). М.: РИСИ, 2011. С. 264.

[16] Торкунов А. Фундаментальность в общественных науках // Независимая газета. 2007. 7 декабря.

[17] Сорина Г.В. Принятие решений как интеллектуальная деятельность / 2-е изд. М.: Канон+, 2009. С. 15.

[18] Концепции определения демократии. Антология. М.: КомКнига. 2006. С. 42.

[19] Полтерович В., Попов В. Демократия без материализма // Коммерсант. 15 декабря 2006. С. 8.

[20] Доброхотов Р. Мировая олигархия // Новые Известия. 2006. 7 декабря. С. 3.


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

26.05.2012

www.nasled.ru

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован