В среду начался двухдневный рабочий визит министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Пакистан. По словам официального представителя МИД Михаила Камынина, основное внимание будет уделено обсуждению актуальных вопросов российско-пакистанских отношений, а также общим проблемам, связанным с противодействием терроризму и другим новым проблемам международной безопасности в регионе Южной, Юго-Западной и Центральной Азии. Рассказать о возможной подоплеке визита Страна.Ru попросила заведующего отделом стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН, профессора Вячеслава Белокриницкого.
- По каким именно проблемам международной безопасности у Пакистана и России наметились точки соприкосновения?
- По некоторым сведениям, на территории Пакистана, в ареале проживания независимых пуштунских племен на границе с Афганистаном, скрываются лидеры "Аль-Каиды" и ее предводитель Усама бен Ладен. Исторически так сложилось, что названные районы центральная власть Пакистана контролирует слабо, хотя сейчас она в гораздо большей степени заинтересована в активизации усилий по борьбе с угрозой терроризма. В последние годы юго-западный и северо-западный Пакистан, а также южный и юго-восточный Афганистан превратились в одну из самых горячих точек региона. Там активизировались силы движения "Талибан", идеологически связанного с режимом, правившим в Афганистане в 1996-2001 годах. Обвиняя Карачи в отсутствии должных усилий по обузданию экстремистов, Кабул выдвигает претензии в связи с нежеланием Пакистана противодействовать проафганскому движению пуштунов, возрождение которого замечено в последние два года. Пакистан отрицает свою слабость и утверждает, что использует не только репрессивные методы, но пытается идти по пути достижения договоренностей, предлагая пуштунам соглашения о перемирии.
"Аль-Каида" представляет собой сложный конгломерат, который в последнее время заметно пополнился выходцами из стран Центральной Азии. Прежде всего, речь идет об узбеках во главе с лидером Исламского движения Узбекистана Тахиром Юлдашевым. Таким образом, заинтересованность России в обеспечении безопасности Центральной Азии напрямую связана с усилением роли Пакистана в разрешении возможных коллизий в этом регионе. В случае успешного проведения этой линии Россия получает возможность предъявить США и Западу обоснованные претензии по поводу военного присутствия в Афганистане и потребовать его сокращения.
- Насколько для России опасен этот регион с точки зрения вероятной дестабилизации обстановки?
- Напрямую безопасности России ничто не угрожает. Что касается азиатских республик СНГ, такая угроза существует. С другой стороны, маловероятно, что талибы могут серьезно поколебать наши позиции в Таджикистане и Узбекистане, поскольку исламская фронда переживает сейчас период упадка, а точнее говоря, скрытого развития. Это связано с тем, что все силы исламистов обращены на Ирак и Израиль.
Недавно Пакистан разрушил одну из баз террористов в Баджауре. Ответом стал террористический акт в стиле, очень характерном для "Аль-Каиды". Это случилось на сборном рекрутском пункте Пенджабского полка, где смертник взорвал себя, убив 42 волонтера. В данном случае мы видим перенос применяемой в Ираке тактики на территорию Пакистана - очень опасный симптом. Поэтому Россия добивается, чтобы в Пакистане и Афганистане был установлен относительный мир. Подобная позиция представляется верной: нынешнему президенту Пакистана генералу Первезу Мушаррафу это на руку, так как помогает проводить политику "просвещенной умеренности". Выступая против радикалов, он опирается на прямую или косвенную поддержку США и России, заинтересованных в стабилизации положения в этом регионе.
- Визит Сергея Лаврова включает в себя не только политическую составляющую. В чем заключаются возможности торгово-экономического сотрудничества двух стран?
- Пакистан всегда традиционно находился в тени Индии. Теперь положение начинает постепенно меняться, и страна становится все более мощной державой Среднего Востока. Некоторые отрасли промышленности развиваются весьма успешно, когда прирост производства составляет 7-8 процентов в год. Большое значение для России имеет расположение Пакистана между Ираном и Индией. Сейчас на уровне правительств идет проработка вопроса об участии "Газпрома" в строительстве нитки газопровода из Ирана в Индию через Пакистан.
Кроме того, в 70-х годах прошлого века Россия построила в Карачи крупнейший в регионе металлургический комбинат. Недавно он был выставлен на аукцион с целью приватизации, и весной 2006-го тендер выиграла одна из фирм с участием Магнитогорского металлургического комбината. Однако результат был опротестован конкурентами, и Верховный суд Пакистана отменил решение о приватизации, что отнюдь не означает потерю Россией этого производства. Дело в том, что обслуживать технологический цикл могут или Россия, или Китай - это связано с техническими особенностями завода. Так что вопрос о судьбе комбината может быть поднят вновь в ходе нынешнего визита.
Россия успешно сотрудничает с Пакистаном и в аэрокосмической области. Еще во времена СССР с Байконура был запущен спутник связи пакистанского производства "Бадер-2". Ресурсы здесь еще не исчерпаны. Не следует забывать, что после распада СССР Пакистан наладил хорошие связи с Казахстаном как с одним из крупнейших лидеров в регионе Центральной Азии, и этот факт имеет для России важное значение.
Положение в электроэнергетике, вопрос о которой включен в повестку переговоров, играет для Пакистана исключительно важную роль. Если "РусАл" или "Газпром" вместе с РАО "ЕЭС", как и намеревались, построят в Таджикистане две гидроэлектростанции, электричество может поставляться в Пакистан, который испытывают в нем большую нужду.
Наконец, состояние железных дорог Пакистана. Они были построены, когда страна была восточной колонией Англии, и с тех пор морально устарели. РАО "Российские железные дороги" может оказать в их реконструкции неоценимую помощь.
- Почему Россия встречает столь благожелательное отношение со стороны властей Пакистана?
- Потому что развитие наших экономических и политических связей обещает Карачи отличные перспективы. Важно, что эти взгляды преобладают в обществе, частично пораженном болезнью антиамериканизма, хотя по отношению к России правящая элита Пакистана никогда не была настроена враждебно.
15.11.06.
Александр Сидячко
Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000-2006.