Участие мурманских партий в органе законодательной власти может быть граничено
Собравшись с утра в понедельник на свое очередное заседание, члены комитета по законодательству Мурманской областной Думы с удивлением узнали о появлении в повестке дня внепланового вопроса. Областная избирательная комиссия вышла с инициативой об увеличении с 5 до 7 процентов порога прохождения политических партий на предстоящих в марте 2007 года выборах в региональный парламент.
Отметим, что 7-процентный барьер предлагал несколько месяцев назад и депутат-"единоросс" Александр Крупадеров. Однако тогда представители всех фракций договорились остановиться на 5 процентах. Казалось, больше к этому вопросу народные избранники не вернутся.
Тем более странно, что эта идея появилась всего за две недели до момента назначения выборов в областную Думу. И продвигает ее не губернатор, не кто-либо из депутатов, что можно было бы хоть как-то объяснить, а избирательная комиссия области, председатель которой Анатолий Саренко любит заявлять о том, что облизбирком является всего лишь правоприменителем законов, принимаемых депутатами. И не более того.
И тут на тебе - избирком решил заявить о своей самостоятельной политической позиции. Да еще как. Осененный мыслью об увеличении партийного барьера, Анатолий Саренко срочно собрал членов комиссии, причем случилось это в субботу. А в понедельник с утра данная законодательная инициатива уже была в Думе.
Что и кто подвиг председателя облизбиркома на такой шаг, судить не беремся. Тем более что по закону, как уверяет сам Анатолий Пантелеевич, человек он самостоятельный и никто ему не указ.
А мотив для обоснования своей идеи на заседании думского комитета Саренко изложил следующий. Мол, в большинстве регионов барьер для партий установлен именно на отметке в 7 процентов. Поэтому нечего Мурманской области из общих правил выбиваться. Да и председатель Центризбиркома Александр Вешняков якобы ратует за 7-процентный барьер на региональных выборах. А партиям для его преодоления, дескать, объединяться надо.
В общем, хорошо говорил Анатолий Пантелеевич, да неубедительно. Как пояснили журналисту "Версии" в пресс-службе Центризбиркома, федеральное законодательство дает регионам право самим устанавливать порог прохождения партий. И ЦИК в этот вопрос не вмешивается.
Более того, всего пару месяцев назад, побывав в Карелии, где местные законодатели установили порог прохождения партий в региональный орган власти в 7 процентов, председатель ЦИК усомнился в целесообразности этого шага.
Можно привести мнение и коллеги господина Саренко - председателя избирательной комиссии Тверской области Михаила Титова.
"Мы считали и считаем, - сказал он в интервью местному телевидению, - что 5-процентный порог прохождения политических партий в представительный орган власти вполне достаточен. И это не просто наши фантазии. Это результат прежде всего анализа итогов избирательных кампаний последних 5 лет, начиная от их первичного звена - выборов в муниципальные образования - до выборов Президента России. Кроме того, есть на этот счет мнение специалистов, людей, занимающихся этими проблемами профессионально, - то есть всех тех, кого мы называем экспертным сообществом.
На мой взгляд, на сегодняшнем этапе развития нашего общества партии в стране не настолько сильны, чтобы хотя бы несколько из них могли преодолеть 7-процентный барьер. Можно заранее предположить, что это удастся одной или, в лучшем случае, двум партиям. Простите, о какой демократизации общества мы тогда ведем речь?
Я считаю, что порог в пять процентов, который был установлен для политических партий, - это максимум, проверенный временем. Повышение его создает опасность для дальнейшего развития гражданского общества".
Это, напомним, было мнение председателя тверского облизбиркома. Конечно, у Анатолия Саренко может быть другая позиция. Но если он призывает к единым правилам игры, то надо понять, каковы они. На выборах в законодательное собрание Санкт-Петербурга, например, денежный залог для партий составляет 90 млн рублей (в Мурманской области - чуть более 2 млн), а в Приморском крае кандидатов вообще убивают.
Впрочем, кое с чем из аргументов Анатолия Саренко согласиться все же можно. Например, с тем, что увеличение барьера подвигнет небольшие партии к слиянию. Но ведь не за две же недели до старта избирательной кампании! Кто мешал тому же избиркому выйти с идеей об увеличении партийного барьера год назад, полгода назад? Никто.
А сейчас данное решение может привести к тому, что некоторые партии просто откажутся от участия в выборах. Например, партия "Яблоко". На выборах в Госдуму в 2003 году в Мурманской области она получила 5,4 процента голосов. При всем снижении уровня поддержки демократов 5 процентов мурманским "яблочникам" набрать по силам. Так, по крайней мере, считают эксперты. А вот семь уже нет.
Вряд ли 100-процентно уверенными могут себя чувствовать и другие оппозиционные партии. Так, КПРФ в том же 2003,году получила в нашем регионе 7,4 процента голосов. ЛДПР хоть и набрала тогда 15 процентов, но итоги последних региональных выборов показывают значительное снижение уровня поддержки избирателями Жириновского и его партии.
А ведь любая партия есть выражение интересов определенных социальных групп, поскольку она и создается именно с такой целью. Ограничивая участие партий в органе законодательной власти, законодатели тем самым существенно ограничивают участие определенных социальных групп в управлении обществом. А народ - это и есть совокупность социальных групп. А то, что в нашем обществе есть разные социальные группы, а у них свои корпоративные интересы, - это без сомнения.
Кирилл ИГНАТЬЕВ.
Мнения
Владимир Пеляк, второй секретарь Мурманского обкома КПРФ:
- Областная Дума, устанавливая 7-процентный порог проходимости для политических партии на мартовских выборах в региональный парламент, старается тем самым не допустить к участию в политической жизни региона еще не состоявшиеся партии. Лидеры этих партий, не имея достаточных средств и сил, не смогут составить реальную конкуренцию двум партиям власти - "Единой России" и "Справедливой России". Компартия в Мурманской области имеет определенный политический вес, так что для нас преодолеть 7-процентный барьер будет не так сложно.
Надежда Максимова, депутат областной Думы:
- Установление 7-процентного порога - это хорошо для будущей России, когда в стране будет действовать 2- или 3- партийная система, а сейчас это барьер для молодых партий. Такие политические гиганты, как "Единая Россия", "Справедливая Россия", ЛДПР и коммунисты в состоянии преодолеть в регионе этот порог. Остальным партиям при гигантском усилии своих сторонников все равно не удастся достичь положительного результата. Сейчас в стране идет процесс перехода к политическому монополизму, когда одна партия стоит у власти. А ведь это мы уже проходили при главенстве компартии.
www.mbnews.ru