"Имеем честь пригласить сотрудников редакции газеты "Будни" Белгородского государственного университета принять участие в I всероссийской конференции "СМИ для студентов". Так все и началось. И отправились мы, И.В. Микулина, начальник управления по связям с общественностью, редактор газеты "Будни"; Мария Водянова и Людмила Жихарь, корреспонденты, обмениваться опытом, приобретать новых друзей и, конечно, PRить свой родной вуз.
О себе
Возможно, то, что вы прочтете дальше, будет немного нескромно, зато - правда. А журналист должен писать правду и только правду! В общем, белгородская делегация выступила на высоком уровне. Доклады отвечали главным требованиям подобных конференций: краткости, высокой информационной насыщенности, полезности и возможности применения некоторых аспектов на практике в других газетах. Свои выступления сотрудники газеты "Будни" проиллюстрировали электронной презентацией, из которой наши коллеги узнали о жизни БелГУ не только в цифрах и фактах, но и смогли оценить его красоту и масштабность (в презентации было представлено большое количество фотографий с видами нашего университета).
После рассказа о деятельности вуза, его научных достижениях и перспективах многие слушатели захотели учиться и работать в БелГУ, даже не поинтересовавшись финансовой стороной вопроса. Пожалуй, хватит себя расхваливать. Добавлю лишь то, что ни один участник конференции не уехал домой без подарка от БелГУ. Календари, кепки, футболки и кружки с символикой университета будут приятным воспоминанием об этой встрече для наших коллег.
О других
Подобные конференции всегда интересны общением с людьми, которым есть что сказать и которых при этом хочется слушать. Первым, с кем мы познакомились, был президент Союза студенческих СМИ Владимир Кумов, студент третьего курса Московской финансово-юридической академии, и, что приятно удивило, наш земляк (Владимир родился и вырос в Старом Осколе). Кроме этого, он является главным редактором газеты своей академии - "Зачетка". Это издание стало единственным, представляющим студенческую журналистику на традиционной пресс-конференции Владимира Путина, проходившей 31 января 2006 года.
Самая запоминающаяся и интересная беседа, по мнению многих присутствующих, получилась со Светланой Максимченко, главным редактором московской молодежной газеты "Акция".12 апреля этой газете исполнилось пять лет. Светлана поведала коллегам о том, как все начиналось, с какими трудностями пришлось столкнуться в самом начале творческого пути, какие проблемы стоят перед изданием сегодня.
Весьма острой стала полемика газет "Акция" и "РеАкция" (создана на несколько лет позже "Акции"). После выступления членов редакций двух конкурирующих изданий, участники конференции обсудили политическую направленность обеих газет, и порой не всегда корректную тактику "РеАкции". Так, например, слоган "Газета для думающей молодежи", на протяжении нескольких лет принадлежавший "Акции", теперь красуется на первой полосе "РеАкции". И названия, как вы уже заметили, перекликаются. По мнению Николая Соколова, представителя популярной молодежной газеты "Кактус" (г. Ростов-на-Дону), "РеАкция" заполонила все газетные стенды не только Ростова, но и многих других городов, пытаясь потеснить местную прессу. Журналисты, присутствовавшие в зале, отметили один из наиболее существенных промахов "РеАкции" - некачественно подготовленные материалы.
О проблемах
Людмила Жуковская, профи в молодежной журналистике, дала очень много дельных советов юным корреспондентам студенческих СМИ. Она отметила, что наиболее часто встречающаяся проблема - трудности во взаимоотношениях с учредителями или руководящими органами. Оказалось, многие студенческие издания корректируют (вносят литературную правку) и утверждают проректоры, что в определенной степени ограничивает свободу выражения авторов. Людмила подсказала, как лучше строить отношения с университетской властью.
Другие проблемы касались как технической стороны (верстки и дизайна газеты), так и творческой (работы над материалом). Часто у молодых журналистов возникают сложности с оформлением запроса на предоставление информации официальными лицами. Особенно это характерно для изданий технических вузов, в которых большинство сотрудников редакций имеют поверхностное представление о журналистской профессии. Существенным "пробелом" в работе любого человека, занимающего этой деятельностью, является отсутствие знаний правовых основ средств массовой информации. На мой взгляд, все эти проблемы легко решаются - не изобретать велосипед, а надо просто прочитать соответствующую литературу.
Хотя, прозвучала еще и такая мысль, что "самые качественные и интересные газеты, обычно, выходят не в гуманитарных вузах". Насчет качества - можно поспорить. А вот интересная и нестандартная (нежурналистская) подача материала может оживить страницы издания. Возможно, журналисты действительно "заморачиваются" привлекательной формой, забывая о соответствующем качестве содержания?!
Кстати, об информационном наполнении газет и журналов. Мне кажется, совершенно напрасно многие редакторы озадачены привлечением большого количества "матерых" рекламистов. Да, от них зависит рентабельность издания и заработная плата сотрудников, но только журналисты, предоставляющие пищу для ума и информацию для размышления, могут повлиять на читателей своими публикациями. Поэтому проблема рекламно-маркетинговой деятельности, поднимаемая сегодня на многих семинарах, должна тесно переплетаться с вопросами, касающимися профессионализма журналистов.
И напоследок вопрос на засыпку: можно ли к журналистике относиться только как к хобби, без использования специальных знаний и навыков профессии?! Наверное, каждый должен заниматься своим делом профессионально. Согласитесь, если даже у человека от природы хорошее чувство стиля, и склонность, допустим, к швейному делу, этого еще недостаточно, чтобы быть отличным модельером. А журналистом разве быть проще?!
old.bsu.edu.ru
05.2006