15 июля 2008
6812

Ракетный ответ Вашингтону. Москва рассказала о том, что будет в случае развертывания американской ПРО в Европе.

Касаясь темы создания американской ПРО в Европе, Дмитрий Медведев заявил, что "с нами велись и ведутся довольно вялые переговоры, которые ничем не закончились". По его словам, США, наоборот, продолжают работу по развертыванию третьего позиционного района и, в частности, подписали соглашение с Чехией. "Нас это не устраивает", – подчеркнул президент России. Российский МИД заявил, что в случае развёртывания американской ПРО на территории Европы России придётся действовать "не дипломатическими, а военно-техническими методами".

Россия считает, что радиолокационная станция и противоракеты направлены только против неё, а не против Ирана, как о том заявляет Вашингтон. Российские эксперты полагают, что Иран не сможет выйти на создание ракет межконтинентальной дальности до 2019 года.

8 июля российский МИД обнародовал заявление, согласно которому Россия в случае развёртывания третьего позиционного района ПРО США в Европе будет использовать "военно-технические методы". В свою очередь, представитель России при ООН Виталий Чуркин предположил, что может быть произведено перепозиционирование российских ракет. Генеральный штаб просчитывает определённые цели.

В 1993 году было принято решение о том, что российские ракеты не будут нацелены на США, а американские ракеты – на Россию. Так вот, Чуркин говорит о том, что возможно перенацеливание российских ракет – не только на США, но и на Польшу с Чехией. Что он имел в ввиду?

На западе России возможно будут установлены оперативно-тактические ракеты типа "Искандер", зона досягаемости которых составляет 500 километров. Причем "Искандер" может оснащаться крылатыми ракетами, дальность которых значительно больше. В Калининградском особом военной районе может начаться развертывание самолетов Ту-22, несущих крылатые ракеты воздушного базирования.

В рамках выполнения российско-американского договора по СНП сейчас реализуется решение о ликвидации ракетной дивизии в Козельске. Но в новых условиях Россия вполне может остановить свертывание этой дивизии, оснастить российские ракеты гиперзвуковым крылатым блоком (их подлетное время значительно короче) и направить на объекты противоракетной обороны, размещенные в Польше и Чехии.

Такие меры Кремля не противоречат международным обязательствам России. Более того, Россия ранее выступила с инициативой о создании ПРО Европы. Угрозу безопасности стран Европы создают как стратегические, так и нестратегические ракеты "третьих стран" и государств с неустойчивым режимом. Нестратегические ракеты могут быть применены в значительном количестве – до нескольких сотен в виде групповых ударов с различными военными целями, а стратегические – вероятнее всего в виде точечных ударов с террористическими или провокационными целями. Нельзя исключать и случайных пусков ракет, вероятность которых пропорциональна степени распространения ракетно-ядерного оружия по планете.

Система ПРО Европы может рассматриваться как система борьбы с нестратегическими и одиночными стратегическими ракетами. В условиях прекращения действия Договора по ПРО 1972 года, а также соглашений о разграничении стратегических и нестратегических систем ПРО, логично вести речь о системе обороны от всех классов баллистических ракет. Россия, в силу своих военно-географических условий, особенностей расположения части информационных средств дальнего действия, достижений в области систем и средств борьбы с нестратегическими и стратегическими ракетами, может быть в создании такой ПРО очень полезна мировому сообществу.

Кроме того, система ПРО Европы может состоять из совокупности локальных группировок ПРО-ПВО типа ПРО Москвы. Могут быть и комплексные группировки ПРО для борьбы с любыми типами ракет, состоящие из стратегической системы ПРО и элементов нестратегической ПРО соответствующего района. И, что немаловажно, для решения задач ПРО Европы может использоваться часть информационных средств системы противоракетного наведения РФ наземного и космического базирования.

Достоинства предложений российской стороны заключаются именно в том, что участие в европейской системе ПРО не ущемляет национальных интересов входящих в нее стран и позволяет национальным системам ПРО решать свои локальные задачи в рамках единой системы ЕвроПРО. При таком подходе не встает вопрос о жесткой унификации инфраструктуры, всех технических (обеспечивающих) и огневых средств, а также технологий управления и программного обеспечения систем управления, используемых национальными командованиями. Это делает систему открытой для расширения состава ее участников без больших затрат на модернизацию национальных систем новых членов и обеспечивает возможность подключения к ней в будущем других европейских стран.

Действительно, под прикрытием такой ЕвроПРО можно более настойчиво и уверенно проводить и мероприятия по нераспространению ракетно-ядерного оружия, по осуществлению антитеррористических операций и других задач.

Очевидно, что создание и боевое применение такой системы совместно с другими мерами по укреплению стратегической стабильности должны согласовываться на международном уровне.

Реализация данного принципа предполагает создание системы ЕвроПРО с централизованным информационным обеспечением и децентрализованным управлением средствами огневого поражения. При этом предусматривается сохранение национальной подчиненности огневых средств и соответствующей инфраструктуры странам-участницам. Системообразующим элементом ЕвроПРО должен выступать единый информационно-координационный центр, обеспечивающий своевременную и надежную обработку и передачу информации о ракетном нападении в национальные центры управления ПРО, анализ в реальном масштабе времени складывающейся оперативной обстановки, контроль за применением огневых средств национальными командованиями.

Однако этот процесс осложнился после принятия администрацией США решения о создании и развертывании позиционных районов национальной ПРО США в Европе. Это явилось еще одним подтверждением и следствием проведения США внутренней и внешней политики исходя из имперских принципов сверхдержавы. Очевидно также, что дальнейшее развитие работ в области ПРО будет во многом зависеть от позиции стран Европы и России.

Анализ проводимых работ по ПРО показывает, что США устремлены на защиту только своих национальных интересов. Противоракетная оборона стран Европы, в том числе и союзников по НАТО, от ракетно-ядерных угроз, аналогичных угрозам территории США, не рассматривается ни в концептуальном, ни в технологическом аспектах.

Американцы в целом отказываются воспринимать Европу как коллективного участника блока НАТО, хотя европейцы все больше доказывают свою самостоятельность. К тому же, в Западной Европе весьма положительно было встречено предложение президента России в 2000 году о создании тактической ПРО Европейского континента. Что касается России, то ей выгодно участвовать в коллективных мероприятиях по обеспечению безопасности Европейского континента, в том числе, и в плане защиты от ракетной угрозы.

Это объясняется, прежде всего, военно-географическим положением России – необходимостью защиты Европейской части своей территории, возможностью использовать отдельные национальные средства противоракетной обороны в интересах соседних стран Европы, относительной простотой перебазирования некоторых средств на территории стран Европы, а также возможностью продажи им современных средств ПВО-ПРО. Необходимо при этом отметить, что зоны ответственности наших РЛС ПРН, в отличие от американских, перекрывают ракетоопасные направления для большинства стран Европы со стороны Ближнего и Среднего Востока, Южной Азии, где находится больше всего "третьих стран" с их ракетными потенциалами. Россия предполагает полномасштабное участие в создании и последующем использовании ЕвроПРО и сотрудничество в области информационного обеспечения национальных систем ПРО и военно-технического сотрудничества.

 

Анатолий ЦЫГАНОК

15 июля 2008

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован