Еще больше снизились расходы на обновление наиболее динамичной части основных средств - приборов и оборудования. Если в середине 80-х годов на покупку оборудования расходовалось 11-12 % ассигнований на науку, то в 1996 г. - 2,7%. Коэффициент обновления основных фондов в отрасли "Наука и научное обслуживание" в 1998 г. составил лишь 1.7% по сравнению с 10.5% в 1991 г. План государственных инвестиций на строительство объектов науки не был выполнен ни разу. В проекте бюджета 2000 г. на эти цели выделено в 2 раза меньше средств, чем в 1999 г., и в 4 раза меньше, чем в 1997 г.
СССР был второй научной державой мира, а сейчас в РФ расходы на НИОКР не только в 26 раз меньше, чем в США, но уступают расходам таких стран, как Италия (в 1,6 раза) и Канада (в 1,35 раза). Ни разу не была выполнена 4%-ная "норма" выделения средств из государственного бюджета, заданная Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике". В 2000 г., согласно оценкам, объем бюджетных расходов на науку составил 0,28 % валового внутреннего продукта и 1,8 % расходной части бюджета. В 2001 г. доля затрат на исследования и разработки составила 1,16 % валового внутреннего продукта, а бюджетные ассигнования на гражданскую науку - 1,67 % расходной части федерального бюджета.
Начиная с 1989 г., за рубеж на постоянное место жительства выехали около 10% научных работников. Особенно велика потеря физиков-теоретиков (согласно оценкам, около 40%). Уезжающие математики составляют 25% к их ежегодному выпуску лучшими вузами страны.
В начале 1999 г. в РФ насчитывалось 4019 научных организаций. Их средние размеры уменьшились вдвое - вследствие разукрупнения организаций. При этом число научно-исследовательских организаций выросло, но зато резко (в 2.4 раза) сократилось количество конструкторских бюро. Число проектных и проектно-изыскательских организаций, выполняющих исследования и разработки, уменьшилось за годы реформы в 5.5 раза. В ходе приватизации отраслевых НИИ, КБ и НПО многие из них утратили свою опытную базу. Таким образом, в ходе реформы ликвидировались те звенья научно-технической системы, которые ответственны за процесс инноваций на стыке исследования - производство . С исчезновением организаций, занятых внедрением результата разработок в производство, завершился демонтаж существовавшей ранее инновационной системы страны (и в прошлом недостаточно сильной).
Реформа подорвала силу российской науки как одного из важнейших факторов развития страны. Это стало одной из причин нарастающего спада технологического уровня промышленности и снижения доли наукоемкой и технологически прогрессивной продукции. Конкурентоспособность и экономические показатели промышленного производства в этих условиях неминуемо снижаются, и перспективы неблагоприятны, так как быстро восстановить уровень научной деятельности в стране трудно даже при очень щедром финансировании.
Источники:
Статистические ежегодники "Народное хозяйство РСФСР" . ЦСУ РСФСР, Госкомстат РСФСР. Москва.
"Российский статистический ежегодник. Официальное издание". Госкомстат России. Москва.
Статистический сборник "Агропромышленный комплекс Российской Федерации" . Госкомстат России. Москва. 1993.
Статистические сборники "Сельское хозяйство в России. Официальное издание" . Госкомстат России. Москва. 1998; 2000.
Статистический сборник "Сельское хозяйство" . Госкомстат СССР. Москва. 1991.
Статистический сборник "Сельское хозяйство СССР" . Госкомстат СССР. Москва. 1988.
"Развитие животноводства в России (1970-1997 гг.)". Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. Москва. 1998.
Статистический сборник "Регионы России. Официальное издание. 1999". Госкомстат России. Москва. 1999.
Статистический сборник "Цены в России. Официальное издание". Госкомстат России. Москва. 1998.
Информационно-аналитический сборник "Некоторые проблемы сельского хозяйства зарубежных стран" . ВНИИ информации и технико-экономических исследований агропромышленного комплекса. Москва. 1989.
"О финансовом состоянии коллективных сельскохозяйственных предприятий Российской Федерации за 1991-2000 гг.". Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации. Москва. 2002.
"Научно-техническое развитие агропромышленного комплекса России". Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Москва. 2000.
"Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации", Госкомстат Российской Федерации. Москва, апрель 2002.
Сельское хозяйство - одна из системообразующих отраслей экономики любой страны. Вне зависимости от почвенно-климатических условий даже самые развитые промышленные страны вкладывают очень большие средства в развитие отечественного сельского хозяйства. Имеющиеся в стране земельные угодья представляют собой бесплатно данную Природой огромную производительную силу. "Труд - отец богатства, а земля - его мать" - этот постулат экономического учения физиократов был включен и в политическую экономию. В сельском хозяйстве земля и растения как огромная химико-биологическая машина работает, используя бесплатную энергию Солнца. Количество этой энергии, поглощенное культурными растениями и превращенное в пищевые продукты, намного превышает энергию добываемого минерального топлива.
Кризис в сельском хозяйстве и спад его производства сразу наносит тяжелый удар по всей экономике, поскольку приводит к потере огромного количества бесплатных природных ресурсов, но эти потери приходится оплачивать при импорте продовольствия.
Большая часть территории России лежит в зоне рискованного земледелия. На больших пространствах урожайность сильно колеблется в зависимости от погодных условий. Тем не менее вплоть до радикальной реформы, начатой в 1988 г., сельское хозяйство РСФСР развивалось с высоким и стабильным темпом. Об этом говорят объективные показатели, не зависящие от идеологических оценок. Реформа привела к тяжелейшему кризису всего сельского хозяйства - и растениеводства, и животноводства. По отношению к уровню 1990 г. в 1998 г. в РФ было произведено 56% продукции сельского хозяйства, а в 1999 г. 58%.