26 ноября 2004
8946

Расплата за ошибки

Архив : N48. 26.11.2004


Звёздный час Рината Мухамадиева наступил в 1990 году. Совершавший тогда предвыборный вояж Борис Ельцин, дабы привлечь на свою сторону национальные элиты поволжских республик, сделал в том числе ставку и на Союз писателей Татарстана. Ельцину по душе пришёлся шаг Мухамадиева, объявившего о выходе творческого союза из состава Союза писателей России. В свою очередь команде Мухамадиева понравилась решимость Ельцина, который на встрече с писателями Татарстана подтвердил право автономных республик взять столько суверенитета, сколько сумеют проглотить.

И вовсе не случайно летом 1991 года Мухамадиев наряду с Рамазаном Абдулатиповым и Русланом Хасбулатовым оказался в числе основных претендентов на должность руководителя российского парламента. Правда, тогда ему чуть не повезло. Верховный Совет России в итоге всё же возглавил Хасбулатов. Но и Мухамадиев без высокой должности не остался. Его назначили руководить одним из парламентских комитетов.

Именно Мухамадиев после провала в августе 1991 года путча гэкачепистов многое сделал для того, чтобы укрепить отношения между Ельциным и Шаймиевым. В том, что Шаймиев тогда не просто уцелел в кресле первого человека Татарстана, но и быстро набрал силу на политическом российском поле, безусловно, есть огромная заслуга и Мухамадиева. Другое дело, что, похоже, писатель забыл про аксиому: на Востоке не может быть двух ярких лидеров. Видимо, не учёл он и вторую прописную истину: всякая революция очень быстро пожирает своих детей. Поэтому рано или поздно надо было ожидать явного или тайного обострения отношений между Мухамадиевым и Шаймиевым.

Имея огромные амбиции, связанные не только с творчеством, но прежде всего с политикой, и не удовлетворённый должностью председателя одного из парламентских комитетов, Мухамадиев, безусловно, много думал о том, как попытаться вновь вернуться на первые роли. Но, похоже, все карты ему спутал чёрный сентябрь 1993 года. В отличие, например, от Абдулатипова, он не до конца просчитал ситуацию. Ему казалось, что в той схватке победит Хасбулатов. А получилось всё по-другому.

Позже о разыгравшейся на глазах всего мира трагедии 1993 года Мухамадиев написал мемуарную книгу "Крушение". Но такое впечатление, что писатель менее всего думал о том, чтобы рассказать всю правду. Кажется, у него была другая задача: найти оправдания нелучшим своим поступкам конца 1980 - начала 1990-х годов и всячески себя обелить, показав себя убеждённым борцом с ельцинским режимом. Но ничего из этой затеи не вышло. Книга получилась неискренней. Что очень убедительно пару лет назад доказала Ирина Пирогова в газете "Экономическая жизнь".

После осени 1993 года стало ясно, что даже в Татарстане влияние Мухамадиева очень быстро снизится, если не сведётся к нулю. Что и случилось. Оставалось надеяться на Москву, на бывших соратников из первого демократического призыва, благо власти не стали отбирать у писателя столичную квартиру, которую он получил в одном из престижных домов ещё в 1990 году как народный депутат России.

В какой-то момент кремлёвские политики действительно над романистом сжалились. Ему даже уже собрались предложить неплохую должность в президентской администрации. Но всё спутал Шаймиев. Он, как только узнал об этих планах, всё сделал, чтобы высокое назначение Мухамадиева не состоялось. В итоге опальному политику пришлось согласиться на скромный и малооплачиваемый пост одного из секретарей исполкома Международного сообщества писательских союзов.

Впрочем, Шаймиеву его вмешательство даром не прошло. Несколько лет назад Мухамадиев вдруг написал страстную статью, которая рассказывала о таинственном исчезновении одного из его приятелей. Два слова об этом приятеле. Он вырос в семье татарского классика, стал бизнесменом, какое-то время входил в состав правительства Татарстана и часто выступал в роли мецената самого Мухамадиева. В этой статье писатель намекал на то, что тёмные силы, видимо, его приятеля уничтожили, и во всех смертных грехах винил Шаймиева. А потом вдруг выяснилось, что приятель жив, здоров, по новой женился и ожидает наследника. Зачем Мухамадиеву понадобилось наводить тень на плетень, до сих пор никто не может понять. Семья же классика после этого грязного пасквиля и вовсе отвернулась от романиста.

Теперь наш герой пытается сыграть на другом поле. Похоже, теперь он решил сделать ставку на Партию Жизни и даже выдвигался от неё на последних парламентских выборах. Писатель рассчитывал, видимо, на то, что эту партию возглавит третий по должности в стране человек - председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Однако Партия Жизни пока только терпит поражение за поражением. Сначала она с треском проиграла на выборах в Госдуму, а потом беспомощно выступила в президентской гонке.

Неужели вновь произошла осечка?!

В.РЯЗАНЦЕВ
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован