Эксклюзив
24 апреля 2012
4251

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: ... Предпринимаемые властью шаги сделать задачи формирования новой низкоуглеродной экономики и повышения устойчивости социально-экономической системы страны одним из приоритетов национального развития...

Усилия России по переходу к низкоуглеродной экономике и возобновляемым источникам энергии

Объем скопившихся в России опасных отходов превысил 30 млрд тонн[1].

Д. Медведев

На протяжении последних десятилетий центр тяжести экологической
дипломатии уверенно сместился к проблеме изменения климата[2].

Т. Авдеева


Сегодня уже не вызывает сомнений "тесная связь проблемы изменений климата со стратегиями развития. В первую очередь речь идет о традиционной энергетике, потому что именно она является главным эмитентом парниковых газов от сжигания ископаемого топлива. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), для удержания концентрации СО2 в атмосфере на неопасном для климата уровне (450 частей на миллион) странам фактически необходимо совершить экологическую и энергетическую революцию, пройдя пик использования углеводородных носителей не позднее 2020 года и перейдя впоследствии на преимущественно низкоэмиссионные и возобновляемые виды энергетики - газ, чистый уголь, атом, гидроресурсы, ветровую, солнечную, волновую, геотермальную и приливную энергетику. При этом главным средством достижения этих революционных перемен эксперты называют кардинальное повышение энергоэффективности экономики, чтобы в 2050 году производить каждый доллар ВВП, используя лишь половину энергии, необходимой для этого в 2002 году. По оценкам, эти меры могут потребовать до 430 млрд долл. в год дополнительных инвестиций.

Идея низкоэмиссионного развития лежит в основе "Нового зеленого курса" в мировой экономике, провозглашенного ООН в конце 2008 года. Данный курс предполагает переориентацию мирового экономического развития на новую технологическую базу как путь к решению двуединой задачи - оживления экономического роста и противодействия изменениям климата. Развитие низкоуглеродной энергетики и повышение энергоэффективности прекрасно соответствуют долгосрочному стратегическому курсу всех ведущих экономик мира - сократить свою зависимость от импортных ископаемых энергетических источников, при этом обеспечивая свои растущие потребности в энергии"[3].

Предпринимаемые в последние годы российской властью шаги свидетельствуют о желании сделать задачи формирования новой низкоуглеродной экономики и повышения устойчивости социально-экономической системы страны перед прогнозируемыми климатическим изменениями одним из приоритетов национального развития. Этому, в частности, было посвящено специальное заседание Госсовета 9 июня 2011 года, проходившее в нижегородском городе Дзержинске, олицетворяющем в России экологическую катастрофу, где министр природных ресурсов и экологии Ю. Трутнев признал, что для решения первоочередных экологических проблем требуется 200 млрд рублей, а общие расходы оценить "вообще невозможно"[4].

К осени 2011 года Минприроды РФ подготовило пакет из шести законопроектов об улучшении системы защиты окружающей среды и о ликвидации экологического ущерба.

В их числе, в частности, закон о защите морей от нефтяного загрязнения и закон об экологическом мониторинге, предполагающий объединение существующих сейчас 14 видов мониторинга в единую систему. Кроме того, Минприроды подготовило закон об экологическом аудите, о совершенствовании системы нормирования выбросов об экономическом стимулировании переработки отходов и закон об особо охраняемых территориях.

По словам Трутнева, три законопроекта находятся на рассмотрении в Госдуме, два из них уже прошли первое чтение. Еще два законопроекта находятся в правительстве, на их рассмотрение потребуется от одной до трех недель, на еще один законопроект министерству необходимо около месяца.

Президент посоветовал Госдуме быстрее работать с тремя экологическими законопроектами, рассматривая их как приоритетные.

"Хотел бы обратиться к Государственной Думе с предложением все-таки быстрее работать над этими документами, рассматривая их как приоритетные" [5] - сказал Медведев.

Вместе с тем эти законопроекты, по мнению руководителя WWE И. Честина, "просто выхолощены с точки зрения экономически стимулирующих механизмов"[6].

Президент России на заседании Госсовета по экологии также поручил рассмотреть вопрос о ратификации двух международных конвенций, подписанных Россией еще в 90-е годы - "конвенции Эспо" об оценке воздействия на окружающую среду) и Орхусской конвенции (регулирующей доступ к информации об окружающей среде).

Как справедливо заметил президент России Д. Медведев на конференции в Копенгагене, "Россия в настоящий момент является мировым лидером по сокращению эмиссии парниковых газов. На нашу страну приходится половина мировых объёмов сокращений эмиссии за последние 20 лет. И это в существенной степени компенсировало прирост вредных выбросов, наблюдавшихся в других странах"[7].

Значительным шагом стало участие Президента России Д. Медведева в работе Конференции ООН в Копенгагене... Россия занимала на переговорах достаточно последовательную позицию. Президент Дмитрий Медведев на саммите заявил, что Россия готова сократить выбросы парниковых газов к 2020 году на 25%, если считать за базу 1990 год, что обеспечит общее снижение выбросов парниковых газов более чем на 30 млрд тонн за 30 лет с 1990 по 2020 год. Президент сказал о необходимости заключения юридически обязывающего соглашения, всеобъемлющего и базирующегося на принципах справедливости и общей (но дифференцированной в зависимости от уровня развития страны) ответственности.

Также, по мнению Президента, в глобальном соглашении обязательно должна быть учтена роль лесов - основных поглотителей парниковых газов, а также приемлемые условия передачи развивающимся странам современных технологий.

"По мнению РСоЭС, заявленные Президентом цели сокращения выбросов - это безусловный шаг вперед в позиции России, которая до лета 2009 года вообще не озвучивала целей снижения. Но с учетом резкого спада выбросов в 90-е годы прошлого столетия, это обязательство соответствует росту выбросов от уровня сегодняшнего дня более чем на 10%, и не означает принятия существенных мер энергоэффективности. РСоЭС считает, что в период до 2020 года Россия должна, как минимум, удерживать выбросы парниковых газов на предкризисном уровне 2007 года (65% от уровня 1990 года без учета поглощения лесами) и предпринимать действия к снижению выбросов, что означает цель снижения выбросов -35%"[8].

В то же время, очевидно, что это только начало пути, поскольку наша страна в рамках модернизации нуждается в полном обновлении производственной базы с учетом общего износа основных фондов на 70-80% и архаичной коммунальной структуры[9]. Нет уверенности в том, что компании российского ТЭК, образующие сегодня основу экономики и обеспечивающие не менее половины бюджетных поступлений, готовы активно включиться в процесс смены технологической парадигмы несмотря на наличие конкретных корпоративных программ в области энергоэффективности.

Как уже отмечалось выше, в рамках форума "Группы восьми" лидерами ключевых экономик мира было принято решение о совместном снижении выбросов развитыми странами на 80% к середине текущего столетия. Президент России Д. Медведев положительно и очень точно охарактеризовал стратегический смысл подобного намерения наиболее развитых стран мира: "Это, конечно, и амбициозная, и весьма сложная цель, которая может действительно изменить парадигму развития человеческой цивилизации"[10].

Ещё раз подчеркнем, что наша страна в принципе поддерживает подобную цель, но пока определено говорит о намерении снизить эмиссию выбросов к 2020 г. на 15-25% с учетом уже имеющего места сокращения на 30% по сравнению с уровнем 1990 г. Подобная осторожность продиктована необходимостью учета реалий переходного периода и в то же время является приглашением для наиболее развитых стран к активному и взаимовыгодному участию в модернизации российской экономики, технологической базы и инфраструктуры.

Реализация как среднесрочной, так и долгосрочной перспективе национальной цели по сокращению выбросов парниковых газов потребует принятия новых, более жестких мер, которые могли бы повысить энергоэффективность экономики России, и тем самым внести вклад страны в глобальные усилия по смягчению последствий изменения климата.

На долю России приходится примерно 6% выбросов парниковых газов развитых стран. В настоящее время по объемам выбросов она занимает четвертое место после Китая (24%), США (21%) и Индии (8%) или пятое с учетом ЕС (12%). На долю всех этих субъектов мировой политики приходится 71% глобальных выбросов СО2[11].

Основной источник выбросов парниковых газов в России - энергетический сектор, на который приходится более 1/3 совокупных выбросов (36,5%). Второе место занимает добыча угля, нефти и газа (16%), третье - промышленность и строительство (12,9%). 11,6% приходится на сферу землепользования и лесного хозяйства; 7,7% - на транспорт; 5,3% - сельское хозяйство; 10% - другие сектора[12].

