01 февраля 2006
956

Равиль Гениатулин: Я собираюсь работать, пока мне будут доверять люди

1 февраля 2006 года первому президенту Российской Федерации - Борису Николаевичу Ельцину исполняется 75 лет. Ровно 10 лет назад - 1 февраля 1996 года, в день своего 65-летия глава государства подписал указ о назначении Равиля Фаритовича Гениатулина главой администрации Читинской области. Осенью 1996 года Равиль Гениатулин победил на губернаторских выборах и сохранил за собой пост главы администрации области. После этого были победы на выборах 2000 и 2004 годов. 1 февраля губернатор поделился воспоминаниями о назначении 10-летней давности, о первой встрече с Борисом Николаевичем, рассказал о планах на будущее.

Равиль Фаритович, какие ощущения вы испытывали в начале 1996 года, когда Ельцин подписал указ о вашем назначении?

В 1996 году мне было всего 40 лет, а тут сразу на такую должность, да тем более в 1996 году, когда страна была на перепутье. Очень непростое время было и было немного не по себе. После этого прошло 10 лет, которые всех нас потрясли. Мир стал другим, и мы стали другими, изменилось общество. За эти 10 лет произошла, не побоюсь этого слова, революция - революция в головах, в экономике, во всех сферах жизни. 10 лет менялась страна, и мы были не сторонними наблюдателями, а непосредственными и активными участниками процесса.

Вчера на пресс-конференции Владимира Путина попросили охарактеризовать период нахождения у власти Бориса Ельцина. Президент ответил уклончиво, приведя ответ Дэн Сяопина, которого попросили оценить результаты Великой французской буржуазной революции. Дэн Сяопин ответил, что еще прошло очень мало времени для того, чтобы давать оценки подобного рода.

А как вы оцениваете деятельность Ельцина?

Я позволю себе согласиться с Президентом - еще не наступило время давать оценки.

Что для вас, как для человека означало назначение 10-летней давности, что дали эти 10 лет в целом?

Конечно, за это время все мы повзрослели. Тогда мне было всего 40 лет - буквально через несколько месяцев после моего дня рождения было принято решение о назначении. Страшновато было. Но мы все чему-нибудь у кого-нибудь учимся. У Бориса Николаевича я тоже многому научился, брал на вооружение его решительность. В этом аспекте, наверное, никто уже не его превзойдет - все мы помним, как он и на танк забирался, и как выступал на пленуме в конце 1980-х годов. У меня, конечно, другие методы - на танки я не лажу, да и необходимости в этом, слава Богу, нет. Но если я принял какое-то решение, то доведу его до логического завершения. И этому я тоже учился у Бориса Николаевича - решительности ему было не занимать.

Когда вы впервые встретились с Борисом Николаевичем?

Первая встреча произошла через 3 месяца после моего назначения - в мае 1996 года в Кремле. Это был исторический момент для Читинской угольной компании: итогом встречи стал уникальный случай, когда в течение 1,5 часов был подписан и выпущен в свет указ Президента о создании ЧУК.

Ситуация развивалась так. Я записался на прием по разным вопросам, касающихся ситуации в Читинской области. Необходимо было решить ряд конкретных вопросов. Один из них касался разделения Восточно-Сибирской угольной компании с выделением из ее состава Читинской угольной компании. Был подготовлен проект указа, на нем стояло несколько виз, но ключевой была виза Лившица. То есть Лившиц и Ельцин - это, можно сказать, отцы-основатели угольной компании.

Зайдя в кабинет к Борису Николаевичу, я проинформировал его о ситуации в области. Хочу отметить, что Ельцин всегда и со всеми разговаривал на "Вы", даже в общении один на один никогда не переходил на "ты". Он внимательно прочитал указ, посмотрел на меня и спросил, насколько срочно необходимо его подписать. Я ответил: "Борис Николаевич, я бы не пришел к вам, к президенту страны, если бы вопрос не был "горящим". Этого решения ждут несколько тысяч, а может и десятков тысяч людей в Читинской области". Борис Николаевич взял ручку, поставил свою знаменитую роспись и спросил, когда я улетаю. Самолет до Читы был вечером. Он спрашивает: "Указ нужен немедленно?" Я сказал, что в область желательно вернуться с подписанным документом. Он нажимает кнопку, заходит помощник, перед которым ставится задача - через 1,5 часа указ должен быть готов. Это было действительно волевое решение, ведь проект указа с юридической точки зрения был весьма сомнителен. Но авторитет Бориса Николаевича был чересчур высок. Меня подхватывают, ведут по кабинетам, и не проходит и полутора часов, как я выхожу на Васильевский спуск с папкой, в которой лежит подписанный документ.

Это был шок для руководства Восточно-Сибирской угольной компании в Иркутске. Но никто не посмел пошевелить ни одним пальцем, чтобы оспорить указ.

Эти уроки решительности, полученные у Ельцина, позволили в первое время работы на столь ответственном посту набрать уверенности, я стал действовать более решительно. Время-то было какое - стачки, забастовки, долги по зарплате. Порой приходилось принимать очень и очень непопулярные решения. С высоты 2006 года многие решения середины 1990-х годов были именно такими - сомнительными с юридической точки зрения, но единственно верными. Жизнь требовала принятия волевых решений.

Вам очень часто задают вопросы о том, что изменилось в стране и области за время вашего руководства Читинской областью. Если не останавливаться на каких-то конкретных экономических показателях, заработавших ГОКах и выросших зарплатах - что же все-таки изменилось?

В 1990-х годах многие были уверены, что через плюрализм и абсолютную свободу можно прийти к величайшему благосостоянию. Сейчас, я думаю, все поняли, что это утопия. Пришло понимание того, что без тяжелого повседневного труда ничего в этом мире не добьешься. Переход к рынку, к свободе и демократии не означает автоматического роста благосостояния. Люди начали понимать, что для того, чтобы жить хорошо, надо много и долго трудиться. Всем нам пришлось переболеть детской болезнью свободы.

Во-вторых, Россия получила возможность общаться с другими странами, с другими цивилизациями можно сказать. У нас есть возможность сравнить и сопоставить опыт других стран, взяв на вооружение самое лучшее, и отбросив негатив. За эти 10 лет, мы сделали первые шаги по пути интеграции в мировую экономику.

Впереди еще предстоит непростой путь, десятка на полтора лет нам хватит переходного периода. Но в том, что мы уже сейчас идем по правильному пути, нет никаких сомнений. Все теперь в наших руках - будем серьезно, настойчиво и профессионально работать, будет результат.

Равиль Фаритович, какие планы на будущее?

Недавно один ветеран посчитал, что по продолжительности нахождения на этой должности в истории Читинской области я занимаю то ли третье, то ли четвертое место, и пожелал мне, чтобы я в этом списке стал первым. Это, конечно, не самоцель, но я собираюсь работать, пока мне будут доверять люди, и пока я буду чувствовать в себе силы и способности. В развитии Читинской области наступает очень интересный период - в пределах 5 лет нашему бюджету можно приблизиться к самодостаточности с точки зрения минимальной бюджетной обеспеченности. Это очень серьезный задел для будущих поколений, который позволит Читинской области спокойно развиваться. У нас есть для этого все - люди, ресурсы. Необходимы только правильные управленческие решения, грамотное выстраивание отношений с инвесторами, четкая экономическая, промышленная, социальная политика.

01.02.2006
http://www.regions.ru/news/1948896
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован