31 января 2005
4022

Прощание с постсоветским пространством

Федор Лукьянов



На вопрос, какую политику Европейский союз намерен проводить на постсоветском пространстве, высокопоставленный чиновник Еврокомиссии с раздражением пожал плечами: "На дворе XXI век, и постсоветской политики больше нет! Сколько еще вы собираетесь считать эти разные страны одним целым только на том основании, что они когда-то входили в состав СССР? Двадцать лет? Пятьдесят?"

Ответ исчерпывающий. Затянувшийся более чем на десятилетие переходный период, когда бывшие союзные республики практически не интересовали крупнейших геополитических игроков, окончен. Процесс мирового переустройства, начавшийся с падения Берлинской стены в ноябре 1989 года, докатился до просторов Евразии. Для России это означает необходимость коренного пересмотра своей стратегии.

Нечаянная победа

Вопреки распространенному у нас убеждению, распад СССР не был целью западных стратегов, которые полвека вели против него холодную войну. Смена идеологии - да, но ликвидация самого государства... И если будущее Восточной Европы и Балтии (аннексию которой Запад никогда в полной мере не признавал) представлялось ясным, то что делать с дюжиной новых стран, возникших на месте бывшего идеологического противника, никто толком не понимал. К тому же у главных фигурантов мировой политики имелись дела поважнее. Кровавая боснийская война и проблемы Балкан затмили в глазах Запада все постсоветские конфликты. Европа была поглощена процессом интеграции вглубь (создание Евросоюза, введение общей валюты и пр.) и вширь (вступление бывших социалистических стран). США заботились об укреплении атлантического сообщества, а также сосредоточились на российских реформах. Это, правда, не исключало западного присутствия в странах СНГ, но прежде всего на неправительственном уровне, в виде организаций, занимавшихся популяризацией идей свободы и демократии. Правда, Вашингтон поддержал строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому каспийская нефть должна доставляться западным потребителям. Этот проект, сомнительный с коммерческой точки зрения, стал стержнем, на который в 90-е годы нанизывалась постсоветская политика США. Отсюда особые отношения с Азербайджаном и Грузией, а также вялая попытка создать в пику СНГ альянс вокруг производства и транспортировки углеводородов (ГУУАМ - Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия)... Но все это оставалось на периферии большой политики.

Три источника, три составные части

Отношение мира к постсоветскому пространству изменилось под воздействием трех факторов.

Во-первых, после атак на США 11 сентября 2001 года внимание Белого дома всерьез и надолго обратилось к региону Ближнего и Среднего Востока. Государства, до того в основном фигурировавшие в разнообразных "рейтингах несвободы" (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), срочно потребовались Пентагону в качестве военных плацдармов. В поисках территории, которая могла бы служить перевалочной базой на пути из Европы к новому театру военных действий в районе Персидского залива, США обратили взор на Украину. Вырос интерес к альтернативным нефтегазовым источникам - повысилась "капитализация" Казахстана.

Во-вторых, Евросоюз завершает расширение, в результате которого его непосредственными соседями становятся Украина, Белоруссия, Молдавия и Южный Кавказ. Обеспечение стабильности и предсказуемости по периметру границ - одна из основных задач Евросоюза, решения которых он добивается своими, "мягкими" средствами. Скоро соседи ЕС будут опутаны сетью программ содействия, и для каждого из них составят "дорожную карту", в конце которой, при условии неукоснительного выполнения всех требований и предписаний, забрезжит туманная перспектива вожделенного членства в ЕС. Ее наличие послужит стимулом для преобразований по европейскому образцу.

Наконец, советская номенклатура, управлявшая республиками более 10 лет, сходит с арены. Пример династии Алиевых, обеспечившей преемственность власти, пока скорее исключение, чем правило. После событий в Грузии и на Украине "назначение" преемника осложнится даже в жестких авторитарных системах. Там же, где выборы хотя бы относительно свободны, успех "наследника" и вовсе сомнителен. Ведь власть дискредитирована практически везде, а более прогрессивной альтернативе обеспечена как минимум моральная поддержка с Запада.

Упущенные возможности

Если в свое время распад СССР застал врасплох Запад, то к нынешним переменам, похоже, не готова Москва. Свой реальный интерес к территории СНГ Россия проявила, увы, только тогда, когда "окно возможностей" для нее начало стремительно закрываться. На протяжении первого десятилетия после распада СССР Москва могла делать в соседних странах почти все, что хотела: политические системы формировались там с глубокими потрясениями, а остальные мировые державы не проявляли особого желания ввязываться в малопонятную постсоветскую политику с ее феодально-клановыми нравами. Однако в это благоприятное время Россия была погружена в собственные проблемы. В целом справившись с обязанностями "кризисного менеджера" в эпоху "цивилизованного развода" и первоначального становления новых государств, Россия продемонстрировала несоответствие должности "директора по инновациям и развитию" и не предложила партнерам привлекательную совместную перспективу. Вместо этого все силы были брошены на консервацию. Ставка делалась, во-первых, на поддержку правящих режимов (то есть все менее популярную среди населения номенклатуру советского образца) и, во-вторых, на сохранение статус-кво в зонах локальных конфликтов. На практике это означало замораживание тупика - существование зависимых от России квазигосударственных образований без шансов на политическое урегулирование. Иллюзия российского влияния рухнула тогда, когда Москва, открестившись от наследия 90-х, кажется, сама поверила, что ее "позиции на международной арене заметно укрепились". С ноября 2003-го по декабрь 2004 года Россия потерпела серию болезненных поражений. Продолжение, без сомнения, следует...

Учиться постимперскому поведению

На Западе только и пугают возрождением имперских амбиций России, усматривая их проявления во всем подряд - от риторики в Москве до стремления российского бизнеса расширять присутствие на рынках Центральной Европы или стран СНГ. На самом же деле наблюдается как раз провал последних попыток удержать под контролем сферу влияния и неспособность выстроить хоть какую-то эффективную политику.

Нервная реакция Кремля на происходящее свидетельствует: там осознают масштаб трудностей. Правда, пока не похоже, чтобы у кого-то было представление о том, что делать. Порожденные некоторыми светлыми политтехнологическими умами идеи "священного союза" консервативных режимов СНГ для борьбы с "революционной заразой" приведут к резкому усугублению проблем - стоять на пути исторического развития занятие неблагодарное и опасное. (А режимы в странах Содружества теперь серьезно задумаются, стоит ли полагаться на поддержку Москвы, которая перестала быть гарантией сохранения власти.) Другая крайность - циркулирующие в кулуарах рассуждения о том, что СНГ дороговато обходится и не стоит ли вообще свернуть все то, что нагромоздили за истекшие 13 лет. Мол, порознь так порознь... Перед Россией стоит сложная задача: взглянуть на "ближнее зарубежье" совершенно по-новому. За годы самостоятельного развития страны, составлявшие когда-то "советский народ", ушли дальше, чем нам хотелось бы думать, и от Советского Союза, и от России. Постсоветского пространства, объединенного общей ностальгией, схожим менталитетом и совпадающими целями, больше нет. Попытки навязать российские представления о политическом устройстве на основании того, что все мы "вышли из одной шинели", вызывают лишь обратный эффект.

Проводить параллели между Советским Союзом и империями Запада - занятие сомнительное: различия очевидны и многочисленны. Но в том, что касается постимперского поведения, России есть чему поучиться.

Можно ли представить себе, что в 1975 году, спустя 13 лет после провозглашения независимости Алжира, Париж попытался бы открыто вмешаться там в политику, апеллируя к "славному прошлому"? А ведь Алжир был для Франции не колонией, а неотъемлемой частью республики, родиной сотен тысяч французов. Нетрудно догадаться, насколько бесило Париж активное вовлечение Советского Союза в дела их бывшей территории - ведь Алжир, освободившись, взялся строить социализм... Однако дальновидная политика - всемерная поддержка французского языка и культуры, помощь в развитии и патронат при решении проблем - принесла свои плоды: социализм в Алжире уже давно не строят, а Франция остается самым влиятельным его внешним партнером. Это касается и многих других бывших французских колоний, равно как и большинства колоний Великобритании, которые почитают за честь входить в Содружество наций.

Возможно, не надо так уж нервничать, видя, как уходят привычные режимы, а новые власти ориентируются на других патронов. Это естественный процесс. Стоит подождать, когда маятник качнется в другую сторону, как он качнулся в случае со многими другими колониями, которые после периода первоначальной эйфории сами потянулись к экс-метрополиям. Ведь и в США, и в Европе найдется не много охотников всерьез заняться решением сложных проблем постсоветских стран, взвалить на себя бремя чужих территориальных конфликтов или экономической разрухи. В конце концов, и в современном мире метрополии несут ответственность за ситуацию в бывших колониях. Ключевое слово - "ответственность". То есть искреннее желание решить проблему той или иной страны, а не попытка под видом помощи что-нибудь себе урвать.

Не случайно такие мэтры, как бывшие канцлеры Германии Гельмут Шмидт и Гельмут Коль, очень осторожно оценивают перспективы интеграции в единую Европу той же самой Украины. Действительно, соседям едва ли удастся противостоять силе притяжения России, если она будет развиваться, превращаясь в мощное современное и обязательно демократическое государство. Вот тогда и заработает культурно-исторический потенциал, накопленный за столетия совместного существования.

В противном случае, то есть если Россия не будет развиваться в указанном направлении, останется утешаться геополитическими построениями XIX века и вечнозеленой сентенцией о том, что у нашей страны есть только два союзника - армия и флот. Если, конечно, они у нас к этому времени сохранятся в более или менее дееспособной форме.

Профиль


Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован