28 января 2003
4543

Прости, что я прошел мимо, брат

Main ain 1969
Никто не знает, что последние полгода два всенародно любимых актера не разговаривали. Первое интервью о трагедии в Кармадонском ущелье Виктор Сухоруков дал "КП"

Сергея Бодрова и Виктора Сухорукова вся страна считала не просто друзьями. Сам Виктор Иванович после съемок "Брата-2" в дневнике написал:

"Я себя ощущал младшим братом! Мои отношения с Бодровым ни разу не были омрачены ни конфликтами, ни капризами, ни отсутствием понимания друг друга. Скажу больше - на этом фильме мы задружились..."

...Когда случилась беда в Кармадонском ущелье, я звонил Сухорукову каждый день. Хотелось его поддержать. Хотя не знал, чем и как.

Ему же все сразу стало ясно.

"Ты не бойся, - сказал мне Виктор. - Я не бреюсь и не пью. И не запью, потому что я старше и другой..."

Больше на эту тему он не хотел говорить. Ему звонили из газет, чтобы расспросить о Бодрове, но он даже не поднимал трубку.

И вдруг спустя три месяца Виктор позвонил сам:

- Срочно приезжай в Питер, поговорить надо! О Сереге!..

"Я растерялся от стыда"

- Когда случилась трагедия, ты ни с кем о Сереже не говорил... Почему?

- Растерялся. Потому что навалился стыд... Я ведь плохо расстался с Сергеем. И когда бомбили телефон, я ходил по квартире и вспоминал нашу последнюю встречу в кинотеатре "Пушкинский" на просмотре фильма "Кукушка"... До этого я год Сергея не видел и искал. Они с женой Светой переехали на новую квартиру, а мне даже не сообщили об этом. Сергей забыл поздравить меня с 50-летием, а может, он просто о юбилее не знал... И тут летом на Московском кинофестивале мы встречаемся. Обнялись, расцеловались. И я начал капризничать: Серега, ты такой-сякой, я тебя разыскивал, а ты потерялся... Они стали объяснять, что жили в деревне, пока ремонт шел, что очень устали. Света еще фразу уронила: "Я столько бетона, Витька, перетаскала!" А я ворчал, как барышня...

Сергей готовился к съемкам фильма "Связной". И хотел, чтобы я прочитал сценарий. Не секрет, это я подсказал ему, каким сделать финал в "Сестрах". Вот Серега и на этот раз надеялся, что опять что-то подскажу.

"Мне-то роль там будет?" - спросил его я. "Ну, Витюш... - отвечает. - Великий актер... Ну какая там роль?" "Ну вот опять, - заныл я. - В "Сестрах" не дал. Здесь не дал, а обещал ведь!" Я не со злостью это говорил, но с укором. "Что ты меня игнорируешь? Презираешь или боишься?" Он, конечно, все это отрицал...

Безусловно, я обиделся, что он не берет меня в свои фильмы. Я раньше ему говорил: "Понадоблюсь - зови. Буду верным актером в твоем кино". А он: "Да, да, да... Обязательно этим воспользуюсь".

И тут уже вторая картина - и опять без меня... А ведь он сам писал, сам сочинял историю! Мог бы "вписать" какого-нибудь Сухорукова...

Это потом я понял: Сергей боялся, что зритель пожурит: "Ну, конечно! Брата снимает!" А может, он испугался, что, увидев меня, люди отвлекутся от сюжета фильма? Ведь для огромного количества людей я - брат Багрова.

Вернусь, однако, к последней встрече. Закончился фильм. Выхожу из зрительного зала. Вижу: стоит вся компания СТВ. И Серега с женой - тоже. Я поблагодарил продюсера за "Кукушку", сказал, что это удача. Демонстративно развернулся и... не прощаясь с Бодровым, ушел, уехал в Питер!

Я ведь, подлец, видел, что Сергей курит и меня пасет. Он ждал продолжения разговора...

- Сейчас ты коришь себя за это?

- Конечно. Мелко все это... Мелко... Я же не знал, что случится... Теперь я для себя определил: нельзя так расставаться с людьми. Надо быть добрее, спокойнее... Это трудный вопрос... Переспроси меня еще раз...

