Бартош А.А. Военная мысль, №5, 2023
Правящие круги США, делая ставку на наращивание интенсивности противоборства с Россией и Китаем, стремятся получить стратегическое преимущество в мирное время за счёт создания выгодных для себя потенциальных условий для их дальнейшего использования в военное время. Этой цели подчинены разработанные и активно используемые Вашингтоном стратегии борьбы за порогом вооружённого конфликта, включая доктрины ядерного и неядерного сдерживания, гибридную войну и её инструменты для противоборства в «серых зонах»: прокси-войну, цветную революцию, информационно-психологическую войну. Специальная военная операция, призванная положить конец прокси-войне на Украине, стала вехой на пути к новому миропорядку, новой расстановке сил на международной арене.
Прокси-война – международный конфликт между двумя странами, которые пытаются достичь своих собственных целей с помощью военных действий, происходящих на территории и с использованием ресурсов третьей страны под прикрытием разрешения внутреннего конфликта в этой третьей стране.
В среднесрочной перспективе роль и частота использования гибридных и прокси-войн будут возрастать при фактически непрерывном информационно-психологическом и экономическом воздействии на Россию и Китай объединенного Запада при сохранении в нём лидирующей роли США. Участятся военные провокации при сохранении угрозы их перерастания в вооруженный конфликт. Развитие тенденции обусловлено сочетанием таких характеристик прокси-конфликтов, как относительная дешевизна, эффективность, отсутствие международно-правовой оценки и видимость невмешательства.
Прокси-война не является новым предметом анализа, но представляет собой область, в которой все ещё недостаточно четко обозначены границы или определения. Замысел прокси-войны заключается в опосредованном участии в ней третьей стороны-заказчика, в то время пока прокси-агент ведет боевые действия — по доверенности.
Необходимые и достаточные условия прокси-войны
Юридически ориентированное определение, характеризующее опосредованную войну как спонсорство обычных или нерегулярных вооруженных сил, которые не входят в конституционный порядок государств, лучше всего подходит для того, чтобы развеять «туман неопределённости» вокруг феномена прокси-войн и на международном уровне сформировать платформу для предотвращения угрозы, исходящие от войн чужими руками XXI века. Требуются новые, научно обоснованные данные с анализом изменений, вызванных стратегическими инновациями в развертывании прокси-сил, использованием новых типов оружия, средств связи и информации — все это изменило характер стратегической внезапности, сделало манипулируемые из-за рубежа прокси-силы более многочисленными и придало им способность вести масштабные боевые действия, усложнило задачу стратегического прогнозирования хода и исхода прокси-войны и её влияния на региональную и международную стабильность .
Стратегия прокси-войны должна учитывать наличие необходимых и достаточных условий для развязывания и успешного завершения военного конфликта.
Необходимость - категория, используемая в философии, научном познании и логике и выражающая неизбежный характер событий, происходящих в реальном мире, либо закономерный характер процессов, изучаемых в науке, или же логическую связь между посылками и заключением в дедуктивных умозаключениях. Необходимость отображает такое отношение между объективными событиями реального мира, при наличии которого одно событие неизбежно вызывает, обусловливает или определяет другое событие.
Необходимое условие для развязывания прокси-войны – наличие политической нестабильности в стране, сопровождающейся кризисом действующей власти; наличие полностью или частично совпадающих политических интересов, объединяющих организатора прокси-войны и одну из сторон военного конфликта (агента-прокси) как основы для военного партнерства и согласованных военных целей.
Достаточными называются такие условия для развязывания и успешного претворения в жизнь замысла прокси-войны, наличие, выполнение или соблюдение которых способствуют реализации замысла.
Действие факторов трения и износа прокси-войны и некоторых других факторов, связанных с особенностями ТВД, без их учета при планировании и принятия предохранительных мер может существенно снизить ожидание успеха военных действий вплоть до поражения.
