Наталья Бехтина: Наша программа будет посвящена и экономике и политике и жизни, потому что вопросы, которые мы рассмотрим сегодня, касаются каждого гражданина нашей страны. Завершается очередная рабочая сессия Государственной Думы, подводятся итоги. Мы поговорим о тех законах, которые приняты и может быть, попытаемся объяснить слушателям, как работают депутаты. Наверняка большинство слабо представляют работу законодателей. Недавно, по телевидению показали конфликт в Правительстве между экономическим блоком и премьером. Невольно делаешь вывод, что в коридорах власти происходят вечные "перебранки" (извините за просторечие). Понятно, что это процессы рабочие, и обходить острые углы не всегда получается. Почему же сокращение этапов принятия бюджета вызывает негативную реакцию?
Игорь Руденский: Что касается принятия бюджета 2005 года и всех его изменений, мы говорили об этом в ноябре прошлого года, когда дело коснулось реализации закона о монетизации льгот. Было много упущений, закон требовал доработки. Но, к сожалению, не ко всем нашим предложениям Правительство прислушалось и поэтому ошибки закона в январе-феврале пришлось исправлять. В принципе нам удалось исправить ситуацию, но для этого потребовалось выделение дополнительных средств. То есть это перераспределение 348 млрд. рублей расходной части, которые пошли только на социальную сферу. Как известно, подняли размер базовых пенсий с 660 до 900 рублей с первого марта, увеличили стипендии студентам на 100 рублей с первого сентября, зарплату бюджетникам и военнослужащим. Средства были выделены из дополнительных доходов Федерального бюджета. Они были получены за счет возврата недоплаченных в прошлые годы компаниями налогов, а также дополнительных доходов от экспорта нефти и газа.
Наталья Бехтина: Впечатляющие цифры. Однако, денег никогда не бывает достаточно ни в каком кармане: ни в собственном, ни в кармане страны. Как урегулировать бюджет, который каждый год у нас планируется с профицитом. Аналитики утверждают, что профицитный бюджет это не такое уж и большое благо. Почему?
Игорь Руденский: Потому что профицитный бюджет не заставляет ни о чём думать. Европа и Америка принимают дефицитные бюджеты. При принятии дефицитного бюджета всегда остается, условно говоря, "дыра", которую постоянно нужно чем-то наполнять. Это бюджет развития, он более эффективен. При принятии бюджета на 2006 год с Правительством будем вести конструктивный диалог о том, чтобы темпы экономического роста не падали, а повышались. Надо чтобы Правительство отказалось от навязчивой идеи о снижении инфляции любыми путями.
Наталья Бехтина: Почему у нас нет возможности инвестировать в экономику?
Игорь Руденский: В принципе, возможность есть, но нужно найти механизмы как это сделать. Это можно делать несколькими путями: снижать налоги и у предприятия останется больше средств, которые они потратят на собственное развитие и поднимут работникам зарплату, к примеру. Мы можем компенсировать процентную ставку кредита, то есть ввести компенсационные выплаты. Скажем, вы взяли кредит в банке на покупку оборудования. Получаете кредит, естественно, по рыночным процентам, а бюджет часть процентной платы компенсирует, как это практикуется в сельском хозяйстве. 2/3 ставки компенсируется. Кредит, в этом случае, обходится намного дешевле и больше предприятий имеют возможность взять его. Вы развиваетесь, увеличиваете объем производства, повышаете зарплату, становитесь конкурентоспособными. Это лишь несколько путей. Но пока правительство осторожничает и очень неохотно тратит средства на компенсацию процентной ставки и снижению налогов. Большой плюс - снижение ЕСН на 10%. Бюджет Пенсионного фонда потерял приличные средства, но крупные предприятия выиграли от этого. Они направили средства на зарплату и расширение производства.
Наталья Бехтина: Получается "тришкин кофтан". Снижение ЕСН выгодно предприятиям, но не выгодно Пенсионному фонду. Возможно ли перестроить систему?
Игорь Руденский: Чтобы систему перестроить, нужно сесть и договориться. Составить конструктивный диалог между бизнесом властью и законодательной и исполнительной властями. По совокупности налогов мы находимся в середине таблицы стран, которые имеют средний уровень налогообложения. Но у нас есть один перекос: 90% налогов мы берём из бизнеса, с предприятий и 10% платит население. В Европе это построение делится 50% на 50%, к чему и нам надо стремиться. Население будет согласно платить тогда, когда будут соответствующие доходы. Значит, мы должны поднять доходы населения и облегчить жизнь социальным фондам. Повысить заработную плату может работодатель, с которого будет снята часть налогового бремени, соответственно он повысит работнику зарплату и круг замкнётся. В связи с этим нужно разработать блок законопроектов, которые позволят это сделать. Думаю, что мы придем к этому. Снижение ЕСН на 10%- этого недостаточно, нужно снизить хотя бы ещё процентов на 10-12 этот налог.
Наталья Бехтина: Спасибо за беседу!
http://www.rudenskiy.ru/