Очередной съезд "Единой России", конечно, пройдет пышно и торжественно. Конечно, на нем будут первые лица государства. Конечно, там будут говорит об уверенных победах и грандиозных задачах. Съезд поздравит и выступит на нем президент, отметив огромную роль партии в поддержании стабильности в стране.
На нем прозвучит большое выступление Медведева, который будет говорить, как близко к сердцу принимает он судьбу "Единой России".
Руководители самой "ЕР" расскажут, как они победили на парламентских выборах (и будет отмечено, что в очень непростой обстановке), как они обеспечили победу своего кандидата на выборах президентских, и уверят всех, что и дальше будут работать на благо России, обязательно в сотрудничестве со всеми политическими силами страны.
Правда, президент довольно прозрачно намекнет, что нельзя отрываться от народа и нужно больше заниматься политической работой и быть ближе к нуждам населения. А бывший президент заявит, что необходимо обновление партии, что нельзя "бронзоветь".
После чего, внутренне содрогнувшись, делегаты съезда изберут последнего своим председателем. Это, конечно, самой партии принесет столько же пользы, сколько помещение его же первым номером в списке.
Никогда еще "ЕР" не находилась в таком нелепом и двусмысленном положении. Зимой она, даже по официальным данным, на деле проиграла парламентские выборы. Ее официальные 49 % от голосовавших, то есть около 30 % от всех избирателей - уже не большинство. Причем, в эту цифру не верит вообще никто: даже относительно лояльные к ней аналитики говорят не более чем о 45 %. Подавляющее большинство среди этих голосов - доля Путина, который как раз из партии уходит. Порядка 5 % - доля Медведева, который ее теперь будет возглавлять.
Все сентенции о том, что в Европе и о 40 % многие правящие партии могут только мечтать, по понятным причинам ничего кроме насмешки вызывать не могут.
После этого "ЕР" оказалась политически бессильна противостоять "болотному" движению, то есть показала, что партией в собственном смысле слова не является. Причем, она не является даже партией авторитарно-бюрократического типа - состоящие из ее членов органы власти и в административно-силовом отношении не смогли подавить "болотные" собрания.
Более того, чтобы победить на выборах, Путин вынужден был отстраниться и от "ЕР", и от Медведева - и тогда он взял свои почти две трети голосов. И, победив, принял решение пост руководителя партии покинуть.
То есть он продемонстрировал, что в политическом смысле никакого толка от "ЕР" нет. Хотя как машина голосования она пока будет использоваться. Причем, взамен, под слова о том, что "партию парламентского большинства" должен возглавлять одобряемый парламентом премьер-министр, получила себе в председатели именно того человека, который резко потянул вниз ее рейтинг на парламентских выборах. И который не может добавить ничего позитивного ее имиджу. Он не пользуется уважением общества и не способен обеспечить обновление ее политической работы.
Только хуже другое. "Единая Россия" электорально держится на левых голосах, но во главе теперь будет человек откровенно правых взглядов. Если и поверить, что он "никогда не был либералом" и всегда был "консерватором", то и одно, и другое - это варианты правой идеологии.
Поэтому сдвигаться влево "ЕР" теперь не может. А идти "направо" - значит еще больше отталкивать от себя избирателей и отдавать свой электорат левым партиям.
Более того, на выборах победил поддержанный ею кандидат, выдвинувший достаточно левую программу. И она как будто бы этой программе присягнула. Теперь ее возглавит человек, сформировавший достаточно правое правительство - и она его избрала и это правительство обязалась поддерживать.
Путин, по содержанию его предвыборных статей, обещает строить "новый социализм", хотя и не произносит этого слова. Зато уже подписал более десятка указов, именно на это ориентирующих исполнительную власть. Медведев, хотя тоже не произносит такого слова, судя по всем его статьям и выступлениям, намерен продолжать создавать в России "старый капитализм".
А что должна делать "Единая Россия"?
Ведь один обещает перейти к стратегическому планированию - другой хочет развивать рынок. Один выводит ключевые сферы из под программ приватизации - другой заявляет об ускоренной приватизации. Один хочет воссоздавать национальную индустрию - другой хочет вписаться в мировое разделение труда в качестве периферийной зоны. Один выстраивает курс на обеспечение для граждан страны доступного и качественного образования - министры другого уже говорят, что нужно сократить половину бюджетных мест, а плату за учебу повысить раза в четыре. Один хочет развивать госуправление экономикой - другой хочет его ослабить.
А "Единая Россия" должна выполнять и то, и другое. И каждый раз самостоятельно догадываться, кого ей слушать. Она создавалась как структура, исполняющая волю власти. Теперь две воли ставят ей разные задачи. Прошедшие четыре года было проще: ясно, кто был лидером партии, и он же был, как провозгласила сама "ЕР", "национальным лидером".
Что выполнять и кого слушать - нужно думать. Но именно от этого "ЕР" старательно отучалась все десять лет своего существования. И, самое главное, она вообще не знает, для чего ей дали Медведева: чтобы его поддерживать или, наоборот, "утопить". Или чтобы они утонули вместе. Она не знает, насколько ей его дали. И не знает, на какой срок тот назначен премьером. И, соответственно, не знает, как себя вести.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
интернет-журнал "НОВАЯ ПОЛИТИКА" (www.novopol.ru).