Таким образом, наибольший вклад в снижение выбросов парниковых газов в России может внести реализация огромного потенциала энергосбережения. В настоящее время энергоемкость экономики России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для стран ЕС - в 3,2 раза. Потенциал энергосбережения в России оценивается в 39-47% текущего потребления энергии (около 350 млн тонн условного топлива). В основном он приходится на производство электроэнергии, передачу и распределение тепловой энергии, отрасли промышленности и непроизводительные энергопотери в зданиях.

На это обратил внимание Д. Медведев, выступая в Копенгагене в декабре 2009 года: "Глобальная климатическая сделка, о которой мы все говорим в этом огромном зале, где присутствуют практически все государства, существующие на нашей планете, это не звонкий лозунг, а на самом деле реальный шанс для масштабного внедрения чистых, энергоэффективных и низкоэмиссионных технологий"[13].

Согласно прогнозам Минэкономразвития России, 80-85% прироста потребности России в энергии в 2008-2020 гг. должно быть покрыто за счет повышения энергоэффективности экономики страны[14].

До наступления мирового финансового кризиса в период с 1998 года в России происходило устойчивое снижение энергоемкости и "углеродоемкости" ВВП (в среднем около 5% в год). Максимальное снижение энергоемкости ВВП составило 7,5% в 2000 г.

Реализация отраслевой программы энергосбережения в электроэнергетике России уже в первой половине 2000-х гг. привела к улучшению показателей эффективности использования топлива и энергии, начиная с 1999 г. Удельный расход топлива на выработку электроэнергии снизился на 1,8 г/кВт ч, тепловой энергии - на 0,7 кг/Гкал, расход электроэнергии на собственные нужды - на 520 млн кВт ч или на 2,8 %. Общая экономия топлива и энергии только в 1999 г. достигла 3,8 млн т.у.т. (в том числе от реализации программы энергосбережения - 1,2 млн т.у.т.) или 0,02% от общего расхода топлива по сравнению с 1998 г. Сокращение эмиссии СО2 по сравнению с 1998 г. составило 15 млнт СО2/год (в том числе 2,5 млнт СО2/год по программе энергосбережения).

В 2008 году удельная энергоемкость экономики по сравнению c 2007 г. уменьшилась на 4,7%, что позволило при росте ВВП за год на 5,6%, ограничиться увеличением потребления первичных топливно-энергетических ресурсов на 0,6%. По сравнению с 2000 г. при росте ВВП за период на 65,1%, внутреннее потребление первичных энергоресурсов увеличилось на 10,0%.

В последнее время вопросы энергосбережения и энергоэффективности приобрели особую актуальность и вошли составной частью в такие программные документы, как "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года" и "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г."

В условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности отнесено Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год к числу важнейших направлений модернизационной политики Правительства России на ближайшие годы.

Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" поставлена задача снижения к 2020 г. энергоёмкости ВВП Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г., а также обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.

В целях реализации Указа Президента России в 2009 г. предусматривается разработать и принять государственную программу энергосбережения, предусматривающую массовое применение энергосберегающих технологий и использование возобновляемых источников энергии, реализацию энергоэффективных инновационных проектов, в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.

Продолжается разработка проектов федеральных законов "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", "О теплоснабжении", пересматриваются положения Федерального закона "О техническом регулировании".

Реализуются ФЦП "Национальная технологическая база на 2007-2011 гг." и ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.", предусматривающие, в том числе создание и внедрение ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий.

Обеспечивается государственная поддержка научным исследованиям, конструкторско-технологическим разработкам и крупным комплексным проектам, осуществляемым в связи с разработкой и внедрением технологий, способных обеспечить более высокую производительность и эффективность использования энергоресурсов на всех этапах ресурсного цикла, и одновременно с этим снизить негативное антропогенное воздействие на окружающую среду.

В результате намеченных мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению предполагается снизить энергоемкость ВВП по отношению к уровню 2008 г. на 7% в 2010 году и на 15% в 2012 г., обеспечить экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме 41 млн т.у.т в 2010 г. и 45 млн т.у.т. в 2012 г. В соответствии с прогнозом, средневзвешенный удельный расход топлива на отпуск электрической энергии снизится к 2020 г. до 286,1 т.у.т./кВт ч.

