Профессор Александр Гусев в эксклюзивном интервью «VIPERSON.RU» http://www.viperson.ru/ 14.03.2017 года.: 11 марта 2017 года состоялись переговоры в Москве между президентом России Владимиром Путиным и президентом Турции Реджепом Эрдоганом. Турецкий лидер прибыл в российскую столицу по приглашению Владимира Путина с официальным визитом.
Должен особо отметить, что Эрдоган прилетел в Москву после двухлетнего перерыва, хотя справедливости ради должен также подчеркнуть, что это уже четвертая за последние полгода встреча двух президентов.
Столь плотный график встреч президентов должен иметь четкое объяснение. И такое объяснение имеется: сегодня, по моему убеждению, от российско-турецких и турецко-российских отношений зависят не только наши двухсторонние отношения, но и проблема урегулирования сирийского конфликта, и создание действенной коалиции с участием Ирана и Турции в борьбе с «Исламским государством» (ИГ или БАИШ – запрещена в РФ), и отношения с Евросоюзом, и Соединенными Штатами.
В последнее время Европа испортила отношения с Анкарой, а США все еще напрягают Россию. Поэтому Путин может помочь Эрдогану и стать посредником между Анкарой и Берлином, а Эрдоган, в свою очередь, мог бы поспособствовать налаживанию отношений между Россией и США, т.к. Турция является членом НАТО.
Безусловно, у встречи двух президентов в Москве был и прагматичный интерес. Российский лидер хочет восстановить резко сократившийся в последние годы товарооборот между нашими странами, а турецкий президент - построить в Турции газовую и энергетическую инфраструктуру для обеспечения страны российским газом, построив «Турецкий поток» и электричеством, возведя АЭС «Аккую». Конечно, ни газопровод, ни АЭС Турция сегодня построить без участия России не в состоянии. Россия взяла на себя обязательства прокредитовать обе строительные площадки, а суммы то немалые. Только «Аккую» обойдется России в 11 млрд евро, да и «Турецкий поток» - еще в 5 млрд и это только первые две нитки.
Так, что подсчитать нашу помощь Турции нетрудно. Понятно, что это возвратные средства, но одномоментно вложить такие денжища ведь тоже непросто для России, тем более, что бюджет наш серьезно просел за последние два-три года в связи с падением цен на энергоносители и пресловутые санкции Запада.
Не менее важный вопрос для президента Турции – референдум в стране. В апреле текущего года должен состояться референдум об изменении Конституции страны, в результате которого Республика должна стать президентской. Поэтому, скорее всего, турецкому лидеру сейчас очень важно заручиться поддержкой Путина перед референдумом о расширении своих полномочий. Однако нужно подчеркнуть, что эта идея не устраивает ни Вашингтон, ни Брюссель, с которым у президента Турции после попытки государственного переворота сильно испортились отношения.
Сирийская проблематика на встрече президентов была чуть ли не основной. Накануне приезда Эрдогана в Москву на карте Сирии появилась новая болевая точка - город Манбидж, где турецкая армия обстреливает курдов в зоне контроля российских и сирийских войск, но на встрече в Кремле лидеры предпочли не акцентировать внимание на этой проблеме, обойдя ее, а сконцентрировали свое внимание на курдской проблеме в целом.
По словам Владимира Путина он рассчитывает, что наконец-то будет достигнута координация военных действий всех заинтересованных сторон сирийского урегулирования.
В свою очередь Реджеп Эрдоган, призывая поддержать территориальную целостность Сирии, выступил против создания курдской автономии на севере Ирака. Также он подчеркнул, что для Турции очень важно, чтобы Москва отказалась от поддержки курдов в Сирии.
Лидеры двух стран пришли к выводу, что принцип территориальной целостности Сирии должен соблюдаться, т.к. это является необходимым условием перемирия в стране.
Подводя итоги московской встречи президентов Турции и России должен ответить их позитивный и конструктивный характер. Отношений между нашими странами вышли на докризисный уровень и это обнадеживает…
Профессор Александр Гусев в эксклюзивном интервью «VIPERSON.RU» http://www.viperson.ru/ 14.03.2017 года.