- Почему ты коришь себя?

- Он мне был другом. А я себя повел, как мелкая шпана. И убежал, как пацан. Не знаю, обидел ли я его, но расстроил - точно. И очень об этом жалею. Если бы Серега на это не обратил внимания, он бы обязательно позвонил мне и передал сценарий.

"За день до беды я надел Серегино пальто"

- Давай восстановим те твои октябрьские дни, когда сошел ледник...

- Помнишь сцену в конце "Брата-2", когда наша проститутка Мерлин и Данила убегают из Америки? Они несутся по аэропорту? Серега - в темно-коричневой шляпе и шикарном светло-коричневом пальто?

Он их мне подарил, сказав: "Это мои вещи. Но не мой стиль. И я не буду носить то, в чем снимался. А ты, Витюша, - человек солидный"...

Я никогда не надевал их. Стеснялся. Мне казалось, что вся страна узнает и скажет: "Ой! Бодровское пальто носит!" Да к тому же мне некуда было его носить, настолько оно прекрасно.

И вот 19 октября 2002 года у меня были съемки для телевидения. Журналисты попросили одеться классно. Открыл я шкаф, увидел и надел Серегино пальто. Впервые за три года. Не знал я, что в этот вечер у него был первый съемочный день в Кармадоне. А 20-го числа услышал по телевизору страшную новость. И первая мысль - я ж пальто его вчера надел! И голова закружилась... Я все вспомнил - и наши разговоры ночные в Чикаго, и кинотеатр "Пушкинский"... Может, поэтому и застрял дома на несколько дней. Никуда не выходил. Сидел у телевизора. А в моей квартире жил телефон. Трендел беспрестанно... Ничего не хотелось делать. Ни с кем видеться. Ни читать, ни думать. Есть слово для всего этого - пустота.

Но самое главное - я испугался того, что не имею права делиться своими радостями, победами и удачами. А у меня-то было счастливое течение жизни! Я снимался в "Бедном, бедном Павле"... Хочешь правду? Потом я некоторые сцены играл в этом фильме, держа Бодрова в голове. Я использовал его в работе над царем Павлом для выработки определенных эмоций. Кощунственно? Зато профессионально...

"Мне все сразу стало ясно"

- Ты помнишь вашу первую встречу?

- Конечно, это было на съемках "Брата". Сережа мне показался юным и обаятельным... Обособленный был, скромный, такой невыпендрежный, тихо и мало разговаривал, больше слушал. Очень собранный, пугливый, растерянный... Как студентик...

Я его пригласил на домашние щи. Но он деликатно отказался. А Балабанов мне потом прошептал: "Какие щи, Сухоруков? Он гамбургеры ест и кока-колой запивает". По природе своей Бодров был очень порядочный, честный, искренний, умный и интеллигентный парень. Уже на "Брате" между нами установилось полное взаимопонимание, хотя этот фильм остался для обоих лишь съемочной площадкой. А вот когда работали над "Братом-2", в Америке нас поселили в одни апартаменты... Когда я прилетел, Серега встретил меня очень радушно, стол накрыл, потом повел в центр Чикаго. И там он заметил, как мне понравился джемпер, так он его позже купил и подарил мне ко дню рождения... И именно там зарождались наши дружеские отношения. Мы жили вместе, и нас сближали ночные разговоры. Из них я понял, что Сережа очень любит отца, маму и бабушку. Он трепетно и нежно отзывался о Светке. Он хотел много детей...




Когда этот ледяной язык сокрушил всех нас, моя сестра Галька рыдала и твердила: "Ну как же так? Это не честно! Не может быть!". А потом вдруг сказала: "Вить, а может быть, он слишком рано был счастливым?" Я ответил: "Ты представляешь, Галя, до чего мы дожили? Когда у человека все получается, мы почему-то должны за это платить жизнями. Это неправильно. Что-то, значит, не так..."

Уже на второй день все для меня стало ясно... Но существуют же какие-то человеческие законы, правила, сговоры? Ритуалы, черт возьми? И я себе сказал (все понимая!): нет тела, гроба, креста, значит, нет и смерти. А коль нет и живого человека, значит, есть что-то другое. Я обозначил это для себя понятием "путь". Они все - в пути.

- Многие верят, что Сергей вернется...

- Это было поначалу удивительно. Но я до сих пор встречаюсь с людьми, которые вдруг мне говорят: "А может, откопают..." И вижу, что это не наивность, не поза, а надежда! В Питере меня нашла одна женщина. Ее трясло, колотило, дрожали белые губы, она вся в слезах-соплях схватила меня за руки и запричитала: "Я очень люблю Бодрова. Дайте мне его телефон, адрес. Я пойду, полечу, сделаю..." И это уже было не отчаяние, не горе, а болезнь. Тогда я стал строгим, жестким и суровым. И попытался сдержанным металлическим голосом внушить этой женщине, что надо взять себя в руки, что с судьбой не спорят, ей не диктуют...

"Жене Свете надо съездить на Кавказ и все понять"

- Ты с родными Сергея общался?

- Долго не звонил... Понимал, что не время. Да и нужен ли я им был?.. И если в моем отношении к происшедшему сквозит цинизм, то он - нормальный. В моей жизни тоже были утраты. Моя мать умерла в 50 лет, она меня артистом так и не увидела. Папа следом скончался от тоски. Мой брат ушел в 38 лет. Он был умнее, талантливее и грамотнее меня... Поэтому если определить глаголом мое отношение к происшедшему - это будет слово "растерялся". Может, поэтому я и не плакал.

У меня не было желания выкапывать их. Я знал, что это невозможно. Но как я мог кому-то об этом сказать? Нужно было время... И я ждал...

Светлане я позвонил в конце концов. Позвал ее на спектакль. Она мне вдруг сообщила: "Собираюсь ехать на Кавказ". (Вчера стало известно, что Света посетила Кармадон. А интервью Сухоруков нам дал до ее поездки. - Прим. авт.) Я честно признался, что давно ей надо было это сделать: мол, сразу станет легче и понятнее. Но она на меня обиделась. Не поняла, что я не упрекал ее, а хотел объяснить: это надо, чтобы ты захотела жить дальше! У тебя же два корешочка-то остались Сережки Бодрова, два листочка - вот они, рядом!.. И вдруг она мне ответила: "А с кем я детей оставлю? Ты не был никогда отцом, и тебе не понять..." "Да, Свет, я не был, но я все отлично понимаю..." Обидевшись, она укорила меня, и я тоже было обиделся. Но не пустил эту обиду в себя, вспомнив последнюю нашу встречу в "Пушкинском"...

Ох, Кармадон, Армагеддон...

"Я хочу попросить у Бодрова прощения"

- Каким Сергей в памяти твоей останется?

- Он останется моей гордостью. Я горжусь, что в моей жизни была заметная фигура страны, что работал с этим человеком...

- Ты его другом считаешь?

- Да... Мы были друзьями... Хотя вместе вина не пили и даже на спектакли ко мне он не приходил...

- Если бы вдруг его все-таки спасли и ты бы с Сережей встретился, то как бы себя повел?

- Я бы наблюдал, как его встретили жена и друзья... А потом позвонил бы... При встрече же сыграл бы так, как будто ничего не было!

- Разговор у нас не идет... Тебе трудно?

- Работает контроль. Есть вопрос - хочу ответить. Но внутренний голос предупреждает меня: есть родные, близкие люди, которые на этот публичный разговор имеют больше права... Я контролирую себя: а что подумают жена, друг? Хотя честно, все, что я говорю, было так - не убавить - не прибавить.

- Так почему же ты стал со мной об этом разговаривать?

- Прощения хочу попросить таким образом. За то, что было... Люди ведь придумывают себе какие-то цифры, даты, явления, после которых иначе начинаешь себя чувствовать? Перешагнув этот год, я как будто бы приобрел право сказать: "Серега, ты меня не забывай. Я хороший. Я тебя очень уважаю и люблю. Ты был замечательным парнем и им остаешься. Извини, что я был с тобой мелочным, капризным, привередливым... Я хочу сказать, Сережа, что у меня к тебе нет вопросов и претензий. Прости, что прошел мимо".

Фотографии

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован