10 июля 2008
4059

Размышления о фильме Тимура Бекмамбетова `Особо опасен`

Не каждому суждено умереть на работе, зато при желании каждый может стать отцеубийцей. Убить отца - прекрасный русский мотив, обостряющийся в периоды социальных сломов и экономических катаклизмов.

И хоть нас уверяют, что жить стало лучше, жить стало веселее, простой русский клерк, бессмысленно просиживающий в офисе весь световой день, чувствует себя кем-то непостижимо и страшно обманутым. Поэтому, когда в Интернете появился анонимный ролик про разгром в московском офисе, который учинил его сотрудник, метавший в своих начальников и сослуживцев компьютеры, успех его был огромным.

Потом оказалось, что ролик - часть рекламной кампании нового голливудского боевика Тимура Бекмамбетова "Особо опасен". В нем рядовой офисный клерк Уэсли, давно смирившийся со своим положением лузера, с тиранией толстухи-начальницы и изменами подружки, пьющий горстями таблетки от нервов, внезапно попадает в руки таинственного всемирного ордена Ткачей, узнает об убийстве отца и, чтобы отомстить за него, под руководством Анджелины Джоли проходит ускоренные курсы подготовки молодого убийцы. Вместо бесконечной рутины и привычных фрустраций - летящие по кривой пули, спринт по вагонным крышам и самая сексуальная женщина Голливуда.

Правда, стремительно пройдя "переподготовку", уверенный, что осуществляет святую месть, недавний клерк убивает... собственного отца. Тут-то и выясняется, что орден Ткачей - профессиональное сообщество киллеров, которое, вглядываясь в ткань судьбы, неустанно производимую ткацким станком, прочитывает имена тех, кто подлежит умерщвлению - во имя равновесия сил добра и зла. Почему же мальчик не узнал отца? Да потому, что папаша-то с ним и не жил, а бросил ради служения ордену.

Вот здесь сделаем остановку. Хотя в полуторачасовом прессинговом экшене, основанном на серии комиксов Марка Миллара и Дж. Г. Джонса, это сделать трудно. Он создан для того, чтобы уставший на работе клерк ни на секунду не мог задуматься, "разгрузился" по полной программе.

Но нам-то, искушенным в аналитической психологии, вполне ясен тайный смысл происходящего. По злой наводке убивший отца Уэсли только на первый взгляд ошибся. В этой "ошибке", как в оговорках по Фрейду, проговаривается тайное желание: убей отца, который сделал тебя лузером, убей отца, который породил систему бессмысленного корпоративного "братства", убей отца, лишившего тебя свободы воли. И хоть в фильме Бекмамбетова наш герой исправляет ошибку, разрывает сети Братства и уходит в индивидуальный разбой, "ошибка" остается более значимой, чем весь фильм.

Вот она - русская тема, которую Бекмамбетов принес в Голливуд. Вот оно - его послание миру. Как когда-то рабочие громили орудия своего подневольного труда, так и теперь клерк с радостью громит свои компьютеры, и клавиши клавиатуры вместе с выбитыми зубами летят с экрана прямо в глаза зрителей. Но у этой "освобождающей энергии Востока", ради которой Бекмамбетова, видимо, и позвали в Голливуд, есть скрытый, подлинный психоаналитический смысл - убийство отца.

Он и обеспечивают фильму его "русскость". Не значит ли это, что в Голливуде сделали ставку на антиглобалистский пафос, на использование "локального элемента" в космополитическом кинопроизводстве? "Русскость" Бекмамбетов с удовольствием вшивает в свой новый фильм. Она обеспечивает ему тот запас юмора, который только и позволяет хиленькому примитивному сюжету удержаться на плаву. Мало того, что в русской версии герои фильма говорят голосами Безрукова и Куценко, мало того, что выбитые из клавиатуры клавиши образуют на экране не универсальное fuck you, но такое родное "пошел на...", мало того, что рядом над Джеймсом МакЭвоем ворожит печальный, мрачновато-депрессивный Хабенский, так еще и Анджелина Джоли въезжает в румынский экспресс на нашей родной "копейке". Так впервые в истории нового кино Бекмамбетов конвертировал русскую жизнь в Голливуд.

Что за этим последует - страшно подумать...

Алена Карась

Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4703 от 10 июля 2008 г.
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован