Эксклюзив
14 июля 2012
11586

Профессор МГИМО Алексей Подберезкин: Рост значения национальных ценностей и духовности[1] как компонентов НЧП а XXI веке

Собственную русскую (российскую) политическую идеологию завести,
если не хотим погибнуть, все равно придется. И кроме гражданского
православия ничего иного в России быть не может. Иначе это будет
не Россия. Или: иначе не будет России[2]

В. Третьяков

На протяжении чуть более ста лет Россия в третий раз
оказалась перед цивилизационным вызовом, перед
необходимостью нового модернизационного рывка ...
возможности следующей попытки просто не будет[3]

А. Николаев


Духовный потенциал нации и человека отличается от всех иных потенциалов. Он всегда играл важную роль в истории человечества, но в XXI веке с ростом значения НЧП начинает занимать особое место.

Разрабатывая эффективную стратегию развития нации, мы не должны упустить из виду основные мировые тенденции развития, которые проявились в начале XXI века, прежде всего рост значения национальных ценностей как важнейших компонентов НЧП. Эффективная стратегия решает не только сегодняшние, тактические, задачи (или проблемы ближайшего будущего), но и закладывает предпосылки для будущей стратегии, ориентированной на долгосрочную перспективу. Развития нации. Именно эта национальная перспектива и должна быть главной целью такой стратегии.

Для этого, как мне кажется, важно понимать, на каком этапе развития человечества мы находимся и какие факторы развития становятся решающими. Далеко не всегда они очевидны, а тем более учитываются правящими элитами государств. В том числе и российской правящей элитой. Более того, есть все основания утверждать, что российская правящая элита (как и советская) не сделала выводов из прежних ошибок. Так, анализ по параметру "социальное качество"[4], по мнению С. Магарила, "свидетельствует: макросоциальные стратегии основных групп современного российского общества вновь направлены на его дезорганизацию, а потому и дезинтеграцию"[5].

Сегодня в процессе корректировки Стратегии-2020 учитывается множество макроэкономических, финансовых и отчасти социальных факторов. Но продолжается отрицание таких базовых ценностей, как духовность, культура, нравственность, творчество. Их критическая недооценка - традиция последних 20-25 лет, которая превратилась в труднопреодолимую тенденцию для правящей элиты. Последняя отказывается понимать, что терроризм, коррупция, слабое госуправление являются следствием не каких-то частных упущений, а системной ошибкой игнорирования необходимости воссоздания общенациональной системы ценностей и идеологии.

В результате предпринимаются меры, которые в лучшем случае способны смягчить последствия этой системной ошибки. Действительно, наказав милиционеров за теракт в Домодедово и созданием поста замминистра по безопасности на транспорте проблема не решается. Появление смертников в других местах эти решения не нейтрализуют. То же самое и по отношению к коррупции, когда отсутствие духовно-нравственных норм, а в конечном счете идеологии, не может быть компенсировано никакими административными или правовыми репрессиями. Следует признать, что все последние десятилетия сама власть и элита воспитывали нацию и самих себя, сознательно создавая коррупционную атмосферу и правила "повседневного поведения и жизни "по понятиям".

Все это необходимо понимать, создавая новую стратегию развития нации в условиях, когда духовно-нравственные факторы начинают играть такую же важную роль в развитии мировой экономики и общества, какую в последние 30-40 лет играли информационные технологии и технологии связи. Их развитие, измеряемое скоростью обработки и передачи информации, памятью и др. факторами, достигло такого уровня, когда встал вопрос о переходе в новое качество, измеряемое уже другими критериями.

Стратегия модернизации, реализуемая сегодня российской элитой, не использует огромные национальные ресурсы, которые таятся в духовности, культуре и творческом потенциале нации. Иногда даже складывается впечатление, что правящая элита упорно не хочет замечать, что у нации есть такие фантастические ресурсы, а значит и возможности. Так, говоря о "первом в нашей стране опыте модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии"[6], президент страны не говорят почему-то о национальных ценностях - традициях, истории, культуре, религии, - без которых любая модернизация превращается в простое "усовершенствование". Именно эти ценности делают человека - человеком, а значит прямо влияют как на личностный человеческий потенциал, так и, тем более, - национальный.

В целях справедливости следует признать, что в Стратегии-2020 отмечались особенности "социально-ориентированного типа роста", имеющего "качественные и количественные характеристики" (подч. - Авт.). Отмечается, что этот "рост происходит на основе":

"- диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям "экономики знаний" и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и "экономики знаний" в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год - 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП - не менее 2-3 процентных пунктов (2006 год - 1,3);

- повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, без существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2020 году в 2,4-2,6 раза (в отдельных ведущих секторах в 3-5 раз), а энергоэффективность - в 1,6-1,8 раза;

- высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год - 9,3%), а инновационной продукции в объеме выпуска - до 25-35% (2005 год - 2,5%);

- активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном повышении их результативности. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП в 2020 году (2006 год - 1 % ВВП);

- повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике повысится в 2020 году до 2700 долларов США (2007 год - 526 доллара США);

- опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения. Расходы на образование за счет государственных и частных источников - 5,5-6% ВВП в 2020 году (2006 год - 4,6%), на здравоохранение - 6,5-7% ВВП в 2020 году (2006 год - 3,9 %), что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран"[7].

