Усилия России по переходу к низкоуглеродной экономике и возобновляемым источникам энергии
Объем скопившихся в России опасных отходов превысил 30 млрд тонн[1].
Д. Медведев
На протяжении последних десятилетий центр тяжести экологической
дипломатии уверенно сместился к проблеме изменения климата[2].
Т. Авдеева
Сегодня уже не вызывает сомнений "тесная связь проблемы изменений климата со стратегиями развития. В первую очередь речь идет о традиционной энергетике, потому что именно она является главным эмитентом парниковых газов от сжигания ископаемого топлива. По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), для удержания концентрации СО2 в атмосфере на неопасном для климата уровне (450 частей на миллион) странам фактически необходимо совершить экологическую и энергетическую революцию, пройдя пик использования углеводородных носителей не позднее 2020 года и перейдя впоследствии на преимущественно низкоэмиссионные и возобновляемые виды энергетики - газ, чистый уголь, атом, гидроресурсы, ветровую, солнечную, волновую, геотермальную и приливную энергетику. При этом главным средством достижения этих революционных перемен эксперты называют кардинальное повышение энергоэффективности экономики, чтобы в 2050 году производить каждый доллар ВВП, используя лишь половину энергии, необходимой для этого в 2002 году. По оценкам, эти меры могут потребовать до 430 млрд долл. в год дополнительных инвестиций.
Идея низкоэмиссионного развития лежит в основе "Нового зеленого курса" в мировой экономике, провозглашенного ООН в конце 2008 года. Данный курс предполагает переориентацию мирового экономического развития на новую технологическую базу как путь к решению двуединой задачи - оживления экономического роста и противодействия изменениям климата. Развитие низкоуглеродной энергетики и повышение энергоэффективности прекрасно соответствуют долгосрочному стратегическому курсу всех ведущих экономик мира - сократить свою зависимость от импортных ископаемых энергетических источников, при этом обеспечивая свои растущие потребности в энергии"[3].
Предпринимаемые в последние годы российской властью шаги свидетельствуют о желании сделать задачи формирования новой низкоуглеродной экономики и повышения устойчивости социально-экономической системы страны перед прогнозируемыми климатическим изменениями одним из приоритетов национального развития. Этому, в частности, было посвящено специальное заседание Госсовета 9 июня 2011 года, проходившее в нижегородском городе Дзержинске, олицетворяющем в России экологическую катастрофу, где министр природных ресурсов и экологии Ю. Трутнев признал, что для решения первоочередных экологических проблем требуется 200 млрд рублей, а общие расходы оценить "вообще невозможно"[4].
К осени 2011 года Минприроды РФ подготовило пакет из шести законопроектов об улучшении системы защиты окружающей среды и о ликвидации экологического ущерба.
В их числе, в частности, закон о защите морей от нефтяного загрязнения и закон об экологическом мониторинге, предполагающий объединение существующих сейчас 14 видов мониторинга в единую систему. Кроме того, Минприроды подготовило закон об экологическом аудите, о совершенствовании системы нормирования выбросов об экономическом стимулировании переработки отходов и закон об особо охраняемых территориях.
По словам Трутнева, три законопроекта находятся на рассмотрении в Госдуме, два из них уже прошли первое чтение. Еще два законопроекта находятся в правительстве, на их рассмотрение потребуется от одной до трех недель, на еще один законопроект министерству необходимо около месяца.
Президент посоветовал Госдуме быстрее работать с тремя экологическими законопроектами, рассматривая их как приоритетные.
"Хотел бы обратиться к Государственной Думе с предложением все-таки быстрее работать над этими документами, рассматривая их как приоритетные" [5] - сказал Медведев.
Вместе с тем эти законопроекты, по мнению руководителя WWE И. Честина, "просто выхолощены с точки зрения экономически стимулирующих механизмов"[6].
Президент России на заседании Госсовета по экологии также поручил рассмотреть вопрос о ратификации двух международных конвенций, подписанных Россией еще в 90-е годы - "конвенции Эспо" об оценке воздействия на окружающую среду) и Орхусской конвенции (регулирующей доступ к информации об окружающей среде).
Как справедливо заметил президент России Д. Медведев на конференции в Копенгагене, "Россия в настоящий момент является мировым лидером по сокращению эмиссии парниковых газов. На нашу страну приходится половина мировых объёмов сокращений эмиссии за последние 20 лет. И это в существенной степени компенсировало прирост вредных выбросов, наблюдавшихся в других странах"[7].
Значительным шагом стало участие Президента России Д. Медведева в работе Конференции ООН в Копенгагене... Россия занимала на переговорах достаточно последовательную позицию. Президент Дмитрий Медведев на саммите заявил, что Россия готова сократить выбросы парниковых газов к 2020 году на 25%, если считать за базу 1990 год, что обеспечит общее снижение выбросов парниковых газов более чем на 30 млрд тонн за 30 лет с 1990 по 2020 год. Президент сказал о необходимости заключения юридически обязывающего соглашения, всеобъемлющего и базирующегося на принципах справедливости и общей (но дифференцированной в зависимости от уровня развития страны) ответственности.
Также, по мнению Президента, в глобальном соглашении обязательно должна быть учтена роль лесов - основных поглотителей парниковых газов, а также приемлемые условия передачи развивающимся странам современных технологий.
"По мнению РСоЭС, заявленные Президентом цели сокращения выбросов - это безусловный шаг вперед в позиции России, которая до лета 2009 года вообще не озвучивала целей снижения. Но с учетом резкого спада выбросов в 90-е годы прошлого столетия, это обязательство соответствует росту выбросов от уровня сегодняшнего дня более чем на 10%, и не означает принятия существенных мер энергоэффективности. РСоЭС считает, что в период до 2020 года Россия должна, как минимум, удерживать выбросы парниковых газов на предкризисном уровне 2007 года (65% от уровня 1990 года без учета поглощения лесами) и предпринимать действия к снижению выбросов, что означает цель снижения выбросов -35%"[8].
В то же время, очевидно, что это только начало пути, поскольку наша страна в рамках модернизации нуждается в полном обновлении производственной базы с учетом общего износа основных фондов на 70-80% и архаичной коммунальной структуры[9]. Нет уверенности в том, что компании российского ТЭК, образующие сегодня основу экономики и обеспечивающие не менее половины бюджетных поступлений, готовы активно включиться в процесс смены технологической парадигмы несмотря на наличие конкретных корпоративных программ в области энергоэффективности.
Как уже отмечалось выше, в рамках форума "Группы восьми" лидерами ключевых экономик мира было принято решение о совместном снижении выбросов развитыми странами на 80% к середине текущего столетия. Президент России Д. Медведев положительно и очень точно охарактеризовал стратегический смысл подобного намерения наиболее развитых стран мира: "Это, конечно, и амбициозная, и весьма сложная цель, которая может действительно изменить парадигму развития человеческой цивилизации"[10].
Ещё раз подчеркнем, что наша страна в принципе поддерживает подобную цель, но пока определено говорит о намерении снизить эмиссию выбросов к 2020 г. на 15-25% с учетом уже имеющего места сокращения на 30% по сравнению с уровнем 1990 г. Подобная осторожность продиктована необходимостью учета реалий переходного периода и в то же время является приглашением для наиболее развитых стран к активному и взаимовыгодному участию в модернизации российской экономики, технологической базы и инфраструктуры.
Реализация как среднесрочной, так и долгосрочной перспективе национальной цели по сокращению выбросов парниковых газов потребует принятия новых, более жестких мер, которые могли бы повысить энергоэффективность экономики России, и тем самым внести вклад страны в глобальные усилия по смягчению последствий изменения климата.
На долю России приходится примерно 6% выбросов парниковых газов развитых стран. В настоящее время по объемам выбросов она занимает четвертое место после Китая (24%), США (21%) и Индии (8%) или пятое с учетом ЕС (12%). На долю всех этих субъектов мировой политики приходится 71% глобальных выбросов СО2[11].
Основной источник выбросов парниковых газов в России - энергетический сектор, на который приходится более 1/3 совокупных выбросов (36,5%). Второе место занимает добыча угля, нефти и газа (16%), третье - промышленность и строительство (12,9%). 11,6% приходится на сферу землепользования и лесного хозяйства; 7,7% - на транспорт; 5,3% - сельское хозяйство; 10% - другие сектора[12].
