Образ Византии живет совершенно отдельно от нее самой по своим собственным законам", - заявляет известный российский византинист, ведущий научный сотрудник Института славяноведения РАН, профессор СПбГУ Сергей Иванов.
На своей лекции в рамках проекта Публичные лекции "Полит.ру" он говорит о том, что сходств у Второго и Третьего Рима не так много, как принято считать. "Они абсолютно разные. Просто потому, что там тепло, а здесь холодно. Там живут греки, которые поют, танцуют, у которых все растет. Здесь вот, например, пьют водку, а не вино. Что общего может быть у этих цивилизаций?", - заявляет Сергей Иванов.
И хотя "Иван Грозный, когда захотел короноваться царем, велел перевести на русский язык чин венчания на царство византийских императоров", по византийскким правилам короноваться он отказался. "Мало того, когда Иван Грозный короновался царем, в обоснование своих прав он ссылался не на то, что его предки являются византийскими царями, а на то, что он завоевал Казань, а казанский хан раньше именовался ведь царем", - отмечает исследователь.
Он утверждает, что "появление двуглавого орла на печати Московского князя заимствовано из Австрии, а австрийский орел хоть и родственник византийского, но очень двоюродный", и о том, что Шапка Мономаха - "вообще-то подарок Ивану Калите от хана Узбека, шедевр ордынского ювелирного искусства, совсем непохожей на византийский венец, вид которого мог быть московитам хорошо известен".
Сергей Иванов подробно останавливается на теме того, как и по каким причинам претерпевал изменения образ Византии в российском общественном сознании при Екатерине II, в разные годы 19-го века, при большевизме, в постсоветский период. Отвечает на вопросы, почему в советские годы Византия ассоциировалась "со всем обветшалым и покрытым плесенью, царским", почему слово "Византия" при Сталине попало под запрет, что происходило с Византией в постсталинский период, и на каком основании этот образ широко использовался в для политических намеков.
Иванов отмечает, что "в 91-м, нам казалось, что даже тот переворот, который на следующий день осуществил Геннадий Иванович против своего благодетеля Михаила Сергеевича, тоже выглядел абсолютно по-византийски. Горбачев его из ничтожества возвысил до небес, а тот его предал и бросил в узилище. Но с расстояния лет понятно, что это впечатление обманчиво. Просто человек смотрит из своего времени и выскочить из него не может".
Полный текст лекции Сергея Иванова "Второй Рим глазами Третьего: Эволюция образа Византии в российском общественном сознании" здесь.
www.polit.ru/2009/04/15