Как видно из Концепции, пожалуй, впервые правящая элита признала важность человеческого потенциала, но, во-первых, этот потенциал ограничен узким набором компонентов и не учитывает такие факторы, как духовность, культура, нравственность, творчество. А, во-вторых фактически исключается система национальных ценностей и интересов.

Эти же ценности могут способствовать, либо мешать превращению личностного и национального ЧП в капитал, т.е. общественную пользу и экономическую выгоду. Так, говоря о терроризме, коррупции, теневой экономике, вывозе капиталов за границу и других проблемах России, ее элита предполагает борьбу с ними фискальными, правовыми и правоохранительными мерами, тогда как самые эффективные меры - идеологические, базирующиеся на национальных ценностях. Примечательно, что есть прямая зависимость между ростом теневой экономики, например, и приверженностью к национальным ценностям. Так, согласно результатам исследования ВБ, проведенного за восемь лет - с 1999 по 2007 год, - удельный вес теневой экономики во всем мире за анализируемый период постоянно возрастал и достиг уровня в 35,5% ВВП.

Самый маленький удельный вес теневой экономики при этом наблюдался в Швейцарии (8,6% ВВП), США (8,8%) и Австрии - 9,8%. Наивысший уровень был зафиксирован в Грузии - почти 70% ВВП. Чуть лучше ситуация в Боливии и Азербайджане - 68,1% и 63,3% соответственно. Россия в этом списке занимает 130-е место: доля теневой экономики в отечественном ВВП составляет 48,6%[8].

Здесь, правда, следует сделать оговорку: национальная система ценностей рассматривается не только как традиционная, но и как утвердившаяся (в том числе и при помощи власти) в современном общественном сознании.

Традиционные и духовные ресурсы нации, являясь важнейшей частью НЧП, будут играть возрастающую роль в XXI веке, что также следует учитывать при формулировании сегодняшних целей стратегии модернизации. Более того, не только науки и человеке, но и вера станут решающими факторами развития. Это относится, прежде всего, к мобилизации общества и нации в решение модернизационных задач. Примечательно, что самые "технологические" проекты модернизации уже учитывают этот фактор во втором десятилетии XXI века. Так, специалисты нью-йоркской академии наук подчеркивают в выводах своего доклада: "После того, как национальная стратегия определена и приоритеты выбраны, необходимо донести сделанный выбор до населения и заручиться поддержкой ключевых игроков. К последним относятся органы государственной власти, инвесторы, бизнес и ведущие ученые со всего мира"[9].

Строительство общества и государства принципиально не отличается от архитектуры: общество, его элита не только должны знать, какое общество и государство они хотят иметь в будущем, но и какие внешние факторы будут влиять на их создание, каковы основные долгосрочные тенденции мирового развития. Даже генеральные планы городов, формирующиеся с перспективой на 25-50 лет, учитывают будущие запросы общества, общие тенденции градостроительства, тенденции в развитии энергетики, материаловедения, уровень развития инфраструктуры, потребности страны и т.д. Что же говорить о государстве? Ведь никто в здравом уме и твердой памяти не будет планировать в Москве строительство квартала из юрт, или чумов, соответствующих традициям других народов, и наоборот. Но никто не может безнаказанно переносить и чужую традицию в политическую, общественную или экономическую жизнь страны: запрет на строительство минаретов в Швейцарии, градостроительные ограничения в США и странах Европы, - не случайность.

Применительно к цели настоящей работы - значению НЧП в современном развитии России - сказанное имеет прямое отношение. Использование огромного духовного и традиционного ресурса нации при развитии национального человеческого потенциала не является пожеланием, а обязательным условием. Будучи осознано и выполнено национальной элитой, это поможет не только вписаться в общий тренд мирового развития, но и резко повысить эффективность реализации НЧП.

В разное время и различным аспектом этой проблемы я посвятил несколько работ. Еще в 2005 году я писал, например, о том, что ключевой вопрос нового мировоззрения - совместимость, сочетаемость веры вообще, и православия, в частности, с процессами научно-технической революции (подч. - А.П..). Более того, я и сегодня убежден, что подлинные общественные, экономические и научно-технические "прорывы", необходимые России, "возможны только на стыке научного знания и веры (подч. - А.П.)"[10]. В 1999 году я поставил эпиграфом к разделу "Духовность". "Плохо, если у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть" в своей книги "Русский путь". А мысль И. Солоневича: "Каждая государственность мира, и в особенности каждая великая государственность мира, отражает в себе основные психологические черты нации-строителя"[11], наиболее полно отражает общность этих людей на основе неосязаемой веры в народ.

И сегодня мы видим, что ключевые проблемы, стоящие и не решаемые в России, не могут быть решена иначе, как через осознание и развитие системы национальных ценностей. Это относится, как уже говорилось, к коррупции. Но это же в полной мере относится и к терроризму, казнокрадству, хамству и другим проблемам.