Таким образом, наибольший вклад в снижение выбросов парниковых газов в России может внести реализация огромного потенциала энергосбережения. В настоящее время энергоемкость экономики России превышает среднемировой показатель в 2,3 раза, а средний показатель для стран ЕС - в 3,2 раза. Потенциал энергосбережения в России оценивается в 39-47% текущего потребления энергии (около 350 млн тонн условного топлива). В основном он приходится на производство электроэнергии, передачу и распределение тепловой энергии, отрасли промышленности и непроизводительные энергопотери в зданиях.
На это обратил внимание Д. Медведев, выступая в Копенгагене в декабре 2009 года: "Глобальная климатическая сделка, о которой мы все говорим в этом огромном зале, где присутствуют практически все государства, существующие на нашей планете, это не звонкий лозунг, а на самом деле реальный шанс для масштабного внедрения чистых, энергоэффективных и низкоэмиссионных технологий"[13].
Согласно прогнозам Минэкономразвития России, 80-85% прироста потребности России в энергии в 2008-2020 гг. должно быть покрыто за счет повышения энергоэффективности экономики страны[14].
До наступления мирового финансового кризиса в период с 1998 года в России происходило устойчивое снижение энергоемкости и "углеродоемкости" ВВП (в среднем около 5% в год). Максимальное снижение энергоемкости ВВП составило 7,5% в 2000 г.
Реализация отраслевой программы энергосбережения в электроэнергетике России уже в первой половине 2000-х гг. привела к улучшению показателей эффективности использования топлива и энергии, начиная с 1999 г. Удельный расход топлива на выработку электроэнергии снизился на 1,8 г/кВт ч, тепловой энергии - на 0,7 кг/Гкал, расход электроэнергии на собственные нужды - на 520 млн кВт ч или на 2,8 %. Общая экономия топлива и энергии только в 1999 г. достигла 3,8 млн т.у.т. (в том числе от реализации программы энергосбережения - 1,2 млн т.у.т.) или 0,02% от общего расхода топлива по сравнению с 1998 г. Сокращение эмиссии СО2 по сравнению с 1998 г. составило 15 млнт СО2/год (в том числе 2,5 млнт СО2/год по программе энергосбережения).
В 2008 году удельная энергоемкость экономики по сравнению c 2007 г. уменьшилась на 4,7%, что позволило при росте ВВП за год на 5,6%, ограничиться увеличением потребления первичных топливно-энергетических ресурсов на 0,6%. По сравнению с 2000 г. при росте ВВП за период на 65,1%, внутреннее потребление первичных энергоресурсов увеличилось на 10,0%.
В последнее время вопросы энергосбережения и энергоэффективности приобрели особую актуальность и вошли составной частью в такие программные документы, как "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года" и "Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г."
В условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности отнесено Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год к числу важнейших направлений модернизационной политики Правительства России на ближайшие годы.
Указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 г. N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" поставлена задача снижения к 2020 г. энергоёмкости ВВП Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г., а также обеспечение рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов.
В целях реализации Указа Президента России в 2009 г. предусматривается разработать и принять государственную программу энергосбережения, предусматривающую массовое применение энергосберегающих технологий и использование возобновляемых источников энергии, реализацию энергоэффективных инновационных проектов, в том числе в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.
Продолжается разработка проектов федеральных законов "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", "О теплоснабжении", пересматриваются положения Федерального закона "О техническом регулировании".
Реализуются ФЦП "Национальная технологическая база на 2007-2011 гг." и ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг.", предусматривающие, в том числе создание и внедрение ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий.
Обеспечивается государственная поддержка научным исследованиям, конструкторско-технологическим разработкам и крупным комплексным проектам, осуществляемым в связи с разработкой и внедрением технологий, способных обеспечить более высокую производительность и эффективность использования энергоресурсов на всех этапах ресурсного цикла, и одновременно с этим снизить негативное антропогенное воздействие на окружающую среду.
В результате намеченных мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению предполагается снизить энергоемкость ВВП по отношению к уровню 2008 г. на 7% в 2010 году и на 15% в 2012 г., обеспечить экономию топливно-энергетических ресурсов в объеме 41 млн т.у.т в 2010 г. и 45 млн т.у.т. в 2012 г. В соответствии с прогнозом, средневзвешенный удельный расход топлива на отпуск электрической энергии снизится к 2020 г. до 286,1 т.у.т./кВт ч.
Планируется довести к 2011 г. долю полезного использования попутного нефтяного газа до уровня не менее чем 95%. В результате реализации планов по снижению потерь энергоресурсов планируется уменьшить потери углеводородных ресурсов, а также технологические потери в электрических и тепловых сетях на 3-5%[15].
