Вы возглавляете Казбековский район Дагестана уже больше года - что изменилось? И изменилось ли в лучшую сторону?
- Хотя год слишком короткий срок, чтобы произошли кардинальные изменения, но, тем не менее, многое удалось сделать. Это, прежде всего, нацелить и направить усилия аппарата администрации на улучшение дел в системе образования, культуры района. Летом прошлого года начали и завершили ремонт 14 школ, 3 детсадов на общую сумму 11 млн. руб.
Хотя я говорю ремонт, фактически, некоторые школы мы отстроили заново. Это легко сказать и написать, но при отсутствии в районном бюджете денег, отпущенных на эти цели - было непомерным трудом. Другой важной задачей была подготовка организаций, учреждений для работы в зимних условиях, что и было сделано.
Кроме небольших неполадок в системе жизнеобеспечения, в целом, школы, детсады, больница, ФАПы и др. учреждения функционировали в обычном режиме, с теплом и энергией.
С весны 2007 года удалось начать и наладить в школах района разовое горячее питание школьников младших классов. Для этого нами было приобретено оборудование на общую сумму более 400 тыс. руб. Это холодильники, печи, посуда. Проведена большая работа по подготовке и обучению персонала для обслуживания детей.
За прошедший период удалось оптимизировать деятельность учреждений культуры, образования, здравоохранения. Это вкратце о том, что изменилось и меняется в лучшую сторону.
Нельзя забывать, что год был трудным в сфере общественных и социальных взаимоотношений, связанных с прокладкой газопровода в Ботлих, вызванного этим обстоятельством недовольства жителей трех сел района. Для урегулирования этих вопросов приходилось практически каждый день, контактировать с жителями этих сел с одной стороны, и различными республиканскими структурами в т.ч. и с Правительством РД, с другой стороны. Проведенная работа дала положительные результаты.
- Как Вы сами оцениваете свою работу на посту главы района?
- Думаю, не я должен давать оценку своей деятельности. Это должны делать жители района по реальным делам. Я же, со своей стороны, сделаю все, чтобы в районе повышалось качество жизни, укреплялись и развивались наши села.
- По каким вопросам Вы принимаете население? Что больше всего
беспокоит население?
- Я готов обсудить с любым жителем района буквально все вопросы. По возможности стараюсь решать вопросы сразу. По вопросам, которые требуют дополнительного изучения и времени, даю поручение аппарату для подготовки решений.
В основном, люди обращаются по вопросам трудоустройства, решения жилищных проблем, регулирования вопросов землепользования и т.д.
- Многие районы республики являются дотационными. Как Вы оцениваете в целом положение Казбековского района на сегодняшний день?
- Как республика и все административные единицы Дагестана, наш район также является дотационным на 96%. Задачей для руководства района и является снижение дотационности.
Достигнуть этого можно, только если зарабатывать самим, увеличивая и расширяя налогооблагаемую базу, повышая собираемость налогов. Для этого, прежде всего, нужно создавать рабочие места, создавать условия для развития малого бизнеса, поднимать сельхозпроизводство.
Кстати, сельское хозяйство района, которое является основой экономики района, от которого должны быть основные поступления в бюджет района в виде налогов, влачит жалкое существование. Поступления налогов от сельхозпредприятий мизерные. Развиваться и расширять производство они не хотят, да многие и не могут.
Ситуация в СПК парадоксальная: по статистическим данным они не являются убыточными, а в прибылях показывают ноль. Страшная, как говорят, экономика.
Еще можно было бы понять отсутствие прибылей - если бы здесь создавались рабочие места для сельчан, если бы СПК участвовали, в решении социальных вопросов на селе, работающие в СПК получали бы соответствующую зарплату, но ведь и этого нет.
В общем, на сегодняшний день состояние в этой отрасли нас не удовлетворяет. Другая сторона вопроса - это отношение самих жителей района к производству сельхозпродукции. Наш район - сельскохозяйственный и основой пропитания населения должно быть производство сельхозпродукции, ее реализация и получение от этого семейной прибыли. К сожалению, многие жители района постепенно бросают заниматься этим.
Многие участки земель не обрабатываются, пастбища пустуют, сенокосы заброшены. Непонятно чего ждут. Нельзя ждать, что кто-то придет и построит завод или фабрику. Таких возможностей нет.
Абдула Нухиевич, какие события 2007 года Вы бы назвали наиболее значимыми для Вашего района?
- Кроме вышеперечисленного, наиболее общественно значимыми, наверное, были выборы в Госдуму и Президента РФ, которые прошли в районе на высоком организационном уровне. Важным было и то, что в селениях Хубар, Инчха и пос. Дубки проведены выборы глав поселений. А в Дубках новый состав представительного органа. Мы постарались создать такие условия, чтобы эти выборы прошли максимально открыто и честно. Так они и прошли. Также, важным явилось и то, что благодаря президенту и Правительству РД добиться создания Правительственной комиссии по решению социально-экономических вопросов сел.
Ленинаул и Калининаул, для чего в район был приглашен зам. председателя правительства Ризван Газимагомедов. Итогом работы комиссии явилось то, что принято решение о газификации и проводке электролиний в новых микрорайонах этих сел.
Включены в план, строительство новой школы и детсада в с. Ленинаул. Открытие в обоих селах спорт, школ. Ремонт здания ДК в с. Калининаул и др.
- Как Вы оцениваете ход реализации национальных проектов в Казбековском районе, и какова роль руководства администрации и депутатов в этой работе?
- Национальные проекты по здравоохранению, образованию, развитию АПК решили и решают многие проблемы. Особо ощутимы результаты реализации нацпроектов в системе здравоохранения и образования в районе.
Достаточно сказать, что РЦБ получила дополнительно 7 единиц медицинского автотранспорта. Кроме этого, целый набор современной медтехники, повышение зарплат участковым врачам, медсестрам, врачам скорой помощи.
По системе образования 6 школ получили гранты по 1 млн. рублей, 5 автобусов (на днях ожидаем еще 2-3 автобуса) 12 учителей района получили по 100 тыс. руб. В этом году должны получить еще 6 учителей.
Все это существенная материальная поддержка школ и учителей. Учителя, также, получают надбавки за классное руководство по 1 тыс. руб., субсидируется родительская плата за содержание детей в детсадах, выплачивается единовременные пособия семьям опекунам по 4 тыс. рублей.
Существенно пополнилась учебно-материальная база школ в виде предметных классов, компьютеров, подключении всех школ к Интернету.
Несколько меньше результаты по развитию АПК, пока каких-либо существенных изменений в лучшую сторону по нацпроектам здесь не произошло, хотя по программе соц. развития села 5 чел. получили субсидии на строительство жилья.
- С 6 октября 2003 года в нашей стране вступил в силу Федеральный Закон N ,131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Изменилось ли Ваше отношение к нему после уже двух лет его действия?
- Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления РФ" (131) конечно, принят из лучших побуждений законодателей. Он призван максимально приблизить муниципальную власть непосредственно к гражданам, чтобы эта власть была подотчетна им, и главную роль в организации жизни в поселениях играли сами жители. Но реализация этого закона встречает много трудностей и, видимо поэтому, в закон постоянно вносятся, изменения и дополнения. Иногда создается ощущение, что закон, напротив, несколько отдаляет граждан от местной власти, хотя это не проблемы Закона, а проблемы и практика его применения. Видимо Закон и дальше будет совершенствоваться, и по нему мы должны будем работать.
- На Ваш взгляд, 131-й закон достаточно ли четко определяет взаимоотношения между главами района и поселений? Есть ли между Вами понимание того, что район должен быть единым и не тянет ли каждый глава одеяло на себя?
- В том-то и дело, что в 131-м законе нет конкретного определения взаимоотношений между главой района и главами поселений, между МО поселений и муниципальным районом, поэтому приходится эти отношения строить по сложившейся практике с учетом взаимных интересов.
131-й Закон наделяет широкими полномочиями органы местного самоуправления, но и ответственность, прежде всего глав поселений, большая.
Проблема в том, что главы поселений полномочиями хотят пользоваться, а те вопросы местного значения, которые на них возложены законом, вроде и не замечают, даже такое ощущение, что те статьи закона, где оговариваются их обязанности они и не читают. Многие вопросы, которые должны решать главы МО поселений, они чудесным образом стараются переложить на руководство района.
Например, организация водоснабжения в поселениях - это прямая обязанность местного самоуправления и это прописано в Законе, но, тем не менее, жители сел. Дылым помнят о проблемах водоснабжения зимой, где-то прорвало трубу, заливает улицу, вместо того, чтобы принять меры по ремонту трубы, глава администрации с. Дылым, жителей, которые жаловались на это, переправляет в администрацию района.
МУП "Благоустройство" пос. Дубки - хозрасчетная организация, которая должна оказывать услуги, зарабатывать и рассчитываться с работниками, так нет же, руководство МУП умудряется вешать свои долги на других и чуть, что звонки и обращения на горячую линию президента РД. Таких примеров можно привести много.
Надо сказать и о том, что представительные органы - собрания депутатов поселений, также, иногда бывают не на высоте. В одних, депутаты сельских собраний занимаются вмешательством в исполнительно-распорядительные функции главы администрации, беря на себя не положенные по статусу полномочия. К примеру, депутаты собрания сел. Дылым, чуть ли не командуют, кого брать музыкантом или певцом в сельский дом культуры, примерно, то же самое позволяют себе депутаты собрания депутатов сел. Инчха.
- Абдула Нухиевич, как справляются власти сельских поселений с вопросами местного значения, и справляются ли вообще?
- На этот вопрос я немного ответил раньше. В целом, главы поселений стараются решать вопросы местного значения. У кого-то это получается лучше, у кого-то не очень. Но почти никто не хочет заниматься всеми вопросами, отнесенными Законом к вопросам местного значения. К примеру, Закон обязывает глав администраций, заниматься созданием условий для развития массового спорта, а некоторые главы поселений бахвалятся, что они в своих бюджетах заложили только по 10-15 тыс. руб. на эти цели.
Надо сказать и о том, что в основном социальное напряжение в поселениях создается из-за действий или бездействия глав поселений.
Бездействиями - тем, что месяцами, годами не решают назревшие вопросы на селе, особенно в вопросах землепользования, водоснабжения и других.
Действиями - тем, что решают вопросы в своих интересах и интересах своей родни и знакомых.
Больше всего недовольство вызывает у населения отсутствие открытости и гласности в работе глав поселений.
Они вовремя не отчитываются перед депутатами и населением. Жители сел не знают, как используются средства, бюджет поселений. Некоторые главы поселений даже бюджет умудряются утвердить на собраниях без соответствующего кворума.
Только глава администрации сел. Гуни на сегодняшний день полноценно отчитался перед жителями села. Нельзя забывать главам администраций, что они подотчетны перед жителями, своими избирателями.
РИА Дагестан
riadagestan.ru