Наконец, крайне важно понимать, что модернизация (если ее рассматривать как создание нового общества, новой экономики и нового государства на базе реальных национальных потребностей и ценностей) должна формировать, по Солоневичу, как "психологические черты нации-строителя", так и сознательно создавать максимально широкий социальный слой творцов. Именно их совокупность в конечном счете определяет уровень НЧК и положение каждого гражданина в России. Но это же во многом предопределяет и новое место России в мире. Как видно из нижеприводимых данных, учитывая индексы духовности, культуры и креативности, мы получаем универсальный индекс человеческого капитала (УИЧК), который меняет место, занимаемое Россией в мире. Россия, занимая 65 место по ИРЧК повышается в рейтинге до группы ведущих государств мира. Это не натяжка, а реальная перспектива для нации и страны, которая может стать мировым культурным, духовным и идеологическим лидером в XXI веке.





Таким образом, реальное положение России в мире совершенно другое. Тем более - может быть совершенно другим, а именно:



Если считать по этому индексу, т.е. учитывать огромные национальные ресурсы духовности, нравственности, творчества, которые не учитываются и не используются пока что правящей элитой, то место России будет не в седьмом, а в первом десятке наиболее развитых стран мира. Это видно из оценок, сделанных экспертами МГИМО(У), в соответствии с которыми Россия занимает не 65-е место по ИРЧП, а 14-е - по универсальному индексу, значительно опережая "признанных" лидеров по ИРЧП.



Если же попытаться перевести оценки в методику, когда учитывается национальное богатство - история, культура, духовность (а не только природные ресурсы), - то Россия даже сегодня устойчиво претендует на роль в первой десятке развитых стран. Проблема в том, что никто в сегодняшней России это не только не использует, но и не учитывает. В этом кроется главная причина, почему остаются нереализованными намеченные стратегии и планы. В нации не проведена идеологическая мобилизация. Эти концепции так и остались документами, подготовленными частью элиты для узкой части той же элиты. Не только общества и нация, но даже значительная часть самой элиты не рассматривают такие концепции в качестве программы действий, обязательных (не только нормативно, но, прежде всего, нравственно) для исполнения.

Отрицание системы национальных ценностей, как и общенациональной идеологии, не дает развиваться нации и по другим направлениям превращения НЧП в НЧК. Так, учет национально-культурных и духовных особенностей и ценностей неизбежно складывается и на индексе безопасности человека (ИБЧ), который также является частью Универсального индекса человеческого капитала (УИЧК). В него входят такие составляющие, как "культурная" и "социальная безопасность", являющиеся во многом производными от культурного и духовного потенциала нации и его ценностей.

Подытоживая, можно сказать, что тезис Д. Медведева, высказанный в Послании Федеральному Собранию в 2009 году о том, что "первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии"[12], далеко не полно раскрывает суть модернизации. "Ценности демократии" для нации, конечно, имеют значения, но национальные ценности - значат гораздо больше. В том числе и для модернизации, и для самого выживания нации, а, главное, для развития национального человеческого капитала, имеющего, безусловно, свои цивилизационные особенности. Которые отличают его как от западной, так и восточной систем ценностей.

Примечательно, что только современная российская элита отказывается это признавать. Как справедливо признает А. Николаев, "И в трудах основоположников марксизма, и в работах теоретиков российского большевизма отчетливо прослеживается признание цивилизационной преемственности при переходе от капитализма к социализму"[13].


__________________________

[1] Духовность - зд. важная составная часть НЧП, характеризующая преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов на материальными.

[2] Третьяков В. Идеология антитеррора // Известия. 2011. 3 февраля. С. 6.

[3] Николаев А.Н. Модернизация и цивилизационные особенности России // Мир и политика. 2010. N 2 (41). С. 9.

[4] Социальное качество - зд. способность больших групп общества и элиты вносить позитивный вклад в его развитие, выживание и благополучие.

[5] Магарил С. Поиски социального качества // НГ-наука. 2011. 9 февраля. С. 12.

[6] Медведев Д. Послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации. 2009.

[7] Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. М.: МЭР, 2008. Март. С. 12-13.

[8] Башкатова А. Всемирный банк бросил тень на Россию // Независимая газета. 2010. 23 июля. С. 1, 4.

[9] Ярославский план 10-15-20: 10 лет пути, 15 шагов, 20 предостережений // The New York Academy of Science, August 20. 2010. P. 110.

[10] Подберезкин А.И., Карпенко М.П. XXI век: стратегия для России. М.: СГА, 2005. С. 125.

[11] Подберезкин А.И. Русский Путь. М.: РАУ-Университет, 1999. С. 17.

[12] Медведев Д. Послание Президента Федеральному Собранию // Парламентская газета. 2009. N 60.

[13] Николаев А.Н. Модернизация и цивилизационные особенности России // Мир и политика. 2010. N 2 (41). С. 12.


Алексей Подберезкин - профессор МГИМО

14.07.2012

www.nasled.ru

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован