Медийный холдинг Rambler Media, ключевым активом которого остается портал Rambler.ru, объявил финансовые итоги полугодия: впервые за долгое время компания показала прибыль - 2,5 млн долларов.
Логотип - ramblermedia.com
Как и прежде, основной источник доходов холдинга - интернет-реклама, однако Rambler планирует укреплять свои позиции, развивая экспансию в электронную торговлю и социальные сети.
По итогам первого полугодия 2005 года доходы компании от интернет-рекламы вышли на отметку 12,3 млн долларов, что составило 78% общего оборота холдинга. Рост доходов в сегменте интернет-рекламы - около 130% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом доходность данного направления в бизнесе не вызывает сомнений - маржа EBITDA интернет-подразделения превышает 27%. Зато общая маржа по всем направлениям составляет всего лишь 15,6% при совокупном обороте 16 млн долларов.
Rambler Media позиционирует себя в качестве медийного холдинга, но остальные направления бизнеса компании не могут похвастать феноменальными успехами. Так, телевизионное подразделение все еще убыточно: несмотря на более чем двукратный рост доходов этого направления (по сравнению с первым полугодием 2005 года) - до 2,2 млн долларов, чистые убытки составили 1,4 млн долларов. Заметно упали продажи мобильного контента - всего 1,3 млн в этом полугодии, в то время как в кризисном для этого рынка 2005 году общие продажи Rambler Mobile составляли 3,8 млн долларов. Как отмечает компания в своем отчете, Rambler Mobile снижает расходы на рекламу, переходя к модели revenue share (разделение доходов) со своими партнерами. Не исключено, что в условиях жесткой конкуренции на рынке мобильного контента снижение объемов рекламы негативно повлияло на доходы компании.
При этом эксперты рынка оценивают результаты Rambler Media как впечатляющие: компании все же удалось шагнуть из минуса в плюс. Смущает то, что основной причиной роста столь диверсифицированной компании остается только интернет-реклама. При этом порядка 70% рекламного дохода приносит медийная реклама, которая во всероссийском масштабе замедляет свой рост, и лишь 30% - контекстная, или поисковая (включая контекстные баннеры).
В 2005 году интернет-реклама составила около 2% общего рекламного рынка России, или около 100 млн долларов, из которых около 40 млн долларов (120% роста по сравнению с 2004 годом) контекстной рекламы и еще 60 млн - медийной (71% роста). По прогнозам Ассоциации коммуникативных агентств России, к 2010 году доля интернет-рекламы в России увеличится до 5,2%. Инвесторов такой прогноз воодушевляет и дает право не сомневаться в будущих доходах интернет-подразделения Rambler Media. Однако в самой компании намерены укреплять свои позиции, диверсифицируя и интернет-бизнес. Ирина Гофман, генеральный директор компании, сформулировала стратегию компании следующим образом: "Наша цель - окончательно закрепить позицию "Рамблера" как основной точки входа в Рунет". При этом, фокусируясь на развитии интернет-бизнеса, компания видит пять основных направлений движения: поисковые сервисы, коммуникационные сервисы, информационные сервисы, развлекательные сервисы и электронная коммерция.
В этом плане стратегия Rambler несколько отличается от стратегий его ключевых конкурентов из big-four ("большой четверки", куда также относят "Яндекс", mail.ru и с некоторых пор РБК). "Яндекс" [1] в большей степени делает ставку на монетизацию своих поисковых возможностей, развивая большей частью сервисы, связанные с поиском в Рунете какой-либо информации. РБК основной акцент ставит на монетизацию своей бизнес-аудитории, постоянно расширяя число медийных каналов, ей адресуемых. Наконец, лишь mail.ru действует схожим с Rambler образом, монетизируя широкую неоднородную аудиторию рекламой на портале, а также разделяя ее затем по интересам и затем повторно капитализируя различными сервисами.
В рамках своей новой стратегии Rambler намерен сделать ставки в сегменте электронной коммерции и социальных сетей. Для этого компания уже провела несколько сделок. В январе Rambler Media объявил о покупке 51% акций компании Price Express, что дало холдингу контроль над проектом Price.Ru (каталог почти 40 млн товаров), Domoteka.Ru и Tyndex.Ru. Что касается сервисов социальных сетей, то Rambler Media продолжает развивать свой совместный с ICQ проект Rambler-ICQ, который был запущен в прошлом году и уже приобрел 1,6 млн пользователей. За счет этой программы аудитория ICQ в России выросла с 2 млн до 3,6 млн человек. Наконец, компания вложилась летом в покупку 51% акций сервиса знакомств Дамочка.Ру, где официально зарегистрировано около 1,7 млн пользователей.
По словам Ирины Гофман, в настоящий момент компания рассматривает еще несколько перспективных в плане покупки проектов, но не хотела бы их называть во избежание возникновения вокруг них покупательского ажиотажа.
Сергей Скрипников, автор журнала "Эксперт"
28.09.2006
www.expert.ru