13 марта 2007
1905

Путин уходит в отрыв

Позавчера прозвучало самое современное по форме и содержанию послание президента Федеральному Собранию. Путин отчетливо заявил о себе как о политике XXI века, который сознает на каком свете находится страна и по каким правилам функционирует глобализирующийся мир.

Послание свидетельствует в первую очередь о том, что президент ушел в огромный отрыв в уровне понимания реальности от большинства российского политического класса, наиболее видные представители которого слушали доклад в кремлевском зале. Не секрет, что наша политическая элита все еще не может расстаться с веком ХХ-м, продолжая отдавать дань фетишам усиления госрегулирования, поддержки неэффективных производств, отгораживания от остального мира протекционистскими барьерами, антизападничества и великодержавия.

Путин предложил совершенно другую логику. Россия не может рассчитывать на статус великой державы, потому что исключительно слаба экономически. Для возвращения былого статуса и создания достойных условий для жизни людей страна должна осуществить мощный экономический рывок, развиваясь темпами гораздо более быстрыми, чем те 3,5-4,6%% в год, которые предлагает правительство. Чтобы обеспечить такие темпы, Россия должна стать полноправной составной частью глобальной экономической системы, где идет острая конкурентная борьба за рынки и инвестиции, страны соревнуются в привлекательности делового климата и эффективности государственных институтов. Никто в мире не собирается с нами враждовать. Но никто Россию особо и не ждет с распростертыми объятиями, чтобы освободить для нас какие-то ниши на мировом рынке или дать деньги за красивые глаза. Россия, считает Путин, должна сделать все, чтобы добиться максимальной конкурентоспособности в глобальной экономике и совместимости с ней. И, соответственно, устранить все те преграды, которые стоят на пути нашей конкурентоспособности и совместимости.

Список таких преград, подлежащих устранению, по сути и составляет содержание послания президента.

Мешает некомпетентность громоздкого бюрократического аппарата, и Путин предлагает реструктуризировать исполнительную власть. Мешает чиновничья коррупция, которую президент рассматривает не как результат отсутствия репрессивных мер, а как прямое следствие ограничения экономических свобод: "Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер, тем больше взяток и чиновников их берущих".

Препятствиями для успешных реформ являются отсутствие нормальной рыночной правовой среды, противоречивость законов, преступность, проявления националистического экстремизма.

Все еще запутанными остаются отношения между федеральными и региональными властями. В этой сфере Путин выдвинул лишь одну новую инициативу, но весьма изобретательную. Он предложил, чтобы те договоры о разграничении полномочий, которые при Ельцине в массовом порядке заключались между Москвой и добывавшими особые привилегии субъектами Федерации, поступили на утверждение Госдумы. Уверен, парламент, где идеи региональной вольницы весьма непопулярны, не одобрит ни один из этих договоров. Одновременно президент намерен укрепить местное самоуправление, что всегда справедливо рассматривалось как способ оказания дополнительного давления - снизу - на власти регионов.

Для создания нормальной рыночной среды и стимулирования экономического роста Путин предложил избавить от бюрократического удушения малый бизнес. Продолжить реформу естественных монополий, которые задирают тарифы, но сохраняют свои бюджеты непрозрачными для правительства. Провести инвентаризацию государственного имущества, размеры которого до сих пор точно не известны, и избавиться от неэффективно используемой госсобственности. Ускорить банковскую реформу, чтобы наконец-то превратить банки из учреждений для себя в действующий механизм кредитования производства. Помочь российским ученым и разработчикам встроиться в мировой венчурный рынок, обеспечивающий оборот научных продуктов и услуг.

Вопрос о том, надо ли России интегрироваться в мировую экономику, перед Путиным не стоит - мы уже в ней. Проблема - как повысить свою роль, как участвовать в определении правил игры на мировом рынке? Именно в этом контексте президент рассматривает широко дискутируемые планы вступления России во Всемирную торговую организацию. ВТО - не зло и не благо, а инструмент, которым надо уметь пользоваться, чтобы стать сильнее. А кто не хочет или не умеет им пользоваться, надеясь отсидеться за стеной таможенного протекционизма, в стратегическом плане обречен.

Главными столпами своей внешней политики Путин обозначил прагматизм, обусловленный имеющимися скромными возможностями и сохраняющимися национальными интересами, и намерение строить со всеми государствами мира конструктивные, нормальные отношения. Три главных географических приоритета, обозначенных в послании, включают в себя страны СНГ и Европейского Союза, которые упомянуты в контексте экономического сотрудничества, и Соединенные Штаты - в контексте стратегической стабильности. Подтверждено активное участие России в антитеррористической коалиции.
Отрыв Путина от основной массы политического класса - создает ли он угрозу для предложенного курса? Конечно. Но все же в стране с остатками царистской политической культуры президент, пользующийся доверием подавляющего большинства населения, вполне может успешно действовать даже вопреки элите.


("Труд", РИА-новости 20 апреля 2002 г.)
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован