Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".Должны ли сыновья, родные братья погибших сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы служить в армии? Законопроект дает ответ на этот вопрос.Кстати, не проголосовал против него или воздержался ни один депутат.В пояснительной записке федеральных законодателей говорится: "Проект направлен на создание социальных гарантий сыновьям (родным братьям) сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших в связи с исполнением задач в условиях вооруженных конфликтов, в ходе контр террористических операций, а также умерших, в том числе после увольнения со службы в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими указанных задач".Следует обратить внимание, что предлагаемое право на освобождение от призыва - не запрет на него. Граждане этой категории, изъявившие желание поступить на военную службу по призыву или по контракту, будут иметь возможность его реализовать.А вот мнения думских депутатов, причастных к разработке документа.Николай Безбородое, член комитета Госдумы по обороне:- Мы безоговорочно рекомендовали принять его в первом чтении. Предлагая такое решение, комитет осознает, что мы законодательно закрепляем прецедент, закрепляем возможность вторгаться в специфическую, бережно обществом охраняемую, государством созданную, до сего дня неприкасаемую и священную сферу - сферу государственной поддержки семей граждан, исполнивших конституционную обязанность по защите Отечества только в форме военной службы.Главная причина - это то, что в условиях вооруженных конфликтов и в ходе контртеррористических операций, когда гибнут сотрудники органов внутренних дел, учреждений органов уголовно-исполнительной системы, отстаивая безопасность страны, государство должно поддержать их детейи близких родственников. Но, узаконивая справедливость по отношению к указанной категории граждан, надо избежать некоторых проблем. Их две, на наш взгляд. Первая - не породить очередную, еще большую несправедливость по отношению к детям и братьям граждан других профессий, тоже погибших в ходе контртеррористических операций, скажем, гражданских врачей, спасателей, строителей и других категорий граждан. И вторая -не допустить принятием этого закона дальнейшего размывания статуса военнослужащих, не разрушать и дальше престиж военной службы. Александр Гуров , член комитета Госдумы по безопасности:- Предлагаемый законопроект умещается в одно слово - справедливость. Или равенство перед смертью на поле боя. Но дискуссия по нему затянулась, и он шел очень долго к первому чтению. Я хочу выразить искреннюю признательность комитету по обороне и Генштабу. Им тоже нелегко давалась поддержка данного закона, и мы понимаем их проблемы, тем не менее победили человечность и богоугодность. И это отрадно. Именно так должна действовать Дума.Суть проекта проста - предлагается освобождение от призыва на военную службу сыновей и родных братьев сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при выполнении служебных задач в зонах вооруженных конфликтов в ходе контртеррористических операций либо умерших вследствие увечья, ранения, травм и контузии, полученных при выполнении указанных задач. Действующая ныне редакция подпункта "б" пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" предоставляет такое право сыновьям, родным братьям военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травм, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов.Как видим, действующий закон не указывает ни условий, ни причин гибели военнослужащих, то есть в данном случае смерть решает все вопросы. Мы же своим законопроектом ограничиваем это. Ограничиваем и ставим условия - зона вооруженных конфликтов и контртеррористические операции, то есть боевые действия. Реализация указанного законопроекта, как я уже говорил, будет способствовать установлению справедливости по отношению к судьбам сотрудников органов внутренних дел и уголовно-исполнительной системы, которые наряду с военнослужащими погибают при исполнении своего служебного долга. Причем замечу, что потеря сына или отца равной тяжестью отражается на любой семье - военного или милиционера.К проблеме комплектования наших Вооруженных Сил, которые действительно сегодня испытывают в этом большую трудность, мы подошли вполне ответственно. На этот счет статистика показывает следующее: на сентябрь 2004 года в семьях 1321 сотрудника органов внутренних дел, погибшего на территории Чеченской Республики и Республики Дагестан в ходе двух прошедших кампаний по подавлению сепаратизма, бандитизма и терроризма, осталось 2195 несовершеннолетних мальчиков, из них в возрасте до пятнадцати лет - 1976 детей, а старше пятнадцати лет - 219. Так что общее число тех, кто освобождается от призыва, никак не повлияет на комплектование и боеспособность армии.Нация теряет генофонд, и мы должны позаботиться о том, чтобы этот генофонд был. Это очень важное положение. Принятие предлагаемого изменения в статью 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" покажет реальное желание и готовность государства сохранить будущего кормильца, продолжателя рода в семьях, которые затронула трагедия смерти.
Александр ШАРШУНОВ
СМИ: Нижегородская Правда. Нижний Новгород
20 Сентября 2005 г.