Обеспечение национальной безопасности и суверенитета России в современных условиях возможно с помощью самых различных средств - дипломатических, экономических, гуманитарных, др. Причем (и это важно отметить) как в первую очередь государственных, так и негосударственных и международных. Например, если дипломатия является исключительной прерогативой государства, то общественная дипломатия может осуществляться как при поддержке государства, так и самостоятельно. То же самое можно сказать об экономических средствах, где нередко используется частный бизнес, образовательных, научных, культурных и пр. негосударственных средствах влияния, среди которых важную роль играют, например, негосударственные СМИ.
Важно подчеркнуть, что в последние годы негосударственные средства влияния стремительно развиваются, превратившись в самостоятельный политический фактор. Вместе с государственными гуманитарными средствами они превратились в мощный политический инструмент, получивший название "мягкой силы". Причем этот инструмент активно используется как самостоятельно, так и в качестве первого этапа враждебных действий, нередко предваряющий собственно военные конфликты и войны.
Иногда говорится о том, что "мягкая сила" не только более эффективнее "жесткой", но и вполне ее заменяет. Это - не соответствует действительности. Как показывает опыт, граница между двумя силовыми формами очень условна, особенно если речь идет о превращении традиционной "мягкой силы" в этап информационно-подготовительный и кибер этап военных действий.
Кроме того без политико-психологического прикрытия военной силы сама по себе "мягкая сила" резко теряет в эффективности. Таким образом среди таких средств по-прежнему важная роль остается за военными средствами. Признание этого очевидного факта, однако, не является до сих пор общепризнанным в российском обществе и элите страны, которые во многом остаются под влиянием оценок, сформировавшихся в 80-е годы ХХ века, когда в правящей элите страны стала модной теория, в соответствии с которой "военная сила потеряла свое значение". Подобная политическая позиция очевидно негативно отразилась на обороноспособности страны. Ситуация стала медленно меняться в последние годы. Можно сказать, что общий политический фон в целом скорректирован в 2010-2013 годах, когда были приняты принципиальные решения в области военной политики, военной доктрины и государственного оборонного заказа (ГОЗ).
Дискуссия в обществе, экспертном сообществе и государственных институтах продолжается. В этой связи необходимо определиться с соотношением понятий "военная доктрина", "национальная", "государственная" и "международная" безопасность "военное строительство" и другими понятиями. К сожалению, в современной российской науке существует разночтение, а в правящей элите - различное понимание содержания этих понятий. В данной работе предполагается, что:
- "военная доктрина" - это система официально принятых взглядов на подготовку вооруженных сил (ВС), вооружений и военной техники (ВиВТ) России, ее партнеров и союзников, и их использование в современных и будущих вооруженных конфликтах и войнах, главной целью которой является достижение политических целей с помощью применения или угрозы применении военной силы, а также обеспечения возможности решения задач национальной, государственной и международной безопасности.
Военная доктрина, по справедливому мнению некоторых экспертов, представляет собой идейный стержень всей военно-политической деятельности государства (военной политики), как одного из направлений общей политики государства, политических партий, общественных организаций и институтов. Военная доктрина затрагивает интересы всех государственных структур, всего общества и всех граждан.
Военная доктрина оказывает решающее влияние на военное строительство как систему мероприятий, в различных сферах (политической, экономической, духовной и др.) жизни нации и собственно военной области, направленных на развитие военной организации государства. При этом целесообразность и масштаб таких мероприятий определяется как развитием основных международных тенденций, так и особенностями национального развития, прежде всего в социально-экономической и научно-технической областях. Важно, чтобы оценка таких трендов не исходила из ведомственной, либо корпоративной логики, известной социологам как "практическая логика (ученых и научных коллективов) в подавляющем большинстве случаев определялась стремлением обеспечить своим институтам положение господствующей организации"[4]. Которая, к сожалению, активно присутствует в общественно-политической и научно-конструкторской жзни России.
Кроме того надо исходить, что если военная доктрина "идейный стержень" общей политики, что предполагается, что намерения государства объявляются открыто. В военной доктрине не должно быть каких-либо закрытых разделов, разработка военной доктрины не может производиться определенной группой лиц в отрыве от общественности и военно-научных кругов, а тем более окончательно формулироваться в закрытых документах;
- "национальная безопасность" - такое состояние нации, государства общества и личности которое характеризуется степенью сохранения национальной идентичности, системы национальных ценностей и защиты национальных и государственных интересов. Высокий уровень национальной безопасности обеспечивает максимально благоприятные внешние условия для развития нации, а также гарантирует внутриполитическую стабильность;
- "государственная безопасность" - состояние государства и его институтов, которое характеризуется уровнем защиты государственных интересов, суверенитета и институтов управления государством;
- "военная сила" - один из инструментов политики, который используется, как правило, после того как другие политические инструменты показали свою неэффективность;
- "международная безопасность" - такое состояние, при котором отсутствуют не только войны и военные конфликты, но и явные - военные и иные угрозы для наций, государств и всего человечества.
Военная доктрина современного государства обязана рассматривать не только вопросы, относящиеся к военной политике, военному строительству и военному искусству, но и вопросы, имеющее косвенное, непрямое отношение к военной организации государств и военно-политических коалиций влияющие на эффективность и целесообразность использования военной силы.
Современная военная доктрина государства является производной, следствием внутренней и внешней политики государства и не может рассматриваться отдельно вне связи с общей политикой страны, состоянием экономики и общества. Особенно важное значение для военной доктрины имеют национальные научные, образовательные и технологические возможности определяющие качество национального человеческого капитала (НЧК), выражающееся в том числе в качестве личного состава военнослужащих, и в качестве вооружений и военной техники (ВиВТ).
________________
[1] Горшков М. Капитал не по Марксу // Российская газета. 2013. 8 ноября. С. 11.
[2] Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ 5 февраля 2010 г. / Эл. ресурс: "Президент России" / http://www.kremlin.ru
[3] Юрьевич А. Идти нам на Хирш? // Независимая газета. 2013. 25 декабря. С. 11.
[4] Ваганов А. ФАНОобразная форма жизни РАН // Независимая газета. 2013. 25 декабря. С. 11.