Дела кавказские - дела российские
Кавказ всегда вызывал к себе неподдельный интерес - как друзей, так и врагов. Россия и Кавказ тысячелетиями взаимодействуют друг с другом и сформировали фактически единый социум с общей судьбой, духовностью. И потому Кавказ - это давно уже не окраина России, как часто преподносится в средствах массовой информации, а ее сердце, исторически сложившаяся составная часть.
Разгромив хазар в X веке, Святослав устанавливает русскую границу на Кубани. В Тмутаракани древние россы формируют зачатки российской государственности - русское княжество, а впоследствии и единый российский полиэтнический социум. Поэтому сама проблема вхождения Кавказа в Россию так же закономерна, как и вхождение России в Кавказ. Это феномены, тесно и органически взаимосвязанные друг с другом.
Начиная с XV века, после падения татаро-монгольского ига, возрождается процесс вступления народов кавказских государств в российское подданство. Процесс этот шел сложно, но однозначно, что русские спасли ряд кавказских народов от физического уничтожения. Поэтому совершенно неоправданно сводить историю русско-кавказских отношений к Кавказской войне. Арабы, татаро-монголы, Тимур, Персия и Турция принесли Кавказу в сотни раз больше трагедий, чем Россия.
Но мы почему-то все время возбуждаем в памяти только Кавказскую войну. Историки зачастую делают ее основным предметом кавказоведения, забывая, что и она "была чисто стратегической и менее всего колонизационной", как писал историк Покровский. Прогрессивные государственные и общественные деятели России подчеркивали важность стимулирования исторического стремления народов Кавказа искать покровительства со стороны России, их приверженности к единству с Россией, а не пытаться их усмирить, боясь в том числе и, как выразился в свое время генерал Ермолов, "развращаемого примера горской свободы на Россию". Короче говоря, весь сложнейший процесс русско-кавказских отношений требует сегодня качественно нового осмысления, свободного от имперско-колониальных, сепаратистских, а также узкоклассовых подходов прошлого.
В оценке русско-кавказских отношений зачастую преобладают крайние оценки. Они высказываются без осознания духовно-нравственной и даже культурно-хозяйственной сути этого глобального и многостороннего процесса взаимодействия народов, культур, религий, традиций, который и привел в конечном итоге к формированию русско-кавказского социума России с элементами общности судьбы и сохранения самобытности народов. Кризис в кавказской политике, как правило, связан исторически с периодами кризисов и смуты внутри самой России. И это еще одно свидетельство существования Кавказа и России как единой общности.
Многое в кавказских делах во все времена зависело от тех, кто ими занимается в самой России. Большинство из них, как ни парадоксально, в прошлом и ныне часто "не заслуживали общественного доверия своими военными и административными талантами", как замечал еще декабрист М. Лунин. Именно отсутствие четкости политических принципов и последовательности государственных подходов не позволяет нам до сих пор погасить конфликты на Кавказе. За многие века Кавказ принял миллионы жертв. Неужели этого недостаточно, чтобы понять, что для примирения Кавказа с Россией избирались не те методы. Политические режимы проявили глухость и слепость к кавказским нравам и обычаям. Даже Шамиль, которого 25 лет не могли покорить силой оружия, был впоследствии покорен великодушием князя Воронцова и царя, русскими людьми в Калуге. И в своем завещании, которое он писал вдали от России, подчеркивал жизненную необходимость для Кавказа и кавказцев хранить верность Российскому государству, дружить с русским народом, жить с ним в мире и согласии. Повторяю: русские и кавказцы столетиями живут в едином Отечестве, общем культурном пространстве. Об этом часто забывают политические деятели, возбуждая вновь и вновь недоверие и подозрительность в отношениях между русскими и кавказцами.
Отдельные драматические страницы истории, поведение, навязываемое нашим народам политическими провокаторами и карьеристами, не должны закрывать от нас огромный потенциал русско-кавказского взаимодействия в единой российской цивилизации. Кавказ в этом плане не меньше Россия, чем любая другая ее составная часть. Кому-то в начале 90-х годов показалось, что Чечня - это окраина российская.
Жизнь вновь доказала, что Чечня - в самом сердце России, ее трагедия болью отозвалась во всех уголках страны, в душах россиян, независимо от их национальности, вероисповедания. Еще в конце XIX века философ А. Розен писал: "Благосостояние покоренных и добровольно покорившихся горцев доставило бы нам в несколько лет больше верных завоеваний и прочных, чем сто тысяч воинов и сто миллионов рублей могли бы это совершить. Хорошее управление не меньше русской храбрости может ускорить окончательное покорение и сделать его прочным". Храбрости, может быть, и сегодня у нас хватает, а хорошее управление оказалось трудно наладить.
Даже в нынешних условиях государство не смогло подобрать подходящую Кавказу управленческую модель. На фоне тех мер, которые предпринимает Президент Российской Федерации В. Путин по наведению должного порядка в стране, по укреплению вертикали власти, особенно важно обратиться к позитивному опыту управления Кавказом. Хочется подчеркнуть, что горцы не ищут другой альтернативы, кроме как жить в едином государстве, и подавляющее большинство из них считают Россию своей родиной, государством. По этому поводу еще русские демократы писали, что если русское управление будет приемлемо для горцев - тогда только спокойствие на Кавказе и связь его с Россией будут вполне обеспечены.
Такой пример привлекательности был продемонстрирован В. Путиным и российскими военными в Дагестане летом 1999 года. И авторитет России как власти, государства, растерянный за эти годы, был восстановлен единством народа и армии в борьбе с террористами.
К сожалению, эту привлекательность не удалось удержать в Чечне, и сегодня многие люди, вовлеченные в эту трагедию, как ни парадоксально, воюют не для того, чтобы уйти подальше от России, а для того, чтобы жить в ней достойно и полноправно. И на этом фоне звучат предательские призывы - уйти с Кавказа, избавиться от этого больного аппендикса, "очистить Россию от кавказской заразы". Они где-то напоминают призывы, которые были модны еще до широкомасштабной Кавказской войны: "усмирить или уничтожить", не понимая, что речь сегодня идет не о враждебных племенах, а о соотечественниках, гражданах России.
Политика на Кавказе как индикатор всегда показывает стратегическую линию дальнейшего исторического выбора России, ее общества и граждан. Вот почему важно использовать преимущества демократии и свободы не для того, чтобы возродить из нашей общей истории фрагмент вражды, а продолжать укреплять общность судьбы и общность духа наших народов, соотечественников, и тогда Кавказ станет, как говорил Л. Толстой, для нас "страной любви".
Да будет так!
Рамазан АБДУЛАТИПОВ
"ПАРЛАМЕНТСКАЯ ГАЗЕТА"
27 февраля 2001 года
http://www.abdulatipov.ru/Parts/2001.02.27_PG_Vedaem%20li%20chto%20tvorim.htm