Достаточное условие – наличие подготовленных вооруженных сил страны – агента-прокси, а также взаимодействующих с ними специально организованных по особой сетевой форме националистических, этнорелигиозных и некоторых других формирований, включая ЧВК, способных выступить в качестве ударного компонента третьей страны в прокси-войне.
Соблюдение условий необходимости и достаточности (т.е. соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности сил и средств) позволяет решать поставленные цели и задачи операции и войны при оптимальном приближении к разумному «минимуму» привлечения ресурсов.
Форма прокси-войны – военно-силовые действия с целью достижения целей заказчика прокси-войны в ходе организованного и спонсируемого им внутреннего конфликта в третьей стране посредством военных действий, развязанных на её территории и с использованием её ресурсов под прикрытием разрешения внутреннего конфликта.
Например, прокси – война, развязанная на Украине стараниями США и их союзников по НАТО с последующим вовлечением Вооруженных сил России, не может рассматриваться как военный конфликт между Украиной и Россией. Это спровоцированная и манипулируемая Вашингтоном (заказчиком) война чужими (украинскими) руками между США и Россией на территории Украины (прокси-агент) с использованием её материальных и людских ресурсов и при политической, военной и военно-технической поддержке со стороны США, Великобритании и других стран НАТО. Цель войны – добиться ослабления и развала России, вплоть до её полного уничтожения как суверенного государства. Судьба Украины и её народа организаторов прокси-войны не волнует.
Идеологическая база прокси-войны. В основе стратегии прокси-войны лежит англосаксонская идеология насильственного экспорта «демократии, демократических институтов и ценностей» в сопредельные страны. Национальные культурно-мировоззренческие особенности населения страны-агента такой идеологией полностью игнорируются.
Прокси-война только внешне напоминает классические военные действия. В отличие от классического военного конфликта между двумя странами, вызванного объективным развитием межгосударственного внешнеполитического противоборства, этот вид военного конфликта стараниями страны-заказчика маскируется под якобы стихийно возникшие внутриполитические процессы в стране – агенте-прокси.
Наличие подобного общего для всех прокси-войн идеологического шаблона прямо указывает на то, что подобные военные конфликты в принципе не могут быть реализацией объективных надежд и стремлений большинства населения страны, выбранной в качестве агента-прокси. Особенно рельефно англо-саксонская суть такого шаблона просматривается в организованных Вашингтоном и Лондоном прокси-войнах на Балканах, в Сирии, Ливии, в некоторых государствах ЮВА.
Распространенность прокси-войн близка к глобальному охвату, что позволяет использовать прокси в широком спектре политической, экономической и военной деятельности, особенно в мирное время, а значит, влиять, изменять и наносить ущерб интересам государства-противника. Политическое насилие, демонстрируемое с помощью агента-прокси для достижения внешнеполитических целей, стало еще более жестоким. В таких действиях оторванный от реальности выбор стратегической цели прокси-войны может легко нанести ущерб международным отношениям государства и поставить под угрозу международную и региональную стабильность и безопасность.
Силы и средства прокси-войны
В долгосрочной перспективе очевидной является тенденция уменьшения количества межгосударственных вооруженных конфликтов в мире. Точно так же частота внутригосударственных конфликтов (т. е. гражданских войн и ожесточенность связанного с ними политического и военного насилия) неуклонно снижалась с начала XXI века, прежде чем начался всплеск конфликтов, вызванный войнами в Ираке, Сирии, Ливии, на Украине и периодическим обострением конфронтации в арабо-израильском конфликте. На этом фоне во внешней политике государств существенно повышается частота использования прокси-войн.
Прокси-войны отличаются друг от друга по составу участников, применяемому оружию, формам и способам действий сторон, а вероятные или действующие противники (страны и их коалиции, поддерживаемые государствами группировки, относительно самостоятельные субъекты) имеют доступ к современным высокотехнологичным средствам ведения войны. Государства способны оказывать поддержку повстанческим движениям, использующим партизанскую тактику, вести борьбу в киберсреде, что широко используется в стратегии прокси-войны.. Противники обладают высокоточным оружием дальнего радиуса действия, кибер- и роботосистемами, в том числе БПЛА, для дистанционного проникновения на критические объекты инфраструктуры. Расширяются возможности доступа негосударственных акторов к технологиями для создания оружия массового уничтожения и средств его доставки. Государство теряет монополию на применение силы.
Закономерным итогом хаотизации международной обстановки становится распространение конфликтов на все сферы управления общественной жизнью людей: административно-политическую, социально-экономическую и культурно-мировоззренческую, а сами конфликты включают как составные части различные виды борьбы – и непосредственно вооруженную, и политическую, дипломатическую, информационную, кибервойну, боевые действия в космосе.
Серьезные внутренние изменения состояния геополитических, экономических и информационно-технологических факторов приводят к трансформации войны, что представляет собой «генезис и распространение ее новых форм, связанных как с расширением круга субъектов войны, появлением их различных «комбинаций», так и с изменениями в соотношении вооруженных и невооруженных средств насилия, используемых субъектами войны для достижения своих политических целей»[1].
Формами невоенного противоборства между крупными державами становятся гибридные войны, инструментами которых являются информационно-психологические, прокси-войны и цветные революции.
В прокси-войнах всё шире участвуют частные военные компании (ЧВК), иррегулярные воинские образования, рекрутируемые из бывших военных и криминала и т.п. Данный фактор в сочетании с нарастанием глобальной террористической угрозы и усилением нестабильности в несостоявшихся государствах особо взрывоопасен в условиях распространения смертоносных и разрушительных технологий, биотехнологий и превращает гибридную войну в катализатор возможного глобального конфликта.
Переход конфликтов к новому качеству создает новый феномен и новое измерение войны, в данном случае обладающие по отношению к предшествующему статусом и энергией отрицания. Речь фактически идет о том, что сложившиеся в течение многих веков линейные матрицы войны оказываются несостоятельными, что обусловливает переход к новой адекватной нелинейной парадигме прокси-войны как одного из комплексных и самостоятельных многомерных инструментов гибридной войны.
США и их союзники неспособны и не желают предпринимать прямое военное вмешательство после долгих, дорогостоящих и завершившихся бесславным провалом войн в Афганистане и Ираке. Именно поэтому в стратегии западных стран делается ставка на опосредованную войну, которая позволяет продвигать интересы США «с помощью и через» местных партнеров. По сути прокси-война- это гражданская война, которая либо спровоцирована иностранным государством — третьей стороной конфликта, либо ведётся при его активной ресурсной, политической и военной поддержке.
Некоторые прокси-войны, организованные США в период с 2001 года по настоящее время, сведены в разработанную американским исследователем А.С. Фоксом таблицу.
Подход американского ученого далек от системного и объективного научного анализа. В таблице не отражено решающее участие США в развязывании прокси-войны на Украине (2014 г. - н/в), а также ведущаяся Вашингтоном подготовка прокси-войны между Тайванем и КНР. Американцы старательно «стравливают» Армению с Азербайджаном в расчете втянуть Россию в конфликт. При участии Вашингтона нагнетается напряженность между Молдавией и Приднестровьем, где расположен контингент российских войск. Активизируется «прокси-активность» США и Великобритании в Центральной Азии.
С начала 90-х годов прошлого века США и страны НАТО подготовили и развязали прокси-войну на Балканах, которая привела к разрушению Югославии и сегодня с опорой на правящую в Косово клику готовят подрывные акции против Сербии.
Операция "Непоколебимая решимость" в Ираке, пожалуй, является наиболее очевидным примером американской опосредованной войны, в которой силы Соединенных Штатов совместно с членами коалиции сражались через иракских и курдских посредников, чтобы нанести военное поражение Исламскому государству в Ираке, оккупировать страну и получить доступ к ее ресурсам. Усилия США в прокси-войне в Сирии преследуют ту же цель. Операция "Непоколебимая решимость" - не единственный пример участия американских сил в опосредованных операциях. Соединенные Штаты использовали прокси силы, чтобы нанести военное поражение Исламскому государству на Филиппинах. В Саудовской Аравии американские силы работают через прокси-агентов, помогая саудовцам в борьбе с повстанцами-хуситами и пытаясь сохранить своё влияние на руководство страны, богатой энергоресурсами.
Характерно, что США не действуют в одиночку, а всегда создают коалиции из числа государств желающих принять участие в прокси-войне. Для привлечения участников Вашингтон использует финансово-экономические и/или политико-военные приманки.
Эскалация/деэскалация прокси-войны
Исследование феномена прокси-войны предполагает построение «лестницы эскалации» военного конфликта на основе имеющегося опыта и/или прогноза различных гипотетических ситуаций, построенных с учётом тенденций развития политико-военных и военно-стратегических реалий международной обстановки. В общем случае эскалация - это развитие конфликта, который прогрессирует во времени; обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга интенсивнее, чем предыдущие.
«Лестница эскалации» представляет собой важный инструмент внешнеполитического и военного планирования и практического анализа военно-дипломатических, политико-военных и оперативно-стратегических мер на этапах подготовки, ведения и завершения прокси-войны. Российские ученые Кокошин А.А. Балуевский Ю.Н., Есин В.И., Шляхтуров А.В исследовали феномен эскалации/деэскалации конфликтов в работе «Вопросы эскалации и деэскалации кризисных ситуаций, вооруженных конфликтов и войн».[3]
Отталкиваясь от их выводов, можно утверждать, что эскалация и деэскалация прокси-войны тесно связана с рядом факторов, в том числе с созданием условий для применения высокоточного оружия большой дальности действия в неядерном оснащении против широкого класса военных и невоенных объектов. Размещение систем подобного оружия у границ России, Китая и некоторых других государств превращает его в эффективное средство стратегического неядерного сдерживания.
Применительно к проблеме эскалации/деэскалации гибридных военных конфликтов важную роль приобретает присущее им свойство неопределенности и недостоверности разведывательной информации, постоянное вмешательство факторов «трения и износа» войны. В результате планирование эскалации/деэскалации конфликтов постоянно сталкивается с совершенно иными политико-военными ситуациями, нередко радикально меняющими представления об обстановке и требующими применения гибких механизмов адаптации, переноса усилий на противодействие другим угрозам и вызовам.
Действие факторов неопределенности, недостоверности информации, когда по словам К.Клаузевица, «все действия ведутся в известной степени в полумраке; к тому же последний нередко, подобно туману или лунному освещению создает иллюзию преувеличения объема и причудливых очертаний»[4]. Перечисленные и некоторые другие факторы, отмеченные выдающимся военным теоретиком оказывают во многих случаях решающее воздействие на возможности использования прокси-войны в качестве инструмента эскалации и сдерживания противника.
Важным фактором неопределенности гибридной войны являются понятия «трения» и «износа» в современных военных конфликтах, сформулированные в статье А.Бартоша «Трение» и «износ» гибридной войны».[5] В работе показано, что постоянное вмешательство случайности приводит к тому, что воюющий в действительности сталкивается с совершенно иным положением вещей, чем он ожидал; это не может не отражаться на его плане или, по крайней мере, на тех представлениях об обстановке, которые легли в основу этого плана. Нередко возникает необходимость кардинального изменения первоначально избранной стратегии.
Прокси-война как фактор формирования нового миропорядка
В XXI веке основной чертой международных отношений станет переход к многополярному миру в условиях которого доминировать будут не одно, два или даже несколько государств, а десятки субъектов, способных оказывать различное влияние на положение дел в мировой политике. Новая ситуация коренным образом отличается от той, что была в прошлом, и представляет собой принципиальное изменение расстановки сил, придаёт импульс формированию нового миропорядка, трансформирует дипломатию и военное дело.
Миропорядок представляет собой сбалансированное соотношение политических, военных, экономических и т.п. сил, существующих в мире. Такое соотношение сил создаётся в результате целенаправленной деятельности людей и не является итогом естественной эволюции мирового сообщества.
Ослабление государственной власти, рост транснациональных общественных движений и распространение передовых военных и коммуникационных технологий сдвигают горизонты стратегической внезапности, а число государственных и негосударственных спонсоров прокси-сил растет на современном глобализированном рынке. Сложная сеть партнерских отношений между государствами, корпорациями, наемниками и
ополченцами меняет способ ведения в опосредованной войне. По-иному ставится вопрос о критерии победы.
На процессы становления нового миропорядка влияют следующие основные факторы:
Во-первых, снижение значимости базовых геополитических характеристик государств, т. е. географического местоположения, величины территории, ландшафтов, количества населения. При этом возрастает роль таких факторов силы, как экономический, научно-технический и информационный.
Во-вторых, это информационная революция. За последние десятилетия возникло мировое коммуникационное сообщество, оперирующее всеми системами новейшей связи. Недостаточная включенность в глобальное информационное пространство или выпадение из него чреваты непоправимым отставанием и даже полной утратой возможностей оказывать какое-либо информационное воздействие на мировое сообщество.
В-третьих - научный и научно-технический потенциал государства, который по своей значимости опережает значение производящего сектора государства или объем природных ресурсов. Прикладная общественная наука способна обеспечить эффективное стратегическое планирование и выработку рационального геополитического поведения. Россия по такому показателю, как расходы на НИОКР, все больше отстает от развитых государств.
В-четвертых — военная сила государства. Новыми тенденциями являются интернационализация военных операций, дальнейшая глобализация средств обнаружения и подавления, развитие межконтинентальных средств переброски войск, обостряющееся соперничество государств в создании высокотехнологичных видов оружия, которые по причиняемому урону сопоставимы с оружием массового уничтожения, внедрение технологий искусственного интеллекта, разработка биотехнологий.
И, наконец, интеграционная группа факторов, включающих качество населения государства (его культурно-образовательный уровень, физическое состояние, мотивация и приверженность определённой идеологии), эффективность власти и её способность адекватно реагировать на вызовы современности, единство общества.
Прокси-войне как многомерному конфликту свойственны следующие измерения:
- прокси-война используется против объекта агрессии в качестве главного средства изнурения противника. Это измерение войны обладает по отношению к предшествующим статусом и энергией отрицания и формирует качественную основу трансформации конфликта, что во многом обусловливает переход от линейной к нелинейной парадигме войны;
- всеобъемлющий характер прокси-войны и её нацеленность на изнурение и развал государства-жертвы;
- национализм и этническая самоидентификация представляют собой важные факторы мотивации участников прокси-войны и использования их разрушительного потенциала против государства-объекта прокси-войны. Мотивации, связанные с национализмом и этнической самоидентификацией, ранее находили применение в ходе идеологического воздействия на население фашистской Германии, а сегодня используются в прокси-войне в современной Украине;
- прокси-войне присущ всеобъемлющий характер. Война ведется с использованием военных и невоенных действий. Спровоцированная государством-заказчиком война чужими руками разворачивается с применением в качестве инструментов технологий цветной революции и информационно-психологической войны, что позволяет охватить все сферы общественной жизни государства, осуществлять подрывные операции прокси-сил в информационном и кибернетическом пространствах;
- прокси-война построена на стратегии измора, что придает конфликту перманентный разрушительный характер с акцентированным воздействием на военную, социально-экономическую и культурно-мировоззренческую сферы государства-цели прокси –войны;
- к прокси-войне неприменимы нормы международного права, многие законы и обычаи войны, она не подпадает под определение «агрессия».
Таким образом, новые измерения гибридной войны, включая прокси-войну, служат своеобразными катализаторами процессов трансформации всего спектра современных конфликтов, обусловливают их глубокие качественные изменения, способствует выходу на новый технологический уровень и придаёт иной пространственный масштаб, особую остроту и угрожающую актуальность.
Объединяющими факторами при формировании условий для развязывания прокси-войны в серой зоне как театре гибридной войны являются:
- наличие общих политических интересов, объединяющих организатора прокси-войны и одну из сторон военного конфликта (агента-прокси) как основы для военного партнерства и согласованных военных целей;
- формирование организационной среды прокси-войны основано на отношениях между организатором и агентом-прокси, которые могут строиться на следующих двух принципах:
1). частичная передача организатору права решения большей части вопросов ведения операций, контроля и адаптации к непредвиденным обстоятельствам.
2). организатор может полностью взять на себя решение всех вопросов войны, включая полный контроль над оружием и военной техникой, кадровый вопрос, финансирование и использование ресурсов агента-прокси.
- Прокси-отношения, построенные на любом из указанных принципов, имеют ограниченный срок действия;
- Баланс власти в отношениях «организатор-агент» может измениться под влиянием следующих факторов:
- прокси-агент становится достаточно сильным, чтобы продолжить войну самостоятельно;
- прокси-агент получает дополнительную власть и ресурсы от других субъектов-не основных партнеров на театре или за его пределами;
- прокси-агент выполнил цели, которые были согласованы с организатором.
- Не все политические, стратегические и оперативные решения приводят к заметным или явным изменениям на тактическом уровне;
- Выигранные сражения способствуют укреплению отношений в связке «организатор-агент», а проигранные сражения ослабляют такие отношения вплоть до полного их разрыва;
- Горячие точки прокси-войны могут возникать на любом этапе войны.
Смысл и цели прокси-войны
В общем случае смысл войны заключается в навязывании противнику своей воли. Один субъект политики пытается силой изменить поведение другого, подчинить население страны, заставить его отказаться от своей свободы, идеологии, от прав на собственность, отдать ресурсы: территорию, акваторию и другое.
Однако далеко не всегда для достижения целей войны заинтересованное государство прибегает к использованию силы, а применяет для этого другие, более изощренные технологии. В их числе гибридные войны, стратегия которых предусматривает сочетание силовых и не силовых средств и способов воздействия на противника. Инструментами гибридной войны в ряде случаев могут выступать цветные революции и войны чужими руками.
Конечные цели прокси-войны могут быть разными и включать:
Во-первых, ослабление и разрушение государства-жертвы с последующим переводом всего государства или его части под внешнее управление. Подобные цели преследовались США в организованных ими прокси-войнах в Сирии, Ираке, в бывшей Югославии и некоторых других государствах.
Во-вторых, создание существенной, нередко, экзистенциальной угрозы третьему государству, чья безопасность, экономика и политика в существенной мере зависят от стабильности страны-жертвы прокси войны и развитием с ней дружеских партнерских или союзнических отношений. На создание подобной угрозы в течение более 30 лет направлены усилия США и Великобритании в организованной и поддерживаемой ими прокси-войне на Украине, главная цель такой войны – добиться стратегического ослабления и развала России. Такая же цель определяет попытки спровоцировать прокси-войны в пограничных с Россией государствах - в Белоруссии, Закавказье, государствах Центральной Азии.
Против Китая ориентированы попытки США спровоцировать прокси-войну между КНР и Тайванем, который является неотъемлемой частью Китая.
В XXI веке гибридные военные конфликты стали одной из самых распространенных форм межгосударственного противоборства. Гибридная война из вида противоборства между отдельными государствами и их коалициями превращается в мировую гибридную войну (МГВ).
Мировая гибридная война – это, по сути, проект передачи власти и богатства от национальных государств к наднациональным корпорациям, узкой группе глобальных элит. Выигрыш, на который рассчитывают США, выступая как основной спонсор МГВ в различных регионах в долгосрочной перспективе сомнителен и скрыт в тумане неизвестности. Сегодня Вашингтон прибегает к накачке оружием Украины, масштабной информационно-психологической обработке ее населения, проведению глобальной русофобской кампании и т.п.
Не исключено, что американцев от глобальной кормушки оттеснят другие, сегодня явно не проявляющие себя силы. В условиях демонтажа англосаксонской гегемонии США утрачивают политическое и моральное лидерство в мире. А в образовавшемся вакууме будут действовать уже не государства, а глобальные корпорации, которые возьмут на себя управление миром как своей собственностью.
О такой перспективе цинично и откровенно говорит Клаус Шваб, один из авторитетных идеологов глобализма. Он не скрывает, что национальному государству нет места в модели нового мира, описанной им в книге «COVID-19: великая перезагрузка»: «Если демократия и глобализация будут расширяться, то национальному государству места не останется».
Основная мысль книги Шваба: мир никогда не будет прежним, проект «COVID-19» изменил его безвозвратно, а потому глобалисты намерены забрать этот мир себе и переустроить его по собственному разумению.
В этом контексте МГВ как глобальный инструмент конструирования нового мира представляет собой многомерный межцивилизационный военный конфликт, в ходе которого стороны прибегают к целенаправленному адаптивному применению как военно-силовой борьбы, так и экономического удушения противника, использованию подрывных информационных и кибертехнологий.
Совокупность операций МГВ направлена на одновременное разрушение всех основных геополитических пространств общества-соперника – то есть на его абсолютное сокрушение.
Американские исследователи Кэндис Рондо и Дэвид Стерман в работе «Прокси-война XXI века: противостояние стратегическим инновациям в многополярном мире» рассматривают прокси-войну как «спонсорство третьей стороной обычных или нерегулярных вооруженных сил, которые не входят в конституционный порядок государства, на территории которого разворачиваются действия прокси-войны»[6].
По масштабу прокси-война может иметь локальный, региональный и глобальный размах. Гибридизация конфликта связана с вовлечением в конфликт на Украине нескольких десятков государств Европы и Северной Америки, членов НАТО, ЕС и нейтральных стран придает ему региональный характер при наличии угрозы перерастания в глобальный конфликт.
Общими для стратегий гибридного межгосударственного военного конфликта и прокси-войны как её инструмента являются следующие факторы:
– сохранение роли ядерного оружия как средства сдерживания и обеспечения стратегической и политической стабильности;
– склонность стран, обладающих ядерным оружием, к задействованию различных видов насилия за счет применения технологий непрямых, невоенных действий;
– появление международных террористических организаций, прибегающих для реализации своих политических целей к «неклассическим» способам насилия и торговле наркотиками для самофинансирования (к этой группе субъектов военных конфликтов тесно примыкают частные военные компании (ЧВК), главным мотивом для деятельности которых является материальный);
– порожденная глобализацией зависимость национальных экономик от ситуации в мировой экономике;
– широкое и тщательно синхронизируемое использование гибридных информационных, экономических и военных угроз;
– диффузия военной мощи, обеспечивающая доступ многим государствам и негосударственным организациям к современным средствам поражения, включая ядерные, химические и биологические;
– формирование новых возможностей влияния с привлечением технологий искусственного интеллекта для управления глобальными информационно-психологическими операциями по дезинформации и манипулированию сознанием населения стран и континентов, усиление противоборства в космосе и киберпространстве.
Развитие региональной прокси-войны таит в себе угрозу перерастания военного конфликта в крупное военное столкновение. Отказ США и НАТО от правовых гарантий безопасности России, сопровождающийся введением незаконных санкций, внешним противодействием специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины, поставками оружия, предоставлением разведывательной информации на фоне явной неадекватности правящих элит Киева, повышает вероятность возникновения крупного конфликта по злому умыслу или по ошибке из-за неправильной интерпретации намерений одной из сторон.
В результате мир вступил в фазу экономической рецессии и кризиса глобального управления, сопровождаемых ростом протекционистских и изоляционистских настроений. Серьезно ограничены гуманитарные, культурные, туристические обмены, в целом контакты между людьми.
В качестве причин развязывания прокси-войны следует выделить наличие геополитических, пространственных, либо позиционных факторов, или их синтеза, которые приводят к военно-силовому противоборству. Пространственные факторы характеризуются в первую очередь соперничеством за территории или суверенитет (пространственные проблемы), однако противоборство великих держав часто фокусируется на более широких стратегических позиционных спорах, предметом которых являются борьба за контроль или за поддержание статуса, влияния и главенства в регионе или отдельно взятой стране.
Вступают в силу факторы цивилизационного порядка, что требует укрепления цивилизационных основ России при уважительном отношении к другим цивилизациям и активным выстраивании с ними партнерских отношений. В логике цивилизационного подхода игроками глобального уровня будут политически консолидированные цивилизационные общности во главе с государством-лидером. В их числе- Россия и евразийское содружество, Китай и восточноазиатское сообщество, США и англосаксонская сфера, а также индийская, арабо-мусульманская, континентально-европейская и некоторые другие.
В условиях становления нового миропорядка угрожающая реальность прокси-войны как фактора трансформации международного сообщества требует принятия неотложных мер по подготовке страны и Вооруженных Сил, изменений в системе подготовки кадров к действиям в качественно иной операционной обстановке.
Возможным изменениям Военной доктрины[7] и Концепции внешней политики[8] посвящены соответственно работы А.А.Бартоша и А.Ю. Дробинина. Важно уже сейчас внести соответствующие концептуальные коррективы в ключевые доктринальные документы Российской Федерации - Закон об обороне, Стратегию национальной безопасности. В упомянутых и некоторых других документах следует отразить радикальные изменения в международной обстановке, обрисовать перспективы развития нового миропорядка, согласовать понятийный аппарат, дать установку на создание межведомственных аналитических структур, способных прогнозировать развитие обстановки и дать руководству рекомендации и варианты действий, развернуть подготовку специалистов по разработке наступательных и оборонительных стратегий гибридной войны. Такие шаги создадут основу для развития страны в условиях новых военно-политических реалий, придадут импульс череде управленческих и технологических решений, которые должны следовать за концептуальными.
Примечания
[1] Штофер Л.Л.Трансформация войны и ее социальные детерминанты в эпоху глобализации. Автореф.дисс. на соискание ученой степени канд. философ. наук, Ростов-на-Дону,2009
[2] Amos C. Fox. Conflict and the Need for a Theory of Proxy Warfare-Journal of Strategic Security,Vol. 12, No. 1 (2019), pp. 44-71
[3] Кокошин А.А. Балуевский Ю.Н., Есин В.И., Шляхтуров А.В, Вопросы эскалации и деэскалации кризисных ситуаций, вооруженных конфликтов и войн.- М.: ЛЕНАНД, 2021, -88 с.
[4] К.Клаузевиц. О войне. М.: Эксмо, 2013.-512 с. С.90.
[5]Бартош А.А. «Трение» и «износ» гибридной войны», Военная мысль №1, 2018, С.5-14
[6] C. Rondeaux, D. Sterman- Twenty-first Century Proxy Warfare. Confronting Strategic Innovation in a Multipolar World Since the 2011 NATO Intervention.URL: https://www.newamerica.org/international-security/reports/twenty-first-century-proxy-warfare-confronting-strategic-innovation-multipolar-world/(дата обращения 28.09.2022)
[7] Бартош А.А. Гибридная война и момент внезапности. Готовы ли стратегические доктрины РФ реагировать на новые вызовы. Независимое военное обозрение №47 (1218) от 16-22 декабря 2022 г.
[8] Дробинин А.Ю. Уроки истории и образ будущего: размышления о внешней политике России. Международная жизнь, №8, 2022 URL: https://interaffairs.ru/news/show/36410 (дата обращения21.12.2022)