Доля возобновляемых источников энергоресурсов в общем объеме производства первичных энергоресурсов в России пока совсем невелика: 0,1% (без учета древесного топлива, доля которого составляет около 0,3%).
Однако общий потенциал использования в Российской Федерации возобновляемых топливных ресурсов и источников энергии (геотермальной, солнечной, ветровой, океанической, энергии биомассы и др.) огромен. Общий технический потенциал возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в России составляет около 4,6 млрд т.у.т. в год, что в 5 раз превышает объем потребления всех топливно-энергетических ресурсов России, а экономический потенциал определен в 270 млн т.у.т., что составляет около 25% от годового внутреннего потребления энергоресурсов в стране[16].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2005 г. N 653 "О заключении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о гранте Глобального экологического фонда для финансирования подготовки проекта "Российская программа развития возобновляемых источников энергии" предусмотрено развертывание исследований и формирование в России условий для развития потенциала возобновляемых источников энергии. Как ожидается, в 2009 году будет развернута практическая реализация этой программы.
Важным шагом в области развития возобновляемой энергетики в России стало принятие Правительством Российской Федерации Распоряжения от 8 января 2009 г. N1-р "Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергоэффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года". Распоряжением устанавливается, что к 2020 году доля возобновляемых источников энергии в совокупном балансе и потреблении электроэнергии страны (за исключением гидроэлектростанции установленной мощностью свыше 23 МВт) должна составить 4,5% против сегодняшних 0,1%.
Завершается проект TACIS "Возобновляемые источники энергии и реконструкция ГЭС малых мощностей"[17].
_____________________
[1] Климентьев М. Медведев призвал чиновников менять отношение к природе. РИА-Новости. Экология. 2011. 9 июня / http://eco.ria.ru
[2] Авдеева Т.Г. Копенгаген - 2009: провал, успех или момент истины? // Международная жизнь. 2010. N 2.
[3] Авдеева Т.Г. Копенгаген - 2009: провал, успех или момент истины? // Международная жизнь. 2010. N 2. C. 71.
[4] Климентьев М. Медведев призвал чиновников менять отношение к природе. РИА-Новости. Экология. 2011. 9 июня / http://eco.ria.ru
[5] Климентьев М. Медведев призвал чиновников менять отношение к природе. РИА-Новости. Экология. 2011. 9 июня / http://eco.ria.ru
[6] Климентьев М. Медведев призвал чиновников менять отношение к природе. РИА-Новости. Экология. 2011. 9 июня / http://eco.ria.ru
[7] Конференция ООН по проблемам глобального изменения климата / Официальный сайт Президента России. 18 декабря 2009 г. / http://news.kremlin.ru
[8] Итоги климатической конференции ООН в Копенгагене / Эл. СМИ "Российский социально-экологический союз". 5 января 2010 г. / http://www.rusecounion.ru
[9] Никитин А.К., Кабулова О.З. Модель взаимодействия России и Германии по преодолению глобального финансового кризиса / А.К. Никитин, О.З. Кабулова. М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. С. 86.
[10] Выступление Президента России Д.А. Медведева на пресс-конференции по итогам саммита "Группы восьми", Италия, Аквила, 10 июля 2009 г. / Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс] http://archive.kremlin.ru/appears/ 2009/07/10/1945_type63377type63380type82634_219455.shtml
[11] Данные Секретариата РКИК ООН, 2006.
[12] Юлкин М.А. по данным секретариата РКИК ООН: Структура выбросов парниковых газов в России / Уральский центр энергосбережения и экологии [Электронный ресурс] http://www.ucee.ru/index.php?main=publication&id=100053
[13] Конференция ООН по проблемам глобального изменения климата / Официальный сайт Президента России. 18 декабря 2009 г. / http://news.kremlin.ru
[14] Изменение климата.ру [Электронный ресурс] http://www.climatechange.ru/ node/55
[15] ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 гг." / Официальный сайт Федерального агентства по науке и инновациям[Электронный ресурс] http://www.fasi.gov.ru/fcp/compl/
[16] Изменение климата.ру [Электронный ресурс] http://www.climatechange.ru/ node/55
[17] Там же.
Алексей Подберезкин - профессор МГИМО
24.04.2012
www.nasled.ru