Планируется довести к 2011 г. долю полезного использования попутного нефтяного газа до уровня не менее чем 95%. В результате реализации планов по снижению потерь энергоресурсов планируется уменьшить потери углеводородных ресурсов, а также технологические потери в электрических и тепловых сетях на 3-5%[15].

Доля возобновляемых источников энергоресурсов в общем объеме производства первичных энергоресурсов в России пока совсем невелика: 0,1% (без учета древесного топлива, доля которого составляет около 0,3%).

Однако общий потенциал использования в Российской Федерации возобновляемых топливных ресурсов и источников энергии (геотермальной, солнечной, ветровой, океанической, энергии биомассы и др.) огромен. Общий технический потенциал возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России составляет около 4,6 млрд т.у.т. в год, что в 5 раз превышает объем потребления всех топливно-энергетических ресурсов России, а экономический потенциал определен в 270 млн т.у.т., что составляет около 25% от годового внутреннего потребления энергоресурсов в стране[16].

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2005 г. N 653 "О заключении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о гранте Глобального экологического фонда для финансирования подготовки проекта "Российская программа развития возобновляемых источников энергии" предусмотрено развертывание исследований и формирование в России условий для развития потенциала возобновляемых источников энергии. Как ожидается, в 2009 году будет развернута практическая реализация этой программы.

Важным шагом в области развития возобновляемой энергетики в России стало принятие Правительством Российской Федерации Распоряжения от 8 января 2009 г. N1-р "Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергоэффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года". Распоряжением устанавливается, что к 2020 году доля возобновляемых источников энергии в совокупном балансе и потреблении электроэнергии страны (за исключением гидроэлектростанции установленной мощностью свыше 23 МВт) должна составить 4,5% против сегодняшних 0,1%.

Завершается проект TACIS "Возобновляемые источники энергии и реконструкция ГЭС малых мощностей"[17].


_____________________

[1] Климентьев М. Медведев призвал чиновников менять отношение к природе. РИА-Новости. Экология. 2011. 9 июня / http://eco.ria.ru

[2] Авдеева Т.Г. Копенгаген - 2009: провал, успех или момент истины? // Международная жизнь. 2010. N 2.

[3] Авдеева Т.Г. Копенгаген - 2009: провал, успех или момент истины? // Международная жизнь. 2010. N 2. C. 71.

[4] Климентьев М. Медведев призвал чиновников менять отношение к природе. РИА-Новости. Экология. 2011. 9 июня / http://eco.ria.ru

[5] Климентьев М. Медведев призвал чиновников менять отношение к природе. РИА-Новости. Экология. 2011. 9 июня / http://eco.ria.ru

[6] Климентьев М. Медведев призвал чиновников менять отношение к природе. РИА-Новости. Экология. 2011. 9 июня / http://eco.ria.ru

[7] Конференция ООН по проблемам глобального изменения климата / Официальный сайт Президента России. 18 декабря 2009 г. / http://news.kremlin.ru

[8] Итоги климатической конференции ООН в Копенгагене / Эл. СМИ "Российский социально-экологический союз". 5 января 2010 г. / http://www.rusecounion.ru

[9] Никитин А.К., Кабулова О.З. Модель взаимодействия России и Германии по преодолению глобального финансового кризиса / А.К. Никитин, О.З. Кабулова. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. С. 86.

[10] Выступление Президента России Д.А. Медведева на пресс-конференции по итогам саммита "Группы восьми", Италия, Аквила, 10 июля 2009 г. / Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс] http://archive.kremlin.ru/appears/ 2009/07/10/1945_type63377type63380type82634_219455.shtml

[11] Данные Секретариата РКИК ООН, 2006.

[12] Юлкин М.А. по данным секретариата РКИК ООН: Структура выбросов парниковых газов в России / Уральский центр энергосбережения и экологии [Электронный ресурс] http://www.ucee.ru/index.php?main=publication&id=100053

[13] Конференция ООН по проблемам глобального изменения климата / Официальный сайт Президента России. 18 декабря 2009 г. / http://news.kremlin.ru

[14] Изменение климата.ру [Электронный ресурс] http://www.climatechange.ru/ node/55

[15] ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг." / Официальный сайт Федерального агентства по науке и инновациям[Электронный ресурс] http://www.fasi.gov.ru/fcp/compl/

[16] Изменение климата.ру [Электронный ресурс] http://www.climatechange.ru/ node/55

[17] Там же.


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

24.04.2012

www.nasled.ru

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован