13 апреля 2006
1333

`Пять вечеров`: Подарок `Современника` самому себе

В московском театре "Современник" вновь можно увидеть спектакль "Пять вечеров".

Режиссёр новой версии - Александр Огарёв. В главных ролях: Елена Яковлева и Сергей Гармаш.

Отзывы российской прессы читал Станислав СТЕКЛОВ:

Лучший подарок - тот, который приготовил сам себе, решили в московском театре "Современник". И к собственному 50-летию возобновили "Пять вечеров".

Эта пьеса Александра Володина была поставлена на сцене "Современника" впервые в 1959 году Олегом Ефремовым и Галиной Волчек. И другое произведение вряд ли бы больше подошло в качестве подарка театра самому себе. Но, как пишет сегодня "Коммерсант", средство, которое используют, чтобы донести до зрителя то самое "главное" - это утомляюще постоянная, плакатная, грубого помола надрывность.

Ненатурально кричат практически все актёры. И хотя солидная часть зрительниц всхлипывает большую часть представления, благо щемящие кульминации разбросаны по пьесе в изобилии, в итоге зритель уходит с ощущением, что его долго и пребольно били по голове, но с неясными целями: изломанные взаимоотношения всех героев вместо сочувствия просятся в рассказы Хармса, пишет "Комерсант".

"Московский Комсомолец" затронул "Пять вечеров" не так подробно, и не настолько отрицательно. Обозревателю Марине Райкиной больше всего не понравились костюмы и атмосфера. По костюмам - пишет "МК" - нам пытаются представить будто бы 50-е годы, по атмосфере - вообще непонятно какие. По стилю ни ретро, ни день сегодняшний. Единственное что может порадовать неподготовленного зрителя - игра актёров, да и то не всегда.

Ещё одна разгромная статья о "Пяти вечерах" в "Новых известиях". Евгения Шмелёва, побывавшая на спектакле, посвящённом 50-летию "Современника", утверждает, что праздника не получилось. Казалось бы, пишет издание, вся волшебная атмосфера, сотканная из синеватого света, вкрадчивой музыки, кружащихся снежинок должна настраивать не только зрителей, но и актёров на романтический лад.

Но вот тут и возникает главное несоответствие: с первых минут спектакля герои все, как один, впадают в полуистерическое состояние, много и экзальтированно говорят, нервно смеются и даже танцуют так, как будто это последняя пляска приговорённого на смерть. Всеобщая истерия с бесконечными всхлипываниями, заиканиями, болезненным хрипением, гримасами боли, и пусканием слезы продолжается весь спектакль и к финалу утомляет не меньше, чем рефреном звучащая "Милая моя" в надрывном исполнении Юрия Шевчука.

Но есть в сегодняшней прессе и сладкая пилюля - это рецензия в "Российской газете". Она даже озаглавлена положительно - "Свет в окне". По словам Алёны Карась, спектакль ровно то, чем хотел и, быть может, должен был быть юбилейный спектакль в этом театре. В нём есть простота и приподнятость мифа. То, что другие обозреватели называли истерикой актёров, их бесконечными всхлипываниями и экзальтированностью, Алёна Карась представляет как нечто, дарующее ощущение связи времён, увлекающее страстями и утешающее пронзительно-нежным, мелодраматическим финалом.

Но и "Российская газета" отмечает, что самой большой удачей постановки стало распахнутое до самой стены пространство сцены. Задняя, техническая стена открыта вся целиком, а в её верхнем правом углу светится одно-единственное окно - вечный символ надежд и ожиданий.

Судить о спектакле конечно вам. Но как минимум три разгромные рецензии против одной относительно хвалебной заставляют задуматься.

13.04.2006
www.cultradio.ru

Персоны (1)

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован